на главную страницу
визитка
назад
Заикина повернулась к доктору и молча смотрела на него. Наконец, когда
пауза затянулась и уже грозила взорваться вопросом, Заикина сказала:
"Доктор, вы - мужчина. И с этим уже ничего нельзя сделать". Высказав это
замечание, она, как будто вынеся приговор, резко отвернулась от доктора и
обратила свой взор на мужскую часть аудитории, но, видимо, придя в выводу,
что последняя не достойна её внимания, объявила: "Вам сегодня
предстоит выслушать два сообщения, моё и Феофанова. Сообщение Феофанова
посвящено рассмотрению модели циклов межполушарных корковых и подкорковых,
мое сообщение затронет вопросы особенностей корковых и подкорковых отношений
в зависимости от пола.
Слово предоставляется
Феофанову.
Феофанов:
В процессе
построения модели я применяю логику противоположностей в приложении к
работе больших полушарий. Само собой разумеется, полушария являются
существенной, но, тем не менее, частью более широкой системы, которая
подразумевается мной в качестве фона, на котором проявляет себя их работа.
Мы с вами уже говорили о циклической работе полушарий. Говорили мы об этом
в самом общем виде, рассматривая цикличность в качестве принципа. Сейчас будет
представлен опыт более конкретного рассмотрения этого вопроса.
Так как визуальный образ никогда не бывает лишним, то (см. рис.1), нарисуем на
плоскости
декартову систему
координат с радиус-вектором r. По оси абсцисс пусть у нас будет, скажем, левое
полушарие, по оси ординат - правое, причем, в положительном направлении пусть
будем иметь ввиду функцию сознания, в отрицательном направлении -
бессознательное. Пусть радиус-вектор r вращается против часовой стрелки.
Будем считать, что пересечение радиусом вектором оси координат делает
соответствующий оси параметр положенным. Действительно, в этом случае радиус -
вектор равен единице, и уже по определению соответствующее полушарие и его
состояние не может не быть положенным. Т.о., пересечение радиусом-вектором r
оси координат сопровождается качественным скачком, переключением, таким, что
соответствующая сторона противоположности из снятой становится положенной. Т.о.,
положенность квадранта определяется нахождением в нём радиус-вектора r.
Теперь нам следует рассмотреть процессы, которые протекают внутри квадрантов.
Для определенности возьмём первый квадрант. При переходе радиуса - вектора r
через ноль градусов становится положенным первый квадрант и,
соответственно, объясняющее сознание левого полушария.. Соответствующее
качество полуоси +х становится ведущим по отношению к положительной части
полуоси ординаты +у, определяя её содержание. При этом процесс характеризуется
двумя фазами: первая фаза - это фаза активности оси +х и пассивности +у.
Результатом этого процесса являются изменения в содержании оси +у, которое при
определенной мере проявляет признаки "активной подчиненности"; его активность
заключается в самостоятельном воспроизведении содержания, задаваемого +х,
которое выступает в качестве критерия истины по отношению к нему. Т.о., +у
оказывается активно внутри и в рамках положенности +х и его содержание
определяется им. По отношению к себе оно остается снятым. И лишь при переходе
вектором-радиусом r 90 градусов происходит качественный скачок,
положенность +х снимается, и положенным становится +у, которое представляет
рефлекторное сознание правого полушария
Квадрантом, в котором находится радиус-вектор r, определяется
положенная сторона системы, и соответствующий противоположный квадрант
соответствует снятой стороне. Это - качественный аспект.
В то же самое время, радиус-вектором
r определяются относительные количественные значения, т.ск., мера
каждой из сторон противоположности. Т.о., мы получаем, с одной стороны, для
каждого из полушарий меру положенности сознания и чувственности (бессознательный
аспект), (например, если по осу ординат рефлекторное сознание =0,6, то ему будет
соответствовать снятое чувственное (бессознательное) = 0.4), и в то же самое
время соответствие мер соответствующих функциональных состояний
левого и правого полушарий.
Задав вращение радиус -
вектора r, мы для каждого момента времени можем сказать о том, какие
стороны положены и какие сняты, а также определить их количественные
характеристики.
Знание того, какая сторона снята и какая положена,
позволяет нам определить, какая из систем осуществляет на данном интервале
времени регулирующей поведение - инстинктивно-рефлекторная либо сознательная. А
этим определяется, как мы знаем, что у нас выступает в качестве цели, и что - в
качестве средства. Так, если у нас положена чувственная сторона, то преследуемые
нами цели имеют ввиду удовлетворение чувственности -в физиологическом отношении:
половой, пищевой; в социальном: тщеславия, гордости и т.д. Если положена
сознательная составляющая, то в этом случае регулятором поведения является то,
что называется разумом, а если проще - не непосредственное отношение к
реальности, но опосредованное, понятийное, не "хочу", а "следует", "д`олжно",
"нужно".
Реплика Заикиной:
Кстати, я хочу заметить,
что до сих пор нами понятия "чувственное" и "бессознательное" употреблялись как
синонимы. Не думаю, чтобы с нами согласился относительно такого их употребления
Фрейд, и не думаю также, что такое отождествление верно фактически. Когда мы
говорим о бессознательном, то оно остается для нас рациональной вещью.
Бессознательное - это снятое сознание, то есть содержание, вытесненное из
сознания, но, тем не менее, принадлежащее рациональной сфере. Тогда как
чувственное содержание характеризуется, как замечал Фрейд, непосредственной
данностью, оно характеризуется тем, что само по себе не нуждается в словах и
самодостаточно, оно, т.ск., либо есть, либо его нет. Чувственная сторона - это
непосредственно наша физическая, инстинктивно-рефлекторная реальность, в
том числе в её феноменологических проявлениях. В этом смысле чувственность
осознается так же, как осознается мышление. (Вы понимаете, что я хочу сказать:
как чувственность, так и мышление для того чтобы они стали объектом для нас, они
должны быть осознанны. Мне кажется, что когда говорят о мышлении, то тем самым
имеют ввиду его осознанный и произвольный характер, что совершенно не так; т.н.
произвольное мышление есть не что иное, как проявление содержания
непроизвольного, то есть если есть непроизвольность, то она может быть выражена
в словах и тем самым объективирована; а признаком произвольности как раз и
является отношение к чему-то как к внешнему, не связанному с нами. Что
чувственность, что мышление должны явиться сознанию. Они являются нашему
сознанию в форме чувств или мыслей, званно либо незванно, или не являются вовсе,
это зависит от того, какого рода усилия и в каком направлении мы
предпринимаем.) Только чувственность - это наша реальность, а мышление - это
отражение реальности. В этом смысле разница между чувственностью и мышлением
такая же, как между образом и прообразом с одной стороны, и образом образа
прообраза - с другой. Чувственное сознается, но сознание при этом снято,
сознание просто отражает чувственность, делая его доступным для я, но
чувственность в качестве реальности субъекта самодостаточна и определяет его
поведение как закон; тогда как положенное сознание связано с рациональностью,
мышлением, и чувственность в нем снята; она не полагается, а предполагается.
Реплика Скляра
Нельзя противопоставлять друг другу мысли
произвольные и непроизвольные. Когда мы говорим о произвольности мышления, то
имеем ввиду, что это мы мыслим, то есть что это делает наше я и
это действие подчиняется его импульсам. Тогда как если мы говорим о
непроизвольном мышлении, то мы имеем ввиду, что оно протекает независимо от
нашего я. Критерием произвольности или непроизвольности мысли является
то, продуктом чего является мысль: произведена она нашим я или же она от
нашего я не зависит. При этом я бы последовал за Фрейдом и рассматривал
непроизвольность мысли как факт вытесненности, как работу бессознательного. Я не
стал бы также противопоставлять чувственность мысли. Мысль - это осознанная или
выраженная в словах динамика или структура чувственности (чувства) и она не
содержит в себе ничего более. Разумеется, я имею ввиду мышление как отражение.
Мышление как конструирующая деятельность, напротив, дает переход от создаваемых
им конструктов к структурам чувств, которые таким образом создаются.
Феофанов:
Если радиус-вектор r находится в квадранте I, то отношения между
полушариями характеризуются уровнями сознания, при этом в зависимости от
положения радиус-вектора определяется степень задействованности и активности
сознаний левого и правого полушарий. На приведенной схеме отражаются и
положенность и снятость относительно друг друга правого и левого полушарий, то
есть качественный аспект их отношений, и количественный аспект отношений между
ними. Но неявным остается изменение характера отношений между
противоположными сторонами, я имею ввиду переход снятой стороны
противоположности от пассивного, подчиненного отражения к активному.
Если радиус-вектор r находится во втором квадранте, то левое полушарие
характеризуется снятой чувственной стороной, то есть рациональный аспект у него
снимается. Какие функции в этом случае выполняет левое полушарие? Как известно,
всякое отражение характеризуется двумя сторонами: отражением новых элементов и
установлением связей между ними. Первую функцию мы связываем с чувственностью,
вторую - с мышлением. Восприятие элементов, выделение элементов, которые прежде
не воспринимались, мы относим к функции чувственной стороны. Если не выделены
элементы, то невозможно говорить об установлении связей относительно того, чего
нет. В то же самое время, сами по себе элементы не имеют значения, они
приобретают значение как представляющие целое. И в таком случае необходимо
установление связей между ними. Т.о., это - две взаимно обусловленные стороны. В
то же самое время, сам процесс выделения элементов содержит две стороны:
во-первых, выделение элементов; во вторых, выделение их свойств. Если, например,
левое полушарие во втором квадранте выделяет элементы отражения, то в третьем
квадранте оно должно исследовать "их подробности", их свойства, и уже на
основании этих устанавливаются и осознаются связи между элементами в
третьем квадранте, и затем в первом квадранте применять их на практике.
Скляр:
Я позволю себе небольшое добавление. Когда мы имеем
дело с противоположностью, то одна сторона у нас положена, другая снята. Одна,
т.о., полагается, другая предполагается. Это значит, что сначала мы говорим об
одной стороне противоположности, предполагая другую, но ничего не говоря о ней,
и затем мы должны будем говорить о другой стороне противоположности, предполагая
первую, при этом не говоря о первой. Так что мы получаем как бы два
соответствующих, и, однако, нигде не пересекающихся друг с другом мира. Это
примерно то же, что делается при исследовании функций: в конечном счете функция
исследуется при изменении какого-то одного её аргумента при параметризации
остальных. В данном случае Феофанов рассматривает работу системы с точки зрения
левого, объясняющего полушария. То, что при этом в качестве средства реализации
выступает правое полушарие, и, соответственно, этим определяются его действия,
это может быть указано "в знаменателе" "дроби", в качестве "числителя" в которой
выступает исследуемая функция. Т.о. во втором квадранте идет процесс выделения
элементов как нечто. Это - числитель. При этом выделение осуществляется на
основе действий знаменателя - правого полушария, которое функционирует на уровне
рефлекторного сознания. Вы видите, что если мы применяем такого рода
рассуждения, то мы попадаем в своеобразный круг, в тупик, в котором знаменатель
оказывается повторяющим, обеспечивающим то, что мы делаем в числителе. Это уже
своеобразная математика вычислений, к которой нужно еще придти. Поэтому на
данном этапе следует говорить о функциях лишь одной стороны. В первом квадранте
мы говорили о передаче схем левого полушария правому, т.ск., об обучении левым
полушарием правого и тем самым созданием в нем автоматизмов. Но при переходе
через 90 градусов происходит качественный скачок, и начинает работу определять
правое полушарие. Но это уже функционирование инстинктивно-рефлекторного
отношения к среде, и это - качественно иное отношение, которое непосредственно
не связано с теми новыми схемами, которые приобрело правое полушарие.
Действующая инстинктивно-рефлекторная система в этом случае реализует себя,
используя полученные средства, отбор которых из множества возможных от левого
полушария также существенно им определялся. Т.о., к чему мы приходим? Мы должны
установиться на том, какая из двух сторон на данном жизненном интервале
циклов является положенной - объясняющая или действующая, и только так мы можем
придти к системе, которая функционирует в соответствии с принципом
детерминистической целесообразности. Поэтому, допустив, что доминирующей
стороной отношений является левое полушарие, во втором квадранте мы должны
рассматривать его функцию чувственно-бессознательных отношений, связанные с
выделением нечто, его свойств, причем, весь этот процесс обусловливается
контролируется схемами правого полушария. Т.о. здесь работает схема связанных
опосредствований: левым полушарием задаются схемы правому, которые затем
используются для получения новых данных левым полушарием. Лишь при переходе в
третий квадрант мы получаем снятие сознательного рефлекторного контроля и
бессознательный уровень не только левого, но и правого полушарий, и на этом
уровне и осуществляется "свободное отражение" как со стороны левого, так и
правого полушарий. Переход радиус-вектора r в четвертый квадрант включает
осознание полученных схем отражения, которые регулируются на уровне чувственных
неосознаваемых отношений действующего правого полушария. При переходе через 90
градусов сознательному применению схем левого полушария соответствует процесс
осознания рефлекторных схем правым полушарием. Т.о., на этом уровне мы имеем
механизм весов, механизм соответствий между деятельностью одного и другого
полушарий.
Феофанов продолжает:
Аналогична схема
работы и правого полушария, различие лишь в том, что правое полушарие из
прообраза создает образ, а левое из образа создает образ образа. Т.о., результат
деятельности одного полушария становится объектом деятельности другого, а
результат деятельности другого, оборачиваясь на практику, проверяет
эффективность, адекватность созданных схем. Вопрос о переливании созданного
отражения одним полушарием в другое иллюстрируем отношением между полушариями в
первом квадранте. В начале движения радиуса вектора количественная
характеристика схем левого полушария равна единице, поэтому правое отражает
созданные левым схемы.
Скляр
Это верно лишь в
опосредованном смысле: общим для двух схем является внешняя среда, по
отношению к которой формируются схемы как левого, так и правого полушарий.
Помните о "когнитивном диссонансе"? Принцип когнитивного диссонанса относится к
противоречиям внутри системы объясняющего полушария. Но в первую очередь следует
говорить о механизмах, обеспечивающих соответствие работы полушарий. Разумеется,
можно считать, что противоречия в их работе отражаются в противоречиях в
объясняющем полушарии, как, впрочем, это должно проявляться и в действующем
полушарии. Но важнейшим я считаю именно факт опосредованного установления
соответствия в работе полушарий внешней средой. Две системы действуют независимо
друг от друга, и приводятся в соответствие тем, что избирают один внешний
объект, а также одинаковые стороны объекта, а также и одинаковые цели
взаимодействия с ним. Благодаря этому два я сливаются в одно и видятся
как одно я. Представьте, что могло бы произойти, если я могли выбирать
разные объекты.
Феофанов:
По достижении соответствующей
меры, то есть насыщения в отражении отношения переворачиваются, положенной
стороной становится правое полушарие, которое применяет полученные схемы, будучи
контролируемо левым полушарием, причем, этот контроль всё более минимизируется,
пока не становится равным нолю. То есть получены соответствующие стереотипные
схемы. Это соответствует 90 градусам. Теперь активной стороной становится правое
полушарием, которое функционирует на основе существующих в нем
стереотипов. Его работа производит чувственные элементы, которые отражаются
левым полушарием. При каком-то значении меры во втором квадранте отношения
переворачиваются, возникает чувственная активность левого полушария. И т.д. Всё
просто. У меня всё.
Авдеев: Феофаныч, нельзя ли всё это
как-нибудь развернуть. Вечно ты как наворочаешь, потом несколько суток
приходится переваривать.
Феофанов обращает свой взор к Заикиной.
Заикина: Я прокручиваю еще раз, но коротенько.
Вначале я
предоставлю вашему вниманию удобный на мой взгляд образ. Когда вы говорите про
себя, когда вы думаете про себя, вы вслух слов не произносите. Но вы их слышите
и, надеюсь, слушаете. Как видите, налицо две функции: функция речи, и функция
восприятия речи. Когда вы что-то говорите, вы, конечно, думаете, `что говорите,
и когда вы слушаете то, что вы говорите, вы также не только воспринимаете речь,
но и еще формируете свои мысли о ней. Получается так, что работают две,
по-видимому, независимые системы. Когда вы хотите поговорить «с умным
человеком», то есть с собой, вы говорите: послушай- и ждете ответа, и получаете
ответ или молчание. Если в ответ идет молчание, то внутреннего диалога не
получается.
Видимо, существует такая вещь,что то
правое полушарие обращается к левому, то левое – к правому, при этом одно на
сознательном, речевом уровне, другое - на бессознательном, чувственном, если
предположить, что правое полушарие немое, хотя, я думаю, если это и имеет место,
то не у всех и не настолько.
Затем, речь вслух и речь про себя. Не
таково ли положение вещей, что речь про себя принадлежит в основном правому
полушарию, а речь вслух – левому - или же наоборот? Ведь когда мы мыслим, думаем
(про себя), то мы делаем это при помощи того, что говорим про себя, и при этом
мы слышим то, что говорим про себя. И не есть ли в этом случае такое мышление
обращение левого полушария к правому с целью получения чувственного ответа?
Вот имея ввиду возможность такого рода отношений между полушариями, нетрудно
понять процессы обмена информацией между полушариями.
Имея на уровне фона этот образ, прошу понимать модель, представленную
Феофановым.
Пусть 0 градусов. Здесь уже есть
структура, возникает обращение к правому полушарию и идет процесс научения:
сначала воспринимается то, что нужно сделать, а потому уже полушарие правое
учится делать, действовать в соответствии с предъявляемым левым полушарием
образцом. Создаются в результате этого рефлекторные схемы, которые готовы и
могут применяться. Когда рефлекторные схемы созданы, это уже автоматизм. А что
такое автоматизм? Это не что иное, как ощущение истины, того, что тождественно
тебе, что есть ты сам. И тогда при 90 градусах ты на основе всех этих вещей
действуешь и получаешь новые результаты, которые воспринимаются чувственностью
левого полушария. В момент, когда 180 градусов, положенным снова становится
левое полушарие в его чувственной форме. (Т.о. оказывается, что полушария
сдвинуты относительно друг друга на 90 градусов.) Т.о. выделяются элементы, и
заносятся в правое полушарие (отражаются в нем). Тем самым создается отражение
этих элементов в правом полушарии. И т.о. происходит переход к объектам, ибо
объекты даются именно инстинктивно-рефлекторным отношением. Т.о., левое
полушарие, т.ск., в его чувственном состоянии характеризуются субъективным
аспектом, правое же дает объективное содержание.
Теперь, поскольку рефлекторно всё это отражено, переход к сознанию (270
градусов) у левого полушария позволяет всё это дело объективировать. То,
что было субъективным, становится объективным, и теперь эти элементы начинают
отражаться (познаваться) левым полушарием, а этот новый уровень отражения
соответствует осознанию как элементов, так и связей между
элементами. Т.о. мы приходим к 360 градусам. Но вся эта схема, т.о., оказывается
еще снята. И вот теперь, когда включается (становится положенным ) сознание, из
этой полученной структуры формируются рефлекторные связи, рефлекторные структуры
в правом полушарии.
Т.о. фактически мы прошли вот
этот цикл при постановке сознания в качестве исходного пункта как цикл
познавательный.
Теперь примем в качестве исходного
пункта правое полушарие. А что такое правое полушарие в этом аспекте? Это
противоположная точка. Это не отражение, не наблюдение чего-то, а это выход
инстинктов, которые себя реализуют, то есть это – непосредственная работа машины
организма. Поэтому сознание, с которым мы имеем дело, есть инстинктивное
сознание. Есть инстинкт и есть сознание инстинкта. В связи с этим, если мы
обратимся к эмоциям, то сущность эмоций как раз состоит в том, что они выражают
инстинктивные отношения, инстинктивные реальности субъекта. Поэтому здесь,
очевидно, мы имеем дело с подкорковыми структурами, и основное
противопоставление – кора и подкорка. Кора как механизм сознательного отношения
к реальности, и подкорка – как бессознательного. Но мы также имеем дело и с
фактом специализации полушарий, когда одно, левое полушарие является собственно
отражающим, оно может рассматриваться в качестве обеспечивающего внешнее
восприятие, и второе, правое – как то, что занимается самореализацией, то есть
как то, что имеет истину внутри себя, в самом себе.
Т.о. есть процесс познания внешней среды и есть процесс познания (отражения,
осознания) внутренней среды.
Пусть у нас 270 градусов.
Это – точка положенности непроизвольности, инстинкта. Тогда мы получаем в
переходе 270 – 360 градусов процесс осознания инстинкта. Ведь инстинкт носит
непроизвольный характер. Произошло отражение инстинкта в сознании, то есть в
левом полушарии. Непроизвольная структура инстинкта с его компонентами
отражается в сознании, всё это дело доходит до ноля (360 град) градусов, и
теперь начинается произвольный аспект, так как здесь становится положенным
сознание, значит, имеет место произвольность. То есть начинается формирование
того же самого инстинкта, но уже на сознательном уровне. В правом полушарии
формируются, таким образом, произвольные, сознательно управляемые схемы, которые
тождественны с непроизвольными аспектом инстинкта.
При
достижении 90 градусов мы получаем переключение в схеме. А так как мы имеем дело
с произвольным характером, то здесь основное внимание обращается на внешние
условия реализации рефлекса. То есть происходит переворачивание. Если вначале в
качестве импульсов выступает созревшая схема рефлексов, которая ищет свой объект
и активизируется в случае его нахождения, то теперь на произвольном уровне
внешние условия позволяют возбуждать соответствующий рефлекс. Вернее, здесь
возникает психологический аспект физиологического, чувства удовольствия и
неудовольствия. При переходе через 180 градусов происходит вытеснение бывших
сознательных рефлекторных схем в бессознательное, вследствие чего они
превращаются в методы, в средства сознания. На этом уровне возникает форма
единства полушарий, и, соответственно, произвольного и непроизвольно аспектов и
начинается следующая спираль движения, переход к расширению базы актуализируемых
инстинктов. А этим порождается деятельность. Эта деятельность во внешности
порождает соответственно новые условия, связанные с инстинктами, с их
импульсами.
Мы с Феофановым выстроили эту модель, она
очевидно работает. Но также очевидно, что она нуждается в дальнейших
исследованиях. Словом, я призываю вас подумать над ней.
Авдеев, ты всё
понял? Хотя я понимаю, что тебе трудно (Авдеев кривится. Явно видно, что он мало
что понял и объяснения его не удовлетворили. )
Теперь же
я перехожу к заявленной мной теме.
Я приведу несколько высказываний из Блума, связанных с различиями в
способностях полушарий у мужчин и женщин.
"Психологические
исследования, продолжавшиеся в течение многих лет, выявили две главные
способности, которыми различаются между собой мальчики и девочки, мужчины и
женщины. В среднем женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и
уступают им в отношении математических и «пространственных» способностей (рис.
153). Различия невелики, и они не обязательно предполагают разницу в
способностях между любыми двумя представителями обоих полов. Некоторые мужчины
обладают лучшими вербальными способностями, чем большинство женщин, а некоторые
женщины имеют лучшие математические и пространственные способности, чем многие
мужчины"
"Девочки научаются говорить и читать раньше, чем мальчики, и
гораздо реже сталкиваются с трудностями при обучении чтению. Среди детей,
оказавшихся неспособными к чтению, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек."
"следовало бы ожидать, что повреждение левого полушария будет приводить к
дефектам вербальных функций, а правого - к дефектам пространственных функций.
Герберт Лансделл (Lansdell, 1962) пред-сказывал именно такие результаты, когда
он начал изучать последствия частичного удаления одной височной доли у больных
обоего пола. Его прогноз оказался верным для мужчин, но не для женщин. Этот
неожиданный результат заставил Лансделла предположить, что распределение функций
может быть различным для женского и мужского мозга."
"Дальнейшие
исследования подкрепили этот вывод. Ж. Мак-Глоун (CmGlone, 1978) обследовала 85
пра-воруких больных, у которых инсульт или опухоль мозга привели к повреждению
левого или правого полушария. У мужчин поражение левого полушария вызывало
афазию в три раза чаще, чем у женщин, и приводило к гораздо большему ухудшению
вербальных способностей, определяемых по шкале Векслера (Wechsler Adult
Intelligence Scale-один из стандартных тестов для оценки IQ)."
"Хотя
результаты невербальных субтестов у этих больных не выявляли значительных
различий в зависимости от пола или стороны повреждения мозга, при сравнении
оценок, полученных по вербальным и невербальным субтестам, обнаружились резкие
различия. У мужчин поражение левого полушария ухудшало результаты вербального
теста в большей степени, чем невербального, а при поражении правого полушария
получалось обратное соотношение. Для женщин сторона, на которой произошло
поражение, не имела столь большого значения. У них наблюдались ухудшения, но они
не коррелировали с поражением того или другого полушария. Следовательно, у
мужчин специализация полушарий, по-видимому, выражена в большей степени, чем у
женщин. Вероятно, у женщин вербальные и пространственные функции более широко
распределены в обоих полушариях, тогда как у мужчин они более строго разделены -
вербальные в левом, пространственные в правом полушарии"
Можно считать, что взаимодействие полушарий у мужчин и женщин
принципиально различаются в том плане, что вследствие меньшей спецификации
полушарий у женщины правое полушарие является не настолько немым, как у мужчин.
Мы с вами исходим из того, что отношения между полушариями
подчиняются закону противоположностей. Значит, мы имеем 4 возможных набора:
1.(и,и)
2.(и,л)
3.(л,и)
4 (л,л)
В общем случае
отношения между полушариями могут быть любыми из обозначенных. Как нами
интерпретируются эти отношения? Отношение (1) имеет ввиду соответствие в работе
между полушариями, то есть случай, когда полушария работают друг на друга,
образуя целостную систему. Если это отношение достаточно мощное, то возможные
рассогласования (противоречия) которыми характеризуются отношения между
полушариями и выражающиеся наборами (2),(3) разрешаются в схему (1). Отношение
же (4) представляет для редкий исключительный случай. В целом
возможные колебательные процессы в системе характеризуются тем, что либо в
системе имеет место гармония, равновесие, либо имеет место рассогласование,
связанное с тем, что развитие одного полушария происходит за счет дегенерации
другого. В этом случае система затормаживает развитие полушария и прилагает
усилия для развития отставшего полушария. Я прошу обратить внимание на эту
логику системы: если одна из сторон противоположности вырывается вперед, то
система затормаживает её развитие, и развивает другую сторону.
Наборы
(2),(3) представляют собой односторонние системы, в которых одна сторона
противоположности развивается в ущерб другой. Это- неустойчивые системы. В
качестве устойчивых мы можем рассматривать только системы с наборами (1), (2).
Особенность функционирования системы с набором (4) характеризуется тем, что
она может выходить на (2) либо (3) набор, выход же на набор (1) является
исключением. То есть она принципиально одностороння. Она неспособна достичь в
себе равновесия, вернее, её равновесие заключается в достижении ею
инстинктивного состояния. Фактически её нормой является животный мозг, то есть
инстинктивные отношения с реальностью. Его основанием является инстинкт, а не
сознание. И поэтому эта система "летит" потому, что у неё всегда работает из
двух только одно полушарие, либо то, либо другое, но не оба вместе, что
характерно для набора (1).
Функционирование этих двух полярных систем
характеризуется противоположностью. Характер разрешения противоречий в (1)
случае характеризуется взаимной работой полушарий. Система является
созидательной и опирается на отражение закономерностей как внутренней, так и
внешней среды организма. У такой системы положено, доминирует сознание.
Набор (4) имеет ввиду несоответствие полушарий друг другу, их взаимное
отрицание, а это значит, что система полушарий постоянно испытывает
противоречие. Такая система неспособна разрешать противоречия внутри себя и она
изначально, по определению агрессивна. Она соответствует положенности
инстинктивного аспекта субъекта, и основная формула её реагирования состоит в
том, что она действует по принципу "то либо другое". Стороны противоположности
оказываются не связаны друг с другом, и поэтому функционирование одной стороны
вытесняет другую и оказывается не связано с другой стороной. Это приводит к
тому, что такого рода системы, предоставленные самим себе, функционируют на
основе закона инстинкта. Здесь возбуждение одного полушария немедленно вызывает
"выбивание пробок" (торможение) другого полушария.
Также и регулировки
здесь различны: в схеме (1) вектор направлен на устранение несоответствия, то
есть "и" затормаживается, "л" возбуждается, то есть отношения между сторонами
противоположности переворачиваются вследствие существующей отрицательной
обратной связи, в схеме (2) вектор направлен в сторону возбуждения того, что уже
возбуждено, соответственно, заторможенная часть еще более тормозится,
возбужденная связь еще более возбуждается. Это - система с положительной
обратной связью.
Человек, само собой разумеется, является бисексуальным
существом, и этим определяется то обстоятельство, что к типу (1) и к типу (4)
могут относиться мужские и женские особи, но опыт показывает, что
принципиальное, так сказать, физиологическое различие между мужчиной и женщиной
состоит в том, что женщина физиологически относится к (1) типу, мужчина - к (4),
и это при всех возможных смягчающих и отягощающих обстоятельствах. Мозг женщины
сравнительно с мозгом мужчины другой, у полов разное соотношение положенной и
снятой сторон. Чтобы женщина ни делала, как бы в количественном отношении
ни доминировал её инстинкт, в качественном отношении у неё положено сознание.
Подо всё она обязательно должна подложить какое-то сознательное положение. У
мужчины же всё наоборот. "Он не нуждается в оправданиях", он движим инстинктом,
и его сознание принципиально отличается от сознания женщины тем, что его
сознание, в отличие от женского, носит объективный, а не субъективный характер,
то есть его сознание по преимуществу инстинктивно.
Итак, защищаемое положение: у женщины в её отношениях с внешней средой оба
полушария функционируют совместно, у мужчины - раздельно.
Теперь это
же положение я переведу немного на другой язык: Что это означает, когда я
говорю, что у женщины совместно работают оба полушария? Это означает, что они
находятся в одной фазе, то есть если имеет место фаза сознания одного полушария,
то имеет место фаза сознания и другого полушария, если чувственная фаза, то оба
полушария находятся в чувственной фазе.
У мужчины же, если одно
положенное полушарие сознательно, то снятое полушарие окажется в чувственной
области, И, напротив, если положена чувственная сфера, то снятым окажется
сознание, и оказывается, что сознание мужчины определяется чувственной областью,
а средством чувственной области является сознание. И тогда весь вопрос в том,
что из этих двух сторон - сознание или чувственность, является у него
положенным; в зависимости от этого либо чувство окажется у него подчинено
сознанию, либо сознание - чувству.
Реплика Фединой Аси
Я попробую как-то увязать схемы Феофанова и Заикиной. Начнем вот с чего.
Пусть ось абсцисс в схеме Феофанова x, где +х - положительное, -х -
отрицательное направление оси х координат, то же относительно оси у. При этом
х=-(-х), так же и у, и х=!(-х), также и у; первое - это количественный, второе -
качественный аспекты, Пусть x=!y, где "!" означает отрицание.
Будем рассматривать x и y как переменные, принимающие значения
и, л, где и, л
могут интерпретироваться как "истина" и"ложь". Тогда x=и
тогда и только тогда, если y=л . Это понятно. Если мы теперь
соотнесем первый и четвертый квадранты, то первому квадранту принадлежат "два
сознания", третьему квадранту принадлежат "два чувства". Но положенной стороной
применительно к первому квадранту при условии вращения r против часовой
стрелки является x, по часовой стрелке - y. А ведь факт, что
может быть положено сознание правого действующего полушария, а +х, сознание
объясняющего полушария, снято. Значит, мы должны допустить возможность вращений
радиуса-вектора r в две противоположные стороны, и следовало бы в связи с
этим проанализировать работу системы при двух противоположных направлениях
радиуса-вектора r.
Действительно, представим себе, что r
вращается по часовой стрелке и выходит из 90 градусов. Тогда в +х будет отражен
осознанный рефлекс +у. Мы получаем в этом случае (социальное) сознание, которое
непосредственно следует за рефлексом и отражает рефлекторную реальность
субъекта. Тогда переход в 4-й квадрант будет активизировать безусловный рефлекс.
Т.о. двигателем процесса будет не безусловный рефлекс, а, напротив, безусловный
рефлекс будет использоваться для удовлетворения сознания. Т.о. мы получаем
случай, когда человеком движет не физиологическая потребность и необходимость её
удовлетворения, а психологическая. Вы можете спросить, а как это возможно? Да
очень просто. Когда вы пьете виагру, то какие цели вы преследуете, разве благо
своего организма?- ничего подобного, вы просто пытаетесь самоутвердиться, и не
более того. Т.о., что уже из сказанного видно? То, что если мы рассматриваем в
качестве положенного правое полушарие, то в зависимости от направления вращения
r внутри этой положенности мы будем иметь положенность чувственного
либо сознания: чувственного, если вращение против, сознания - по часовой
стрелке.
Будем разбираться дальше. У нас
противопоставляются друг другу (и,и) и (л,л). Что мы должны под этим понимать?
очевидно, первый и третий квадранты рассматриваются как противоположности. Это
можно записать как (х,у) и (-х,-у). По-моему, это понятно, это объяснений не
требует. При этом представляется важным направление вращения r, поскольку
им определяется, какая из сторон будет положенной, какая - снятой. Заикина
говорит, что системы (х,у) и (-х, -у) являются устойчивыми, тогда как системы
(-х, у) и (х,-у) - неустойчивыми. Я считаю, что это высказывание нужно понимать
так: "Будем считать что (х,у), (-х,-у) - устойчивые состояния системы, а (х,-у),
(-х,у) неустойчивые" Теперь возникает вопрос: что следует понимать по записью:
(и,и). Если эта запись выражает отношение осей координат в квадранте со стороны
их положенности либо снятости, то они вместе не могут быть положены.
Приходится полагать, что они обозначают не положенность либо снятость, но
сознание (например, и), тогда чувственность будет л, то есть
обозначают качественное состояние системы. Отсюда мы можем, конечно, перейти к
соотносительным их количественным значениям. Но тогда отсюда следует далее такая
вещь: если мы нечто обозначаем в качестве истинного, то следует полагать, что мы
определяем эту вещь в качестве положенной, а противоположную - в качестве
снятой. Но так как обе противоположные стороны противоположности имеют "равную
ценность", то в качестве истинной стороны может быть принята любая из сторон.
Профессор Преображенский может полагать, что высшей ценностью является
интеллигенция, и поэтому она должна хорошо кушать, а Шариков может возражать ему
и говорить, что главное вовсе не интеллигентность, а жизнь. Поэтому, если мы
принимаем, что (х=и, у=и), то тем самым мы принимаем в качестве точки отсчета, в
качестве положенного сознание. Но если для нас (-х=и, -у=и), то в качестве точки
отсчета нами принимается непосредственно "жизнь" (чувственное).
Значит, если мы принимаем в качестве исходного пункта сознание, то мы
дополнительно принимаем в качестве положенной стороны сознание левого либо
правого полушария и, соответственно, вращение вращение r против либо по
часовой стрелке. Если же мы в качестве положенной стороны принимаем то, что
можно назвать жизнью, чувственную сторону, то последствия здесь те же, то
есть чувственная сторона одного из полушарий будет положена, другого - снята.
Если положено сознание, то снята чувственная сторона, и обратно.
Но
всё это - формальные вещи, это орудия для мышления. Но то обстоятельство,
которое стремится выразить Заикина, это утверждение, согласно которому у женщины
работают при взаимодействии два полушария, тогда как у мужчины - одно работает и
другое снято. Но что значит: работают оба полушария? Это значит, что одно
полушарие выполняет осознающую деятельность по восприятию раздражений, а второе
полушарие определяет те действия, которые человек должен предпринять в
результате обработки поступающей информации. Имеется ввиду, что у мужчины это
происходит иначе. Что если у него работает осознание восприятия, то
отреагирование является рефлекторным, и, соответственно, если он сознательно
реагирует, то он не способен сознательно перерабатывать поступающую информацию.
У него, т.о., либо то, либо другое. Он способен одновременно выполнять одну
деятельность, причем, эта деятельность оказывается односторонней. Можно считать,
что у мужчины связаны между собой сознание и бессознательное, но если так, а
именно это и утверждает Заикина, то мы получаем несколько иные вещи, а именно,
женщина либо полностью сознательна, либо полностью бессознательна, то есть для
неё характерны состояния, определяемые первым и третьим квадрантом, тогда как
для мужчины характерны напряжения, связанные со вторым и четвертным квадрантами.
На мой взгляд, работает именно этого рода половое распределение в
функционировании полушарий. Утверждение же, согласно которому системы (х,-у),
(-х, у) неустойчивы, могут пониматься так, что они, конечно, подвижны, тем не
менее, они достигают формы своего равновесия через динамику положенности двух
сторон - (х,-у), (-х,у), и, соответственно, у женщины это достигается динамикой
(х,у), (-х,-у).
Теперь зададимся вопросом: что означают две такие
полярные схемы, как они могут работать? Возьмём в качестве примера мужчину,
поскольку он для нас объектом и он наблюдаем. Какого рода особенность
выявляется? Та, что его схемы (х,-у), (-х,у) имеют ввиду формы его нормального
сознания, тогда как схемы (х,у), (-х,-у) - схемы, в которых он оказывается
неуправляем. Я это определяю как такую вещь, что нормальное сознание
характеризуется тождеством его л со схемами его поведения, то есть
произвольный характер его поведения, тогда как схемы неуправляемого состояния
характеризуются процессами, которые происходят вне его л
и которые наблюдаемы. Т.о. оказывается, когда он попадает в неуправляемые фазы,
то на уровне сознания факты сознания реализуются у него как бы сами по себе, и
это относится к его душевной жизни. Тогда как если он оказывается в чувственной
фазе цикла, а это относится к его практическим отношениям, то он гипнабелен,
подвержен всевозможным внешним влияниям, следовательно, управлению со стороны.
Относительно женщин я замечу только, что, входя в фазы измененной формы
сознания, она оказывается неустойчивой и нелогичной, противоречивой. Она будет
говорить одно, а делать противоположное и т.д., при этом всё это происходит на
рефлекторном уровне, все это не управляется.
Т.о., и мужчина, и
женщина оказываются неполноценными в смысле цикла полушарий, и нуждаются друг в
друге, поскольку выступают по отношению друг к другу в качестве дополнения. Лишь
удачный их союз создает устойчивую самодостаточную управляемую систему.
В то же самое время психики, в которых цикл оказывается полным, в таком
дополнении не нуждаются. Эти психики можно рассматривать как "ошибку природы"
так как в этом случае "отсутствует импульс к соединению", и у таких психик с
производством потомства возникают проблемы.
Высказывание, сделанное Заикиной в другое время:
Мы имеем
в качестве положенной стороны либо кору, либо подкорку. Как это себе можно
представить? Допустим, раздражена подкорка. Она вылетает в кору, вызывая схему
поведения, направленную на удовлетворение подкорки. Если это не схема простого
избегания раздражения, то раздражение подкорки направлено не просто на его
устранение, но на получение уравновешивающей реакции. Вернее, раздражение
снимается раздражением противоположной валентности. Неудовольствие требует
удовольствия. Неудовольствие поэтому сменяется удовольствием, которое, конечно,
обладает инерционностью: вы не откажетесь от удовольствия, пока сопротивление не
остановит вас. Обычно при этом оказывается, что сверхудовольствие одного
оборачивается неудовольствием другого. И не только это; потребности
человека системны, и перебор в одном отношении вызывает недобор в других, так
что вы сами тем самым начинаете воспроизводить собственное неудовольствие,
обеспечивая тем самым себе "катание на качелях", которые вы же сами и
раскачиваете.
Пусть теперь противоположное отношение,
положена кора. И вот здесь появляются любопытные вещи. Я имею ввиду то, что
головные удовольствия отличаются от телесных. Когда эти две вещи в одном
флаконе, тем не менее, существует качественное различие в порождаемой ими
реальности в зависимости от того, какая из сторон положена. Как бы это выразить:
если положено головное отношение, то объективация не снимается. У вас возникает
чувство нежности либо любого другого чувства, может быть, отвращения, но всё это
соотносится в объектом, с тем, что вне вас. Знаете, вот хрустальная вещь, и как
бы его не разбить. Если же у вас телесное отношение, то разбить-то его как раз и
хочется, то есть хочется разрушить, разорвать границу, которую вы ощущаете и
которая вас разделяет и сожрать, ассимилировать то, что вас возбудило. То есть в
вас наружу просятся инстинкты. И если вы не и идете до края, то это связано с
тем, что ваш инстинкт ассимиляции ограничивается инстинктом самосохранения.
Запись семинара сделана 01.11.07 г.