Давайте попробуем сделать так.
Я буду высказывать какие-то положения. Вы говорите "да" или "нет" Если "да" -
читаете дальше, если "нет" - "выходите из программы"
Это нужно для того, чтобы установить, есть ли у вас общие точки опыта с тем, о
чем говорит текст. Ведь если их нет, то не на что в беседе опираться и чтение
теряет смысл.
Считаете ли вы, что научная теория должна сообразовывать своё содержание
с текущими политико-идеологическими установками?
"да" - выход
"нет"- продолжение
. Считаете ли вы, что всякий текст (теория)
это, выражаясь языком НЛП, карта, а не территория. Иначе - что это какое - то
отражение реальности, а не реальность, и это отражение реальности выражается в
форме её (теоретической) модели?
"нет" - выход ;
"да" - продолжение.
Для чего нужны модели и какие модели лучше?
Модели строются для объяснения каких-то явлений.
Более истинными являются модели, лучше «работающие» на явлениях.
Считаете ли вы, что природа обладает мышлением?
"нет, природа не обладает мышлением" - продолжение.
Считаете ли вы себя явлением природы?
"нет" - выход;
"да" - продолжение
Но вы обладаете мышлением. Следовательно вы представляете собой частный случай
природного явления, обладающего мышлением, и, в качестве природного фактора,
также и ваше мышление представляет собой форму естественного процесса.
Следовательно, природа обладает мышлением.
"нет" - выход
"да"- продолжение
Говоря о мышлении, мы должны задаться вопросами: что, как и при помощи каких
средств, механизмов мышление реализует себя или точнее: каким образом, при
посредстве какого рода механизмов природа реализует функцию мышления объекта
«человек». (Эту же мысль можно выразить и иначе: никакое
мышление не может быть "чистым" мышлением.
Тем не менее, мышление – это своего рода энергетика, активная вещь,
которая реализует себя в той мере, в какой это позволяют делать как внешние
обстоятельства, в которых оно себя реализует, так и его собственный материальный
субстрат, а также возможности и способности этого субстрата и мышления как
разворачивающейся на нем энергетики формировать всевозможные ансамбли средств
реализации целей мышления.
Иначе говоря, не может быть бога как "чистого бога", как "духа", то есть
как того, что противостоит материальному и само им ни в коей мере не является.
Точно также, как и обратно, не может существовать абсолютно «бездуховной"
материи. На деле, когда говорят о материи и духе, то речь идет о мере того и
другого и, соответственно, доминирования той или другой стороны в системе.
Обычно о материи говорят тогда, когда в данных своего восприятия субъект не
обнаруживают признаков духовности ( чувствительности), и говорят о духе, когда
не могут определить, какой материальной структурой духовное явление
обеспечивается. Но и то и другое определяется отражательной способностью
субъектов: то есть теми естественными и искусственными приборами, орудиями,
которыми они обладают, и возможностями переработки ими информации.
Т.о., положение вещей обстоит вовсе не так, что мы изначально можем
адекватно судить обо всём, а в том, что для адекватного отражения мы должны
создать соответствующие приборы отражения и средства обработки получаемой
информации.
Итак, следует различать материальный носитель, на основе которого
могут формироваться разнообразные функции, и то множество функций,
которые на нем реализуется.
Затем, а это касается также и мышления, нужно различать первоначальные
(врожденные) ансамбли, определяющие общие принципы переработки информации,
которые в самонаблюдении открываются как присущие субъекту врожденные вещи (Ср.
И. Кант, «Критика чистого разума» «Критика чистого разума» – это
феноменологическая модель работы человеческой машины познания, которая имеет
ввиду структуру и функционирование соответствующих им материальных механизмов
Вообще отличительной особенностью живых систем является
характеризующая их двойственность, которая состоит в том, что они
характеризуются единством действия (активности) и наблюдения, познания, на
которую обратил внимание У. Джеймс. Это свойство может быть перенесено на любые
управляющие функции живых систем. Благодаря этому универсальному свойству
система действует, наблюдает действие, познает и знает механизм действия и
способно его изменять, воссоздавать, корректировать и пр. в соответствии с теми
требованиями, которые предъявляются к его работе.
Любая система познания должна быть открытой. Принцип, который
здесь есть - это подход к любой системе знания не как к законченной, полностью
познанной и обусловленной, то есть замкнутой, закрытой, но как открытой,
содержащей моменты непознанного.
Итак, нижний уровень системы – собственно материальные элементы.
Следующий уровень - это уровень, на котором обнаруживаются явления
чувствительности. Здесь мы имеем дело с качественным скачком. Этот качественный
скачок может быть смоделирован посредством физических моделей. Разумеется,
проявление рефлекса боли при щипке ноги лягушки с механической точки зрения
может рассматриваться как работа ничего не чувствующего механизма, но мы знаем,
что если ущипнем себя, то это нам не понравится, потому что мы испытаем
ощущением боли. И мы, т.о., неожиданно проваливаемся в другой, субъективный мир,
который существует наряду с физическим «мертвым» миром, причем, мы можем
установить формы соответствия между явлениями этих миров. Но это, очевидно,
качественно различные, не сводимые друг к другу миры.
Т.о., с одной стороны, мы имеем множество материальных элементов, с
другой стороны, из множества материальных элементов могут быть созданы какие-то
целостные функциональные ансамбли, функционирующие по присущим им законам и
обладающие способами поддержания своего существования. В принципе, мы можем
создать механические модели таких целостностей, но обладать они будут
механической, а не субъективной чувствительностью.
С какого рода явлением мы имеем дело? Возьмите телевизор: он может быть собран
на различной материальной базе: это может быть ламповый телевизор,
транзисторный, наконец, он может быть выполнен на микросхемах. Телевизор может
работать по аналоговой или цифровой технологии. Но независимо от того, на какой
элементной базе он собран и какую технологию он использует, он выполняет одну и
ту же функцию, которая качественно отличается от функций образующих его
элементов. Примерно этого же рода отношение между материальными носителями, на
которых строются живые системы, и, в частности, их рефлекторные схемы, и
функциями, которые эти рефлекторные схемы выполняют. Во всех этих случаях мы
имеем качественный скачок, несводимость одного к другому
В живой системе мы можем взять один нейрон и исследовать его свойства.
Можем вычленить один рефлекс, в котором могут быть задействованы громадные
ансамбли нейронов и пр., и можем изучать его свойства. Но какие бы исследования
мы ни проводили, мы всюду отражаем физические явления, и никогда не сможем
заглянуть "в субъективную сущность" происходящего, у нас нет для этого
подходящего органа, подходящего аппарата.
Наш субъективный опыт объективности ограничивается нами самими, нашим телом
или, более широко, нашей личностью (У.Джемс). В значительной мере мы сами его
создаем.
Часть вторая
Теперь давайте посмотрим, что представляет собой обыденное мышление
сравнительно с научным.
В заметке сказано, что научное мышление есть объективированное мышление.
Рассмотрение чего-то как объекта представляет собой "свободное",
"незаинтересованное" отношение. Что это значит? Это значит, что в научном
мышлении применяется ОИР, причем, в качестве подкрепления выступают свойства
самого объекта. Единственной целью научного мышления является удовлетворение
научного интереса, то есть ОИР. Средствами научного мышления являются операции с
объектами второй сигнальной системы - с формированием терминов, логическими
операциями обобщения, ограничения и пр. то есть операции со словами как с
понятиями. Постановка задачи, цели и пр. - все это формируется произвольно, и
затем, используя мысли, идеи как регуляторах наших действий мы при помощи слов
как условных раздражителей осуществляем воздействие на рефлекторную систему.
В этом отношении особенно важным является теоретическое мышление, исходным
пунктом которого являются знания, из которых получается какое-то новое знание.
Работа здесь заключается в том, что посредством слов в качестве раздражителей
запускаются рефлекторные схемы на идеальном уровне, без обращения к реальности,
в результате чего рефлекторные схемы выдают данные, которые переводятся на язык
понятий. И т.д. Особенность этого процесса, т.о., состоит в том, что ключевым,
доминирующим и произвольным моментом в системе являются механизмы второй
сигнальной системы, посредством которых управляется рефлекторная деятельность
субъекта. Все действительные проблемы решаются "на уровне головы", на уровне
осознания, и вторая сигнальная система в качестве доминирующей является
средством осознания содержания сознания. Непосредственно научному мышление
сознание недоступно. Научное мышление может осознавать сознание как свой объект,
то есть может познавать сознание.
Сознание как таковое принадлежит уровню инстинктивно - рефлекторному, чувственно
- практическому, то есть заинтересованному отношению субъекта к реальности.
Заинтересованное отношение к реальности имеет ввиду удовлетворение инстинктов
посредством существующих рефлекторных схем. В случае чувственного отношения к
реальности доминирующей стороной являются рефлекторные схемы, а языком
субъективности в этом случае являются не понятия, а язык чувств. Т.о., мышление
на этом уровне является чувственным мышлением и имеет своей целью удовлетворение
инстинктов субъекта, но ни в коем случае не объект со стороны его объективных
свойств. Это чувственно - практическое отношение к реальности и называется
обыденным, или ненаучным мышлением. При этом речь, которая в этом случае
употребляется, носит вспомогательный, "производственный" характер и является
принципиально ненаучной. Слова, которые в этих случаях употребляются, обладают
не объективно-информационным, а субъективно - информационным характером и имеют
ввиду цели, которые стремится удовлетворить субъект. И вот именно в силу того,
что речь в этом случае выполняет не самостоятельную функцию, а является еще
одним способом выражения собственно субъективных, инстинктивно - рефлекторных
потенций, по своему содержанию представляющих чувства субъекта, а не объективные
характеристики объекта, именно в силу этого обстоятельства и утверждается, что
обыденное мышление базируется на первой сигнальное системе, языком которого
являются не слова, а чувства. И, соответственно, если слова и употребляются, то
они выступают в качестве средства выражения чувств.. И это совершенно правомерно
потому, что система называется по доминирующему, определяющему её
функционирование компоненту, а не по служебному, выполняющему вспомогательные
функции.
Часть третья
Дополнения
Вини-Пух в качестве природного явления понимает, и он выскажет то, что
понимает, но при этом он не знает, что это такое: у него есть чувство этого, но
нет понятия. И для него чувством, которое он испытывает по отношению к объекту,
исчерпывается сущность этого объекта. Это взгляд изнутри. Взгляды изнутри и
снаружи - это разные вещи. И когда мы имеем чувственное отражение вещи и её
объективное, рациональное знание в форме понятия, мы и в одном, и в другом
случаях имеем дело с односторонним знанием. Знание становится универсальным
тогда, когда устанавливается соответствие между элементами объективного и
субъективного, рационального и чувственного знания. Значит, речь должна идти о
приведении в соответствие этих двух противоположных взглядов. Научное мышление -
это вгляд извне, ненаучное мышление - это отношение изнутри, а не взгляд
1. Наше сознание - карта, а не территория. 2. Противоположность
мужского формального и женского неформального мышления.
3. Не что, а как 4. Что такое сознание(?): вы даете раздражитель, ждете
ответ от рефлекторной схемы. Она вам отвечает. Она обладает свойством защиты и
отсюда получаем отрицательное рассогласование.
Эта модель даже не ваша. её разработали другие, но она вам служит в смысле
денег, самоуважения и т.п.
25. Нужно различать материальный носитель, на основе которого могут
формироваться разнообразные функции от самих функций. Материальный носитель и
функция в каких-то случаях могут быть жестко привязаны друг к другу, и в этом
случае мы получаем жесткий механизм. В других случаях это может быть
универсальный, программируемый, а также самопрограммируемый механизм.
У вас, скажем, есть понятие и нет понимания.
Давайте обратим внимание не на то, что мышление делает, а на то, как
оно это делает, и при помощи чего, при помощи каких механизмов. А это последнее
означает, что не существует мышления без реализующих его механизмов. Мышление
может сделать только то, что позволяют сделать механизмы.
Но всякая живая система есть самовоспроизводящаяся система. Система,
которая себя программирует и себя создает. И, в этом отношении мышление также
само создает свои средства, и общим механизмом этого является принцип
рефлекторной системы.
Это - одна сторона дела. Вторая сторона дела - цели мышления. Как
представляется, мышление само по себе не обладает целью. Но в его основании
всегда лежат инстинкты, которыми, в конечном счете, определяются его цели Это
может быть ориентировочный рефлекс как основание познания, и любой иной рефлекс.
Научное мышление само по себе не обладает целью. Для него, как и вообще для
физиологических систем, главное - не цель, главное - процесс. Научное мышление
имеет в качестве механизма своей реализации доминирующий, ненасытный
ориентировочно-исследовательский инстинкт. Этот же инстинкт, оставшийся на
уровне чувства, не рационализированный, порождает любопытных субъектов, из
которых вырастают всевозможные сплетники, сующие свой нос всюду, куда их не
просят. Обыденное мышление, в отличие от научного, в качестве своей цели
имеет ввиду удовлетворение инстинктов, которые могут как представлять собой
относительно уравновешенную систему, так и систему с доминированием каких-то
инстинктов как относящихся к физиологии - половой, пищевой, безопасности и т.д.,
так и к психологии и социопсихологии, - например, тщеславия, власти, подчинения,
доброты (жалости) и т.д. Причем, очевидно, что удовлетворение психологических,
или эмоциональных инстинктов и физиологических могут как противоречить
друг другу, так и работать друг на друга. Например, доминирование инстинкта
власти может обеспечить человека в материальном отношении. Этому же может
способствовать инстинкт жадности, тогда как противоположный ему инстинкт доброты
может оставить человека без штанов.
Во всяком случае, всякий доминирующий инстинкт подчиняет себе все другие
инстинкты, формируя систему взаимозависимости, соподчиненности между ними.
Что с функциональной точки зрения представляет собой вторая сигнальная
система? Это, во-первых, обозначение объектов первой сигнальной системы.
Чувственный язык - это язык ощущений, который, несомненно, намного богаче
словесного языка. И когда вы получаете какое - то ощущение и, реагируя на него,
определяете его каким-то образом, вы не произносите никаких слов, хотя это,
несомненно, акт мышления. Слова обозначают (указывают) на ощущения «в общем
виде», приблизительно, поэтому под них подпадают ощущения различных объектов.
Например, слово «собака» указывает на собак разных пород, размеров и пр. Поэтому
слово лишь приблизительно характеризует ощущение, вызванное восприятием объекта,
и тем самым и самого объекта.
Чувственное мышление выбирает слова не
строго, приблизительно выражающие суть дела, которые, в свою очередь,
воспринимаются неоднозначно.
Функции мышления: мышление говорит «да-да» "да-нет", «нет-да», «нет-нет».
Вот это имеет место, и я это сделаю. Или да, это имеет место, но я этого не
сделаю. Или это не имеет место, но я это сделаю. Или это не имеет место и этого
не сделаю.
Конструктивный компонент: теоретическое мышление включает в себя собственно
конструктивную деятельность, конструктивные схемы, о которых в момент их
создания может быть неизвестно, где и как они могут применяться Точно также и
обыденное мышление создает конструктивы, которые могут создаваться «ради
эстетики», самого процесса, но могут и испытываться на реальности и доводиться
до практического применения. Отличие обыденного конструирования состоит в том,
что в их основании лежит потребность удовлетворения инстинктов.
Тогда если природа мыслит (к примеру, в вашем лице), то рефлекс - это
одна из форм реализации мышления природой.
Для чего нужны общие точки опыта? Когда мы совместно движемся, мы должны
иметь общие точки опоры, общие элементы опыта для того, чтобы могли совместно
что-то утверждать и понимать друг друга
Вторая сигнальная система обеспечивает даже не существование механизма
сознания, но - осознания. Но и это неверно, так как физиологически интактный
сформировавшийся мозг (высших) животных поляризован относительного самого себя
на действующий и отражающий, так примерно. Поэтому речь может идти только о
«специфически человеческом сознании и осознании»
Истина в социопрактическом аспекте. Какую функцию выполняет понятие истины?
Понятие истины выполняет функцию организации сложной совместной деятельности
масс людей. Так как совместная организованная деятельность требует того,
чтобы люди исходили из одинаковых предпосылок. Невозможно обеспечить сложную
деятельность, если люди будут в ней исходить из разных принципов. Вы можете
иметь свое собственное мнение об истинах, в соответствии с которыми действуете,
но вы обязаны придерживаться их для того, чтобы организация, основанная на
определяющей её системе истин, могла эффективно функционировать. В этом
отношении не случайно замечание Наполеона, что в качестве командующего лучше
один плохой генерал, чем два хороших.
Доминирующая в системе сторона определяет качество системы. Поэтому, если в
акте мышления доминирует вторая сигнальная сигнальная система, то есть процесс
начинается со слов и заканчивается словами, то в системе доминирует вторая
сигнальная система. Вопрос в том, с чего мы начинаем, со слова или с дела, и что
является нашей целью – слово или дело. Если слово, то вторая, если дело – то
первая.
Здесь всегда мы имеем дело вот с какой вещью: мы способны видеть только то,
что отразили, и на том уровне, на котором отразили. При этом мы имеем дело с
двумя уровнями: пожалуй, всякое отражение является также актом конструктивной
деятельности, сознательной или бессознательной.
(Подражательный рефлекс и конструктивная деятельность. Осознание в качестве
двигателя развития сознания.
Соотношение конструктивной и отражательной деятельности: всякое отражение
связано с сопротивлением действию, поскольку всякое внешнее воздействие вызывает
рассогласование, которое вызывает сопротивление ему. Это – то, что реализует
себя в имитационном, подражательном рефлексе. Схема, возникающая в результате
такого взаимодействия, оказывается привязана к объекту и к его свойствам. Но
субъект не только отражающая система, но и обладающая активностью. Изначально
активность обусловлена энергетикой самой системы, требующей своего разряда,
своего выхода. В результате активности система получает отражение своих действий
не только в виде отражения сопротивления объектов и тем самым – отражения
свойств этих объектов, но на основе этих данных она изменяет характеристики,
схемы своих действий. В результате этого формируются конструкты, которые система
начинает использовать в своей деятельности. Но всё это происходит на
сознательном уровне: сознание знает, когда, в каких ситуациях и обстоятельствах
запускать тот или иной конструкт. У него существует соответствующее поле со
всеми значениями его элементов и траекториями движения между ними. Это всё –
реальность одного уровня. Осознание есть отражение и поэтому – удвоение этой
реальности. Что это значит: действия сознания в сфере «карты конструктов»,
представляющих собой структуры рефлексов, ведет к актуальной деятельности во
внешней среде. Отражение этой реальности создает новый объект, модель
отражаемого. Поэтоу действия с этим объектом являются идеальными, не ведущими ни
к каким внешним поведенческим актам. Мы получаем область идеального
эксперимента, который может исследоваться также путем его проекции во внешность
созданием во внешности моделей этого отражения и исследования их работы. На
основе этого исследования могут формироваться правила, законы, в соответствии с
которыми формируются конструкты. Когда основной принцип этой деятельности
уяснен, тогда возможен переход к сознательному формированию конструктов, в силу
чего изменяется качественный характер деятельности субъекта, а тем самым – и
качество его сознания. Сознание переходит на следующей качественный уровень.
Деятельность, формируемая на этом уровне, создает новую реальность сознания,
которая вновь может быть осознана, отражена и т.д. Т.о. осознание оказывается
двигателем развития сознания. ) (Диалектика снятого и положенного сознания)
Что такое бессознательная конструктивная деятельность: сознательный компонент
присутствует в любой схеме рефлекса. Мы говорим о рефлексе, если сознание
является его компонентам, обслуживая его механизмы. Мы говорим о сознании, когда
сознание по отношению к рефлексу стало доминирующим, тогда как рефлекс выступает
по отношению к сознанию в качестве средства его реализации. Сознание является
компонентом рефлекса всюду, где речь идет об инстинктивно-рефлекторном уровне
взаимодействия с внешней средой. Сознание начинает доминировать, когда в
результате инстинктиво-рефлекторного взаимодействия с внешней средой
сформированы стереотипы, которые оказываются достаточными для поддержания
равновесия этих отношений и тогда выделяется сознание в качестве доминанты,
единицами оперирования которой являются стереотипы.
Чем характеризуется вторая сигнальная система? Каков принцип
функционирования второй сигнальной системы? Вторая сигнальная система
характеризуется тем, что её непосредственным объектом являются слова.
Непосредственно речь связана с общественными отношениями, с организацией людей.
В этом смысле речь обслуживает всевозможные отношения между людьми в
человеческой организации.
Теперь обратим внимание, как формируется человеческое существо. Всё
начинается с обучения языку. Человеку говорят: "Это - мама, это- папа,
это-бабушка, это - ка-ка, бяка, это - стыдно, так поступают только нехорошие
мальчики" и т.д. Т.о., устанавливается связь между словом и реальностью. Между
элементами реальности и их общественным значением. Т.о., с самого начала
непосредственному инстинктивному поведению ребенка, которое стремится себя
реализовать, а реализация его связана с формированием ребенком рефлекторных схем
удовлетворения инстинктов, а так как они являются самыми первыми в его жизни, то
на этом этапе формируется модусы его характера - итак, на этом этапе
осуществляется формирование общественного существа путем затормаживания каких-то
одних инстинктивных форм проявления и развития других. Т.о., эта ранняя стадия
развития характеризуется тем, что для ребенка в качестве первого выступает
слово, которое подкрепляется на инстинктивном уровне: "так хорошие мальчики себя
не ведут, иди в угол" "ты обидел маму, я не буду с тобой разговаривать", "вот
какой хороший, умный мальчик, мама тебя любит" "мама не будет тебя любить, раз
ты себя так ведешь" всем этим вещам соответствует подкрепление на уровне
инстинктов: "а по попе?"
Т.о., на этом уровне имеет место параллелизм словесного и инстинктивного
подкрепления словесного на основе торможения одних инстинктов другими. В целом
же речевые формы создают идеальное условно-рефлекторное поле, непосредственно
связанное с инстинктивно рефлекторным полем. И в целом человек оказывается
существом, в котором имеет место как соответствие, так и противоречие между
импульсами, потенциями, «влечениями» точек его инстинктивно-рефлекторного поля и
потенциями его идеального поля, сформированного на уровне второй сигнальной
системы. А когда человек овладевает речью, он, в свою очередь, начинает
создавать речевые поведенческие схемы, оправдывающие "с общественной точки
зрения" способы удовлетворения его инстинктов.
Т.о., изначально на одной стороне мы имеем инстинкты и общие принципы их
удовлетворения , характерные для каждой нации, каждой народности и которые
являются врожденными ( в этом отношении вы отличите русского от немца и т.д. )
Какую функцию при этом выполняет речь как механизм второй сигнальной системы?
Очевидно, вспомогательную функцию: она вплетена в структуру деятельности
человека и не имеет самостоятельного значения, являясь продолжением
инстинктивно-рефлекторных схем субъектов на уровне организации отношений между
ними, на уровне существующего противоречия между индивидом и обществом. При этом
имеем две стороны: индивид в социальной системе и социальная система в индивиде
(то есть то, как социальная система представлена в его субъективном поле)
Если мы имеем дело с множеством моделей, то предпочтительной является
модель, которая лучше работает.
Мы не занимаемся политизацией науки.
Поэтому мышление нами определяется со стороны выполняемых им функций. Какие это
функции? Это, во-первых, то, что в научном мышлении определяется как суждение.
Какова структура функции суждения? В суждении имеет место выражение какой-то
связи и утверждение её истинности либо ложности. Это значит, что суждение
является выражением общей функции, которая заключается в том, что получается
отражение какой-то связи или отдельности и имеет место отношение к ней как к
тому, что принимается, либо как к тому, что отрицается.
Вторая функция мышления определяется как умозаключение, которое позволяет
формировать новые суждения на основе существующих. Функция, соответствующая этой
связи, представляет собой сложную функцию, полученную из простых.
Наконец, понятия. Если суждения и умозаключения представляют собой собственно
функции мышления, то понятия – это устойчивые образования, которые получены в
результате применения первых двух функций и они же являются аргументами и
значениями этих функций. Т.о., эти три вещи представляются собой частный случай
более общей целостной формы, которая определяется нами как мышление. В науке о
формальном аспекте мышления –формальной логике - функции суждения и
умозаключения подчиняются законам законам тождества, противоречия, исключенного
третьего. Все три закона преследуют одну цель - рассмотрение объектов как
фиксированных, неизменных. Так как в реальности объекты изменяются, то выделение
объектов в суждении осуществляется на основании их признаков. В свою очередь,
признаки обладают количественными характеристиками. ..
В целом мышление со своей формальной стороны может быть определено как механизм
упорядочивания материала в соответствии с какими-то принципами.