на главную страницу
визитка
назад
назад карта

Семинары доктора Марцинкевича

Лимбическая система

   Настоящий выпуск состоит из двух частей: из конспекта и сообщения. Оправданность такой структуры выпуска видится в том, что целью семинара является разработка и приложение методов логики противоположностей применительно к физиологическим механизмам и формирование  на этой основе понимания   закономерностей  психофизиологических аспектов работы  ЦНС.

Конспекты

Лимбическая система

Дискуссия

Скляр

   У нас должны быть четко расставлены точки над i. Какие это точки?  Нас интересуют вопросы управления человеком как своего организма в целом,  так и мозгом. И нас интересует феноменологический аспект всего этого, потому что феноменология - это единственный способ управления человеком своим организмом. Как я ко всему этому отношусь. У вас есть машина. Вы учитесь её водить, и когда выучились, вы начинаете использовать её в качестве средства удовлетворения своих потребностей. При этом, конечно, машина требует того, чтобы её обслуживали. И пр. Мысль понятна. Так вот, я отношусь как к организму в целом, так и к мозгу как к машине, на которой я еду. И будет очень хорошо, если я буду в какой-то мере знать её. Как хороший водитель, прислушиваясь, как ведет себя машина на дороге, определяет возникновение неполадок в ней, точно также, прислушиваясь к организму, я должен уметь определить происходящие в нём сбои. Но, главное, я должен уметь управлять этой машиной.

   Важнейшим является вопрос, где, какие функциональные части организма находятся и как они проявляют себя в наших ощущениях. Как их работа проявляет себя в наших ощущениях. Речь идет в широком смысле о связи соматики и феноменологии, к.о. феноменология проявляет себя в соматике и, с другой стороны, как соматика отражается на нашей феноменологии. При этом я сделал бы два подразделения. С одной стороны, мы имеем дело с множеством рабочих органов, обеспечивающих жизнедеятельность организма; это и система пищеварения, и система воспроизведения (половая система) и т.д. Как функционирование всех этих систем в целом, так и отдельных их частей оказывают влияние на наше феноменологическое состояние, определяя его содержание. И, в свою очередь, наша феноменология предъявляет свои требования к характеристикам их функционирования.

   Какими орудиями мы располагаем для реализации этих целей. Или, иначе, какого рода вещи делают нашу задачу не безнадежной. Это, прежде всего ощущения пространственной локализации работающих органов. Вы всегда можете перейти от мыслей, образов, которые вы наблюдаете, к ощущению напряжений, которые характеризуют работающие органы. 

   

Зайцев

    Давайте начнём с некоторого неопределенного состояния. Я имею ввиду адрес 1.2 конспекта. Вы можете говорить всё, что угодно,  но в моем неопределенном состоянии, когда я нахожусь во внешней среде, и ничто меня особенно не возбуждает,  какие вещи и где я наблюдаю в себе.  Во-первых, я наблюдаю как бы размытость, неопределенность моего я Лично я это мое состояние определяю как не пришей к одному месту рукав, пусть дамы меня извинят. Если смогут. Я просто пытаюсь адекватно выразить этого рода состояние через характеризующие его ощущения. Здесь Скляр говорил об ощущениях. Я считаю эту мысль недостаточной. Если есть ощущение, то ощущение - чего? Второе, когда он говорил об ощущениях, то у него хотя и предполагается, что ощущения являются следствием чего-то, тем не менее, само это что-то находится на другой стороне, является как бы потусторонним, тем, что находится вне субъекта, так сказать, некая объективная реальность, "машина организма", на которой де "субъект ездит". Все это чистой воды механицизм, ставящий феноменологию, субъективность человека и объективные механизмы "по разные стороны баррикад". Ну, может быть, ему так удобнее. Я не против. Но отделять субъекта от "его организма" - это не лучший способ исследования. Это головной подход к делу. Со стороны головы, может быть, и я также думал бы. Но нельзя ощущение отделять от его причины, как нельзя субъект отделять от объекта. Поэтому я говорю, что если у меня есть какое-то ощущение, то я говорю, что это я же его и произвел. И если даже я не в состоянии в данный момент проследить цепочку отношений, то я должен считать, что она существует, подобно тому, как Дмитрий Карамазов считал, что если даже он будет где-то под землей, всё равно он будет знать, что есть солнце, а знать, что есть солнце - это всё.

   Реплика Феофанова
   А я бы в связи с этой мыслью возвратился к Джемсу с его теорией эмоций, только подошел бы к его идее эмоций расширительно и стал бы утверждать, что все наши ощущений являются результирующей мышечных сокращений, чему бы мышцы ни принадлежали: кровеносным ли сосудам, кишкам, скелетным мышцам и т.д., неважно. Что такое жизненный процесс - это активная работа мышечной системы организма, которая заканчивается лишь вместе со смертью. Поэтому система, динамика мышечных напряжений отражает естественное состояние организма. Любые внешние воздействия отражаются  соответствующей реакцией мышечной системы. И наши ощущения есть не что иное, как отражение всевозможных напряжений мышечной системы в самом широком плане. Я, пожалуй, стану утверждать, что я человека в его динамическом смысле есть не что иное, как порождение мышечной системы; я хочу сказать, что состояния я человека есть состояния его мышечной системы. Я человека либо погружено в мышечную систему, либо различает себя как нечто самостоятельное по отношению к ней, но в любом случае я и мышечная система в аспекте её работы - это одно и то же. Я есть феноменологический аспект мышечной системы в широком смысле, и его содержание определяется ею. Ощущения, которые мы переживаем, определяют общий фон нашего состояния. Когда на нас воздействует какой-то раздражитель, то то, что мы воспринимаем, это не сам этот объект, а его отражение в системе мышечных напряжений. Т.о., если говорить по большому счету, то непосредственной причиной всех испытываемых нами ощущений являемся мы сами, и лишь опосредованно - внешние раздражители, вызвавшие соответствующие мышечные реакции с нашей стороны.

   Зайцев
   
   Так вот, к чему я всё это? Когда я говорил о неопределенности моего я, что я имел ввиду? Представьте себе, что вы подняли неподъёмный груз, и вам нужно удерживать его какое то время. Что при этом с вами происходит? Вы как бы держите этот груз всем своим я; всё ваше внимание устремлено в одну точку, ваше я не просто сконцентрировано на цели удержания, оно находится не вне, а внутри этого процесса, оно как бы само держит этот груз, вернее, удерживает мышцы в нужном напряжении. И стоит в этом случае я чуть-чуть отвлечься, и груз летит на помост. Следовательно, я обеспечивается в этом случае фиксация, напряжение мышц при том, что давление внешней среды требует, чтобы вы уступили. Из этого я делаю вывод, что я непосредственно участвует в действиях, какими бы они ни были, оно может быть сопряжено с ними, и в этом случае оно является частью действия и не может при этом заниматься чем бы то ни было другим. Я включено в действие и удерживает его. В зависимости от характера, действие может потребовать для себя всего я, или какой-то его части, или совершаться независимо от я Обычно усилия, которые может развивать я, называют волей в противоположность действиям, совершаемым непроизвольно.
   Но не будем уходить в сторону. Что я наблюдаю в себе в этом моем состоянии? Я наблюдаю напряжение в нёбе и районе малого язычка. Итак, у меня налицо фиксация, связанная с нижней частью мозга, и именно с областью, которая относится к обонятельному мозгу.
   Я предоставляю вашему вниманию два рисунка, определяющие область обонятельного мозга:
1 Обонятельный мозг, rhinencephalon. Состоит из перечисленных ниже четырех частей: 2 Переднее продырявленное вещество, substantia perforata anterior. Перфорированная область, расположенная кзади от обонятельного треугольника. В этом месте про- хят кровеносные сосуды. Рис. А. 3 Диагональная полоска [[Брока]], stria diagonals [(Broca)]. Пучки миелииовых волокон, косо пересекающие переднее продырявленное вещество. Соединяет предспаечную перегородку с крючком. Рис. А. 4 Подмозолистое поле, area subcaUosa. Находится на медиальной поверхности лобной доли под коленом и клювом мозолистого тела. Рис. А. 5 Паратерминальная извилина, gyrus potaterminalis. Расположена на медиальной поверхности полушария под клювом мозолистого тела спереди от терминальной пластинки. Рис. А.

   2ба Обонятельный мозг, rhinencephalon.
24 - обонятельная бороза, sulcus olfactorius. Проходит на нижней поверхности лобной доли. Рис. Б.
27 Обонятельная луковица, bulbus olfacto- rius. Расширение у начала обонятельного тракта. Состоит, главным образом, из мит- ральных клеток, имеющих большое коли- чество дендритов. Рис. Б.
28 Обонятельный тракт, tractus olfactorius. Соединяет обонятельные луковицу и тре- угольник на нижней поверхности лобной доли. Рис. Б.
. 29 Обонятельный треугольник, trigonum otfactorium. Треугольной формы область на заднем конце обонятельного тракта. Рис. Б.
30 Медиальная и латеральная обонятельные полоски, striae olfactoriae medialis et lateralis. Дивергентные пучки волокон, берущие начало от обонятельного треугольника. Рис. Б.
31 Медиальная и латеральная обонятельные извилины, gyri olfactorii medialis et lateralis. Слой серого вещества, окружающий соответствующие обонятельные полоски.

О чем  говорит нам наука? Она утверждает, что обонятельный мозг является "неспецифическим активатором всех видов деятельности коры большого мозга". И, конечно, представляется важным, как эта сторона дела выглядит феноменологически. Эту сторону дела я попытался описать, и из моих наблюдений я делаю вывод о том, что напряжение здесь явно имеет место, что это напряжение обусловлено деятельностью я, которое принадлежит целому и никак не может быть отождествлено с обонятельным мозгом. Скорее здесь действует закон фиксации я на каких-то функциональных частях организма, или включения им каких-то систем..
   Я полагаю, что у каждого, как и у меня, возник вопрос о функциях обонятельного мозга и о том, как он может активировать надстраивающиеся над ним мозговые структуры.