на главную страницу
визитка

Картина

Прочитал рассказ Шаламова "Академик". С точки зрения примененных художественных средств рассказ беден и  изначально со своей психологической стороны понятен - это самое первое впечатление после прочтения рассказа. А последняя фраза рассказа о разорванных во время допросов суставах окончательно портит впечатление от рассказа и вызывает досаду: вечно эти люди, не умеющие жить, жалуются. А хочется услышать что-то красивое и приятное даже от них.
Содержание рассказа такое: Примерно в 1961 году к академику, который в своё время громил кибернетику как псевдонауку, а сегодня столь же рьяно её пропагандирует, приходит журналист, умерший в 1938 году, брать интервью. Академик подготовил тезисы, диктует журналисту то, что он хотел сказать. У академика гибкая, лабильная спина, умеющая приспосабливаться к обстоятельствам. Это - человек, знающий вкус жизни и её удобств. Журналист, пожилой уже человек, просит говорить академика громче, потому что плохо слышит. Академик, в качестве культурного человека, удовлетворяет его просьбу. И дальше идут реакции академика на журналиста: он обнаруживает, что журналист не знает стенографии, и академику приходится медленно диктовать текст. Это вызывает в нём досаду: неужели редакция не могла прислать к нему журналиста-стенографа, в конце концов, могли бы прислать просто стенографистку. Это неуважение со стороны редакции. Но академик не показывает досады, а для того, чтобы избавиться от неприятных мыслей, он говорит по французски: "вино открыто, и надо его пить" Введя т.о. себя в этот контекст, он успокаивается и даже приходит в хорошее настроение. Он спрашивает у журналиста, не тот ли он Голубев, статьи которого он с таким удовольствием читал в 37 году? Журналист отвечает, что нет, он не тот Голубев, тот умер в 38 году. Наконец, интервью заканчивается, журналист с разорванными в 38 году на допросах суставами с трудом надевает своё слишком новое пальто и уходит. Вот примерно весь рассказ.
Я бы нарисовал такую картину.
Они умирают не отмщенными. Они умирают с жаждой об отмщении, Они верят, что отмщение произойдёт, и они напьются из кубка кровью мучителей, сломавших их жизнь. Они надеются на отмщение, но ничего этого не происходит, и их страдание не утешается, не успокаивается страданиями их палачей. И так они и умирают.
Я бы нарисовал землю, не земной шар, а лужайку, поле, что-то в этом роде, покрытое зеленой травой. Сперва я хотел нарисовать землю, из которой поднимаются руки, зовущие к отмщению. Черную землю и пытающиеся вырваться из её черных объятий теперь уже только руки умерших без отмщения, и нет им числа. Но земля всё глубже втягивает их в себя, превращая их в землю, и на земле появляется молодая зеленая поросль, и трава набирает силу и покрывает землю зеленым ковром. И по этой земле ходят люди с гибкими поясницами, умные и довольные, любящие землю за зеленый живой травяной её покров и культивирующие его.

Первый вариант рассказа «Картина»

Прочитал рассказ Шаламова «Академик». Может быть, слабый с художественной точки зрения, но кричащий болью. Рассказ построен на противопоставлении человека, умело приспособившегося к реальности и добившегося успеха в своей жизни.- И человека, искалеченного реальностью из-за то ли неумения приспосабливаться к реальности, то ли отказа приспосабливаться к ней, то ли стремления изменить её. Этот человек полон чувства, страстного желания к отмщению за разрушенное здоровье и искалеченную жизнь.
Но жизнь такова, что эти люди умирают не отмщенными.
Я нарисовал бы такую картину: что-то в роде луга, или лужайки, или земли с зеленой травой, из которой вырастают, тянутся руки людей, страдания которых не были отомщены. И по этой земле, по этой траве, по этим рукам, тянущимся из земли, ходят другие люди. Это люди, умеющие приспосабливаться к реальности, довольные самими собой и вполне умиротворенные. Они идут по почве, наполненной страданием. Но сами они не знают страданий, и ничего не хотят знать о них.

19.07.07 г.