на главную страницу
визитка
назад
Замечание редактора: текст сообщения Заикиной набран черным, Фрейда - коричневым цветом шрифта.
Мы с вами на предыдущих семинарах обсуждали понятия из "Я
и Оно", которые из чего-то да выросли. Я вообще считаю, что следует начинать с истоков, с самого непосредственного, с той реальности, которая явилась почвой, на которой
построено всё теоретическое здание, в настоящем случае, психоанализа. Произведением, в котором эти истоки обозначены ясно, являются, конечно, "Этюды об истерии". Фрейд говорит:
"Внимательный читатель этой книги сможет обнаружить в ней зародыш всех более поздних
наслоений на учение о катарсисе (например: особую роль психосексуальных факторов, инфантилизм, огромную значимость сновидений и символики бессознательного). Да я, вообще-то, не могу дать никакого иного совета для всех тех, кто захочет узнать побольше о рождении психоанализа, берущего свои истоки в катартическом методе , как взять да и начать с “Этюдов об истерии” Я обращаю ваше внимание на подчеркивание Фрейдом катартического метода. Запишите пожалуйста это себе в подкорке. Затем, он говорит о позднейших наслоениях на нём психосексуальных факторов и пр.
Итак, одним из исходный понятий является катартический метод. Значит, нам нужно определиться с этой точкой. Я беру из словаря практического психолога (Минск, ХАРВЕСТ?1998)
относящиеся к делу
статьи:
Катарсис - первоначально - эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило завершавшуюся смертью. Вообще - состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений.
В психотерапии - специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также - фаза лечения, в ходе которой больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, бывшие толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику.
катартический - вызывающий разрядку аффектов патогенных посредством катарсиса от воспоминания и повторного переживания прошедших событий.
Отреагирование - процесс проявления переживания вовне, сопровождающийся резко окрашенной эмоцией; эмоциональная разрядка. связанная с травмирующим событием.
Метод катартический - психотерапевтический метод, предназначенный для лечения некоторых видов психонервных заболеваний. Его основное положение - в том, что симптомы у истериков зависят от потрясших их, но забытых сцен из жизни.
Лечение старается заставить больных вспомнить эти переживания в гипнозе и воспроизвести их; при этом осуществляется катарсис. Из этого же положения вытекает часть теории - о том, что эти симптомы соответствуют ненормальной связи определенного количества неразрешенной энергии возбуждения (см. конверсия)
Согласно Фрейду, метод
катартический - предварительная ступень психоанализа, основной метод. Фрейд связывал катарсис с тем, что клиент заново переживает травматические события детства и может отреагировать те чувства, что были подавлены. Понимание причин болезненных проявлений и установление
клиентом их связи с настоящим временем возможны благодаря тому, что
психоаналитик, интерпретируя символы сновидений и фантазий, спонтанные высказывания, выявляя "точки сопротивления", дает соответствующие объяснения. В отреагировании значительная часть принадлежит переносу на терапевта чувств, кои не могли бы проявиться в отношении их истинных объектов.
Конверсия- согласно Фрейду - ненормальная связь определенного количества неразрешенной энергии возбуждения. Иногда трактовалась как перенос аффекта с одного представления на другое.
Кнверсия истерическая - соматическое разрешение конфликта бессознательного; процесс, в ходе которого развившемуся при патогенных условиях факту был закрыт нормальный выход, отчего эти "защемленные аффекты" находят ненормальное выражение (применение), либо остаются как источники постоянного возбуждения. отягощая душевную жизнь.
Вы понимаете, что катартический метод является компонентом нормальной схемы отношений
субъекта с внешней средой. Для того, чтобы понадобился катарсис, раньше должна возникнуть противоположная ситуация. Это примерно то же самое, что после того, как вы наступили в грязь, вам нужно очиститься от неё.
Нас интересуют нормальные схемы и их работа. Если нас спросят, испытывали ли мы когда-нибудь катарсис,
мы, конечно,
ответим, что испытывали. Но стали ли мы при этом лучше, я сомневаюсь. Да и что это значит - стать лучше. Что значит - испытать чувство очищения? Как правило, это чувство очищения сопровождается еще и чувством умиления собой.
Что я хочу всем этим сказать? То, что мы стоим на весьма зыбкой почве, и, в общем, хотелось бы на что-то опереться,
на что-то твердое.
Мне пришла в голову мысль, что всевозможные
психотерапевтические методики, схемы - это всё же вещь, принадлежащая капиталистической системе отношений. И вот почему. Я исхожу из нашего
с вами общего опыта существования в капиталистической системе, поскольку нам есть с чем сравнивать, поскольку мы вышли из жизни, которой теперь нет и которую с такой радостью топчет наша буржуазия, что, конечно, и понятно. Формула капиталистической системы проста: всеобщая ненависть. Природу, рефлексы невозможно обмануть. Вы видите людей богаче себя - хотите вы этого или нет, но вами овладевает черная зависть и ненависть.
И если вам не нужно богатство, если у вас иные жизненные ценности, то у вас
возникает стремление это богатство уничтожить. Если вы сами стремитесь к
богатству, то нет такой черты, через которую вы не готовы переступить ради него; ваша мораль - деньги, по возможности, более или менее безопасные.
И тогда что вам нужно? Вам нужен психотерапевт, который должен выпускать из вас
постоянно скапливающийся в вас гной.
Вы преуспевающий бизнесмен - и вы живете в постоянном страхе за свою собственность и жизнь, вы переживаете стресс.
Кто вам нужен? Вам нужен психотерапевт, который позволил бы вам обмануть свой инстинкт. Вы ни к кому не можете обратиться, никому не можете раскрыть свою душу, потому что ждете предательства, потому что вы никому не нужны, кроме самого себя. Вы - один в этом мире. Психотерапевт - это человек, который за деньги вас выслушивает и обеспечивает разряды вашим аффектам. Разрядиться вы можете только за деньги. Всё имеет свою цену. В мире капитализма с его законом денег нет любви.
Зато есть ложь вместо правды в качестве закона отношений между людьми.
И, поскольку мы живем в этом мире, мы должны отдавать себе отчет в его законах.
Ленин как-то высказал трюизм, что в буржуазном обществе следует действовать в соответствии с его законами. Это буржуазные
лицемеры требуют от Ленина святости, защищая себя бесконечной ложью, и при этом
они, подобно перевертышам, лгут и относительно Ленина, проклиная его, и
относительно себя, выставляя себя в качестве такого рода образцов человечности и благородства,
каких в природе не существует.
По городу
установлены рекламные щиты Вольфовича: решительное выражение фейса "вождя" и слова: "не врать" Когда у Путина спрашивают, что такое план Путина, он
откровенно отвечает, что это "политические технологии". Ночью после двенадцати какой-то
"артист" голосом священника из фильма "Праздник святого Йоргена" по "Эху Москвы" вопрошает, что значит для нас надежда. И получает СМСку: "Вы пытаетесь говорить проникновенно. Но вы никого не обманете. Мы прекрасно помним, что вы сказали в «Арсенале»: за деньги вы скажете всё, что угодно."
И что вы думаете, он сделал? Он поступил в соответствии с принципом: "если вам ссут в глаза, говорите, что это божья роса". Так он и поступил, и стал
распространяться: "Так, значит, меня любят и уважают, раз помнят, что я говорил
когда-то".
Вы чувствуете свободу этих людей относительно логики? "Истина есть то, что мне нравится, и ложью является всё то, что мне не нравится. А до остального мне дела нет." Эти люди пользуются тем, что из слов можно сделать всё, что угодно и запутать
всё, что угодно. Инстинкт человека слышит ложь, а не правду. И сказал Господь: "Не по словам их судите о них."
Какое значение имеет знание истоков? Истоки - это та непосредственная чувственно данная и выявленная реальность, от которой люди идут и к которой приходят обратно благодаря построению теории и её применению. Значение этого также заключается и в том, что от чувственной данности мы также можем начать двигаться, и, возможно, в ином направлении, как это и случилось у Бройера и Фрейда. Мы с вами также можем соотносить непосредственную реальность с построенной теорией, имея ввиду как её соответствия, так и противоречия реальности.
Действительной причиной заболевания при травматическом неврозе, конечно, является не малозначащая физическая рана, а пережитый больным аффект испуга (ужаса), психическая травма.
для многих, если не для преобладающего большинства истеричных симптомов, можно выявить поводы вызвавшие их к жизни. Эти поводы являются ничем иным как психическими травмами. В качестве таковых могут быть любые переживания, cопровождающиеся мучительными аффектами ужаса, страха, стыда, психического страдания, и только от впечатлительности соответствующего человека (как и от позднее упоминаемого еще одного условия) будет зависеть то, окажется ли это переживание травмой.
Нередко среди провоцирующих развитие истерии факторов вместо одной большой травмы можно обнаружить наличие нескольких частичных травм, несколько сгруппировавшихся вместе однородных поводов, которые только в своей общей совокупности могут осуществить травматическое воздействие и лишь постольку вынуждены составлять единое целое, поскольку сами по себе они образуют только фрагменты единой истории страдания.
В других же случаях даже на первый взгляд безразличные обстоятельства, которые лишь в результате их совпадения с действительно патологически повлиявшим событием или со временем особой чувствительности организма, приобретают особую значимость в качестве травмирующего фактора, что вообще-то им не присуще, но отныне они будут прочно удерживать за собой травмирующее влияние.
Однако строго закономерную взаимосвязь психической травмы (давшей повод к болезни) с истеричными феноменами нельзя рассматривать только как одно из явлений в истории жизни невротика, скажем считая, что травма в качестве провоцирующего агента создаёт симптом, который затем становится самостоятельным и далее уже существует независимо.
Скорее мы должны утверждать, что психическая травма, или воспоминание о ней, действует наподобие чужеродного тела, которое в течении достаточно длительного времени после своего проникновения продолжает действовать в качестве активного агента
отдельные истеричные симптомы мгновенно и безвозвратно исчезают, если у пациента удаётся в полной мере пробудить воспоминание о вызвавшем их к жизни событии, да при этом еще вызвать сопровождавший мучительную сцену аффект; остается только добиться от больного желания изобразить самым подробным образом это событие, облечь свой аффект в слова. Воспоминание вне переживания прежних эмоций почти всегда ни к чему не приводит; психические переживания, которые протекали когда-то прежде, должны быть воспроизведены столь живо, насколько это только возможно, достигая интенсивности statum nascendi, а затем больной должен до конца “ выговориться”.
При этом, если мы обратимся к патологическим феноменам, ещё раз в своей прежней интенсивности проявятся судороги, невралгии, галлюцинации – чтобы затем уж исчезнуть навсегда. Отказы в работе определенных психических функций, параличи и отсутствие кожной чувствительности также полностью устраняются, конечно это происходит не без того, чтобы на какой-то срок не было заметно временного усиления их активности.
Полное исцеление пациентки стало возможным только благодаря спонтанному аутогипнозу, вызываемому самой больной,
Вызвавшее патологическую реакцию событие каким-то образом продолжало воздействовать ещё в течении многих лет, и не только косвенно воздействуя через целую цепочку промежуточных, чем-то связанных между собою звеньев-причин, а напрямую и активно пробуждая заново прежние переживания, наподобие того, как и в более поздние времена воспоминание о пережитом психическом потрясении вызывает у пострадавшего человека обильный поток слёз. Мы можем сказать, что истерики чаще всего страдают от реминисценций (от пережитого в далёком прошлом).
[i] в переводе с французского кратковременное помрачение сознания, состояние спутанности
[ii] paresis (лат.) – ослабление двигательных функций, мягкий вариант паралича
[iii] contractura (лат.) – непроизвольное сокращение мышц и других частей тела в течении длительного времени
[iv]anesthesia (греч.) – исчезновение кожной или другого рода чувствительности, нечувствительность к боли
[v] neuralgia (греч.) – приступообразные боли, распространяющиеся по ходу нерва