на главную страницу
визитка
темы

Занятие второе

Портрет



 Перед вами превосходнейший портрет Орхидеи

    Прежде, чем говорить о портрете, необходимо высказать пару  слов об особенностях восприятия. А именно, самая обычная форма восприятия любого объекта - это восприятие его с точки зрения тех образцов и, соответственно, критериев, которые есть в нас. В этом случае мы к объекту подходим как к чему-то, существующему вне нас, и мы требуем от него, чтобы он соответствовал тем критериям, в частности, в настоящем случае критериям красоты, которые есть в нас. При таком подходе мы в объекте, в данном случае в  портрете стремимся увидеть самих себя. То, что в нём оказывается соответствующим нашим чувствам, воспринимается нами в качестве положительного, красивого. То, что им не соответствует, нами принимается в качестве неправильного, некрасивого. Это вызывает в нас отрицательную реакцию и возмущение. При таком подходе мы рассматриваем объект не сам по себе, а в отношении к нам и соответствии или не соответствии его нашей, в настоящем случае эстетической структуре восприятия. В соответствии с этим определяются наши отношения к объекту. При этом всё то, что нам не соответствует, вытесняется нами в бессознательное, и мы начинаем испытывать дискомфорт по отношению к объекту, так как "бездна" притягивает. Значит, здесь оказываются задействованы две силы. Одна сила связана с нашими защитами, со стремлением недопущения внешних чуждых нам влияний на нас, это центробежная сила. Другая сила - вытесненная в бессознательное центростремительная, связанная с актуализацией ориентировочного рефлекса в связи с существованием неизвестного, которое всегда выступает в роли своего рода дьявольщины, в роли притягивающего к себе запретного плода
   Второй подход заключается в том, чтобы рассматривать объект не по отношению к нашим идеям, а рассматривать его самого по себе, таким, как он воздействует на наши чувства. Мы стремимся не накладывать себя на объект, а, напротив, мы впускаем объект в себя, позволяем ему воздействовать на нас, и по тому, какие влияния он на нас оказывает, мы судим о его свойствах.
   Этого последнего способа мы и будем придерживаться при рассмотрении портрета.
 

   Давайте снимем контроль над нашими чувствами и позволим портрету непосредственно воздействовать на нас. Позволим нашему взгляду свободно, без контроля с нашей стороны перемещаться по частям портрета так, как ему будет угодно. Мы, т.о.,  будем свободно перемещать фокусы нашего зрения и внимания по частям портрета и наблюдать, какие процессы это восприятие в нас вызовет.

   Что в первую очередь бросается в глаза, что в потрете на переднем плане - приоткрытый рот с полными напряженными, жадными и в то же самое время "закрытыми" губами. Нижняя губа полная и чуть выставлена вперед. Напряжение в верхней губе, верхняя часть круговой мышцы словно зафиксирована в определенном положении в отношении зубов. Само по себе очертание (выражение) губ как будто выражает желание и ожидание. Однако губы не расслаблены, и напряжение в верхней губе особенно чувствуется. И верхние зубы за приподнятой верхней губой похожи на выжидающий, готовый в любой момент захлопнуться капкан.
   Голова откинута назад, и снова возникает то же самое впечатление капкана: большие внимательные глаза отодвинуты на второй план и жадно следят за объектами, на которые словно нацелился её рот.
   Брови не ухожены и растут как хотят. Вы же знаете эту привычку женщин заниматься своими личиками, выщипывать бровки, намазывать губки - здесь ничего этого нет.  Эта женщина не чувствует себя женщиной. Она чувствует себя кем-то другим.
   Глаза большие и черные и не впускающие в себя. Они останавливают смотрящего в них на своей границе. В то же самое время вы ощущаете, что из-за них за вами следит бездна.
   Иссиня черные волосы подстать черным глазам. Волосы как бы прикрывают лицо, и создается впечатление, что она смотрит из-за них как из засады.
   Нос большой с сильными решительными и не чувственными, но жадными ноздрями.
   Шея длинная и вытянутая, словно тянет голову вверх с тем, чтобы можно было смотреть на окружающее сверху.
    Тело худощавое,   "жилистое", не чувствуется "женской жировой прослойки" Ощущение отсутствия женских, как, впрочем, и мужских типичных реакций. Она словно за пределами посюсторонней чувственной реальности. Она в другом мире.

   Портрет исключительный по правдивости представленного образа человека.

   Разумеется, сказанное о портрете - лишь слабая попытка увидеть отражение в нём  того, что есть в человеке.

   Портрет представляет собой "ставшего", "осознавшего себя" человека. История этого становления совершалась на наших глазах и мы можем выделить в нём три фазы: фазу предсознания, фазу процесса осознания и настоящую фазу. Но об этом - как - нибудь в другой раз.

   21.02.08 г.

 



Hosted by uCoz