на главную страницу
визитка
назад
назад карта

Семинары доктора Марцинкевича

Часть восьмая

Дора


   Глава вторая

Шаров

    Только что закончил выступать Феофанов, как слово взяла Заикина. Это было удивительно, потому что ведь специально к теме никто не готовился, никто и не ожидал, что она всплывет. Это значит, что Заикина вместе с Феофановым читала эту статью. И я думаю, читали дружно, без этих фырканий Заикиной, как только она с Феофановым оказываются в обществе   третьих лиц. Разумеется, выйдя к кафедре, она тут же с презрением фыркнула в самое лицо Феофанову, а он заскрипел зубами и начал беззвучно ругаться. Я никак не мог понять их отношений, но тут мне вспомнилась одна старая история, в своё время поразившая меня. У меня дома гараж стоял рядом с гаражом Ивана. Иван - водитель на грузовике. В свободное время он занимался тем, что покупал старую легковушку, доводил её до ума, некоторое время ездил на ней, а потом продавал. Не знаю, насколько это была правда, но мне казалось, что мы с ним приятельствовали. Во всяком случае, отношения у нас были по-видимому самые дружеские. Но стоило к нам подойти кому-нибудь, как он начинал проходиться на мой счет. Я сначала удивился, а потом перестал обращать на это внимание; мол, такой характер. Но позже я от других людей слышал подобного же рода обиды, когда с совершенно   чужими, незнакомыми людьми близкий тебе человек начинает прохаживаться на твой счет. Значит, здесь есть своего рода инстинкт. Вообще там, где есть двое и потом появляется кто-то третий,  это   обстоятельство оказывает влияние на отношения этих двоих.
   В соседней группе есть пара, Умнов и Лида. И я постоянно наблюдаю одну и ту же картину, как Лида науськивает Умнова против кого-нибудь. Правда, Умнов не обращает на её науськивания внимания и останавливает её. Но Лида не унимается. В конце концов её инстинкт науськивания, который она, очевидно, не может не удовлетворять, переполнит чашу терпения Умного, и они разойдутся.
   Об этом же инстинкте говорит Лоренц в "Агрессии" относительно гусынь, науськивающих "своего супруга"- гуся на других гусей. Мне кажется, во всех этих отношениях лежит общее основание.
   Но   в случае науськивания самкой своего самца на других самцов  в этом видится   инстинктивное, природное стремление самки иметь потомство от сильнейшего  (самка остается с победителем); в таком случае мы имеем дело с инстинктом, который находится "в основании" и необходимым образом управляет человеком. А как можно понять поведение Заикиной, которая постоянно на людях "вызывает огонь на себя"? Не связано ли это с тем, что инстинкту основания Феофанова не удается пробиться на поверхность, сделав его половой инстинкт доминирующим, чтобы он увидел, наконец, в Заикиной не только язву, но еще и женщину, то есть чтобы он сам себя почувствовал, наконец, мужчиной. Заикина его провоцирует, а Феофанов то ли никак не может преодолеть себя и превратиться в самца, то ли, и это скорее всего, вообще не понимает, что от него требуется. 
    Или же за её поведением стоит форма всё того же инстинкта науськивания? Во всяком случае, очевидно, что поведение Заикиной инстинктивно направлено на регрессию сознания Феофанова. Бессознательный механизм, который здесь имеет место, заключается в том, чтобы вызвать агрессию со стороны Феофанова на себя, и когда его сознание окажется отключенным,  а он прикоснется к ней, у него сработает сексуальный инстинкт, и агрессия преобразуется непосредственно в сексуальное отношение, сексуальные чувства. А тогда, конечно, и отношения между ними совершенно изменятся, они станут такими, какими и должны быть, с точки зрения Заикиной.
   Хотя, с другой стороны, я думаю, у Заикиной ничего не получится. Не тот материал. Феофанов слишком любопытен и интеллектуален, чтобы женское естество смогло вытеснить в нём эту черту и стать в его жизни на первое место. Мне кажется, Заикина это прекрасно понимает, и её женская стервозность как раз и подстрекает её заниматься "развращением" таких типов, как Феофанов. Я думаю, ей нужна победа, и Феофанов её интересует лишь до тех пор, пока ходит в непобежденных. В тот момент, когда он, не дай бог, влюбится в Заикину, в тот же самый момент он и перестанет её интересовать, и "станет на всю жизнь несчастным", чего и добивается её ненасытное и, в общем, злобное сердце.

Выступление Заикиной

    Я хочу, чтобы присутствующие самым внимательным образом проанализировали статью. Я хочу обратить ваше внимание на собственно содержательный материал и анализ его Фрейдом.

 "Если верно то, что причина истерических заболеваний лежит в интимной психосексуальной жизни больного и что истерические симптомы являются проявлением самых тайных, вытесненных желаний этих пациентов, то объяснение какого-либо клинического случая истерии не может быть ничем другим, как только обнаружением интимных переживаний и разгадкой тайн."

В приведенном Фрейдом материале центральным пунктом действительно выступает психосексуальная жизнь. Она здесь лежит  на поверхности. Давайте это отметим. Я хочу сказать, что если бы проблема заключалась не в детерминанте психосексуального отношения, а в какой-то иной, например, экономической, то в этом случае также   логикой реакций индивидов руководила бы сексуальность, или же там появились бы какие-то иные факторы? Вы как хотите, а я что-то в этом сомневаюсь.
   Затем, я  хочу обратить ваше внимание на метаморфозу, которую претерпело учение Фрейда в лице его последователей гуманистического направления, на что справедливо указал Вагин. От сущности, из которой исходил Фрейд, они перешли к работе с явлениями сущности, будь это Адлер, Хорни, и в том числе и Юнг. Люди уцепились за явление. И Фрейд на это неоднократно указывал. Дело в том, что при всем психологизме терминологии психоанализа, объектом, который им исследовался, были рефлексы и, соответственно, закономерности их функционирования в том, как они проявляются в жизнедеятельности человека. Эта сторона наиболее сложная, но она также и относится к вопросам науки. Тогда как занятия явлениями относятся действительно к гуманитарной сфере. Эту последнюю сторону я не рассматриваю как   относящуюся не к нашей епархии. Всё то, что пишет Фрейд, я буду пытаться понимать в рефлекторном духе. Помните, Ленин говорил: я читаю Гегеля материалистически: отбрасываю в сторону боженьку и т.п. В гуманистических теориях то же самое, фактически, в них привносится боженька, то есть гуманистический субъективизм авторов, их прекрасномыслие и прекраснолюбие.
   За сим к делу.

   О симптомах.
    О научном методе
    На вопросе о симптомах необходимо остановиться. Что понимается под симптомами, если этот термин рассматривать не с медицинской точки зрения, а причинно - следственной? Под симптомом понимается следствие, которое является признаком  причины; следствие рассматривается как знак причины. Любое явление может рассматриваться в качестве следствия множества причин и условий, его породивших. Действительно, мы же не можем говорить о существовании одной причины явления. Если мы хотим это сделать, то тогда  мы должны рассматривать все другие причины в качестве условий, неких постоянных, а саму причину в качестве переменной. Поэтому, конечно, мы имеем дело с комплексом причин, среди которых выделяем одну в качестве переменной и изучаем её для существующих условий. Вся эта методология понятна, просто хотелось бы, чтобы её не только знали, но и применяли. Но это методология естественно-научная. А как быть в нашем случае, когда мы имеем дело с системами с обратными связями? Не должны ли мы в этом случае рассматривать в качестве переменных не отдельную причину, а множеством взаимосвязанных причин как целостность, которая разворачивается в относительно постоянных условиях? Тогда возникает вопрос о построении возможных технологий исследования таких целостностей. Я говорю это в качестве постановки вопроса.

    Какие цели преследует психотерапия
    Далее вот на что. Когда мы наблюдаем лечение пациента, что мы видим? Мы видим, что пациента лечат от симптомов, которые рассматривают как его болезнь. Фрейд пишет:

"Прежде наша работа ориентировалась на симптомы и ставила своей целью их последовательное устранение" И далее:"В последнее время я полностью отказался от этой техники, так как нашел ее совершенно не соответствующей тончайшей структуре неврозов. Теперь я позволяю самому больному определять тему каждого сеанса и, следовательно, начинаю с того материала, на которое бессознательное обращает внимание пациента."  
    Конечно, это иной подход, но, кажется, он, по Фрейду, относится к технологии устранения симптомов, то есть в конечном счете цель лечения - устранение симптомов, а не их причин, сохраняется. Человек рассматривается в качестве больного потому. что причины (социальная жизнь) вызывают в нем "симптомы", то есть нежелательные для социальной жизни поведенческие реакции.  В докладе Феофанова говорилось о том, от чего лечили Дору. Ведь если разобраться, то существо лечения сводилось к приведению поведения Доры в соответствие с её социальным окружением. Как ни крутите, а в конечном счете целью является именно это, а вовсе не соматические симптомы этих вещей. Все эти симптомы оказываются всего лишь поводом для того, чтобы принудить человека   соответствовать "общепринятым нормам социального поведения". Другими словами, человека стремятся привести в соответствие с существующими социальными стандартами. Всё то, что не соответствует этим стандартам, рассматривается как болезнь, неправильность, которую необходимо изменить. На самом деле, очевидно, речь идет совсем не о том, чтобы сделать больного человека здоровым, а о том, чтобы, напротив,  здорового человека сделать больным. Я это утверждаю совершенно серьёзно. Все дело в том, что здоровый человек очень плохо, трудно управляем, если только управляем вообще, тогда как больной человек управляем. Что такое больной человек? - это человек, который знает, что такое боль, который прошел через боль и "благодаря боли исправился". Слово "болезнь" произошло от слова "боль". В основание человека закладывается боль и страх перед болью, и на этих двух китах держится всё управление человеком.


   Средства достижения лечебного эффекта
    "Теперь я хочу остановиться  на том, за счет чего Фрейд добивается получения лечебного эффекта. Об этом, собственно, мы будем с вами говорить постоянно, сейчас же в мои намерения входит сделать, т.ск., вводную,   самыми грубыми мазками.
   Мы имеем поляризацию нервной системы. Эта поляризация очень мало, но хоть как-то изучена относительно больших полушарий. При этом у нас за бортом остается большая часть нервной системы, хотя, т.ск., и "нижележащей". В любом случае на настоящем этапе то, что можно сделать, это рассматривать большие полушария как представителей нервной системы в целом, и считать, что наиболее общие закономерности, которые характеризуют отношения между ними, характерны также и для нервной системы в целом. Об этой установке Феофанов уже говорил, и я с ним согласна.
    Ключевая противоположность отношений между полушариями состоит в том, что одно из них является действующим, другое - отражающим, или наблюдающим. Эта разница между ними выражается в том, что действующее полушарие - это по преимуществу инстинктивно - рефлекторное, то есть раздражениями этой области определяются необходимые, независящие от субъекта инстинктивно - рефлекторные состояния, определяющие его чувственно-практические отношения с внешней средой. Я бы назвала всю эту систему, как она выглядит со стороны наблюдающего полушария, объектом управления. Соответственно, левое полушарие выступает в качестве системы управления."

   Феофанов Это неверно, неправильно. Его нельзя считать только лишь бессознательным.

   Заикина: Феофанов, если я тебе позволяю время от времени заглядывать в мои записи, то это совсем не значит, что ты обязан портить мне обедню.
   Правое полушарие поэтому можно назвать непосредственным, левое - опосредованным.
    На наших лекциях говорилось о том, что всё то, что относится к рациональному, является внечувственным, оно не оказывает непосредственного влияния на субъект. Оно не является для него реальностью, и именно потому, что оно - "всего лишь отражение"
   Смысл лечения Фрейда состоит в следующем. Невроз связан с какими-то событиями в жизни субъекта, при которых образовалась стойкая связь, фактически безусловный рефлекс (Этой стороне дела, образованию именно такого рода стойких, неразрушимых связей, непременно должно быть посвящено специальное исследование) Он оказывается то, что называется, "в основании", и становится существеннейшим регулятором всего поведения человека в целом, обусловливающим не только его поведение, но и его мысли, и его переживание реальности. То есть он буквально находится под корой, принадлежит подкорке. При каких условиях может происходить образование таких связей? - в условиях повышенной гипнобельности, что можно считать проявлением торможения, вплоть до отключения, сознания. Так как сознание существеннейшим образом связано с отражением и контролем, то при предполагаемом ансамбле поляризаций нервной системы это должно происходить при условии отключения, торможения левого полушариях правым в условиях неожиданных стрессовых обстоятельств, для которых характерно появление во внешней среде неизвестных элементов, для которых не существует отражения в левом полушарии. (см. Замечание 1)

   Замечание 1. Два отношения человека с реальностью
   Необходимо в особенности подчеркнуть два отношения, или два аспекта существования субъекта. Одно отношение - чувственно - практическое.  Второе отношение - теоретическое. Первое отношение отвечает на вопрос: что человек делает в реальности. Второе отношение отвечает на вопрос о том, как человек мыслит реальность.
    Этим обстоятельством существенно определяется отношение человека к реальности и, соответственно, также и завязанное на это отношение полушарие. Именно, если человек осуществляет те или иные практические действия в реальности, то очевидно, что приложенным к этому делу должно быть правое полушарие. Однако, оно становится положенным тогда, когда ему приходится действовать не на уровне стереотипов, когда ему приходится ориентироваться во внешней среде, подбирая рефлексы. Но тут у нас снова возникает вопрос о противоположности полушарий относительно последовательных и параллельных действий. Ведь согласитесь, что представляет собой последовательное действие? - это как бы переход от одних снимков реальности к другим, как бы построение кино. С другой стороны, что такое стереотипные действия? В этом случае даже последовательно развивающиеся, они на деле представляют собой параллельно протекающие действия. Поэтому всё-таки приходится признать, что там, где также и ОИР выступает не в качестве компонента, сопровождающего автоматический акт, но в качестве осознаваемого, там мы имеем в качестве ведущей стороны процесса левое полушарие.
   Разумеется, при этом следует задать вопрос, а что же нами понимается под непроизвольным и произвольным.
    Необходимо также иметь ввиду  характер поляризации полушарий. Этот вопрос специально нами до сих пор не обсуждался, однако безусловно, что чем меньше поляризация, тем более сильной оказывается размытость отношений между полушариями и, соответственно, смешанность функций.

При этом важнейшим является сам по себе рефлекторный факт переключения, выхода во внешность непосредственно-чувственного отношения к реальности. Ведь что нужно подчеркнуть? - то, что наблюдающее полушарие, формирующее отражение, выполняет функции буфера в отношениях организма с внешней средой. В условиях, когда этот буфер не срабатывает, происходит переключение на систему врожденных рефлексов, инстинктов, так, как она есть, и вот тогда-то, в этих условиях и происходит образование стойких связей, носящих инстинктивный характер. Самым существенным во всём этом является сам произошедший опыт пробоя защиты, в этом основная опасность, связанная с возникновением "сдвигов в крыше". Вы поняли, да? Потому что в этом случае все отношения переворачиваются. Доминирующей в этом случае становится эта позиция беззащитности, и всё мышление оказывается перевернутым, берущим в качестве своего основания образованные таким образом безусловные связи.  В этих условиях что является самым существенным, что может быть средством для "заделки отверстия в крыше"? Для этого необходимы следующие вещи:
   1. Нарушено доминирование левого полушария, и задача состоит в том. чтобы, по возможности, его восстановить.
   Как это может быть сделано? Мы имеем дело с ситуацией, при которой оказывается облегчено переключение доминирования в полушариях, которое вызывается раздражителями, падающими на рецепцию (акцептор) безусловного рефлекса. Задача состоит в том, чтобы перейти от сильного, концентрического и в то же самое время неопределенного эмоционального импульса к связанным с ним образам, что может быть сделано только при напряжении левого, наблюдающего полушария, то есть при напряжении функции наблюдения. Для того, чтобы это можно было сделать, нужны необходимы условиях. Какие это могут быть условия? Очевидно, что это - условия, которые сами по себе минимизируют стрессовые ситуации, пациент должен ощущать чувство безопасности и защищенности, позволяющее ему расслабиться. В этих условиях орн "приходит в себя", у него восстанавливается функция наблюдения. Теперь необходимо восстановить нормальные отношения между полушариями, которые заключаются в доминировании левого отражающего полушария относительно непосредственного, инстинктивно - рефлекторного правого. Средством для этого служит метод свободных ассоциаций, едва ли не самым существенным моментом в котором является проговариваемого наблюдаемого и изложения своих мыслей, которые вызываются наблюдением. Во всем этом возникает двойственность следующего рода: посредством проговаривания строится, конструируется образ, который наблюдается. Образ, который строится, являясь в той или иной мере копией наблюдаемого, отличается от последнего тем, что он не обладает для субъекта рефлекторной силой, он превращается во внешний объект рассмотрения мышлением в отношении его причин, следствий, целей, механики и т.д. Теперь остается просто ждать, потому что болезненный инстинктивно- рефлекторный импульс будет проявляться себя так или иначе в возникающих образах вследствие рефлекса, обеспечивающего легкость к доминированию, я бы выразилась так, подкорки правого полушария.
    Вы меня слышите, да? И вы услышали это выражение по поводу подкорки. И это позволяет мне перевернуть всю модель. Действительно, всё деление, которое я проводило, связывалось со ставшим для нас уже привычным противопоставление левого и правого полушария. Я чувствовала, что что-то здесь не так, что здесь неправильность, здесь ошибка, но, как выражается Шаров, моя пятка мне говорила: иди дальше. Ты ошибаешься, но дорога, по которой ты идешь, рано или поздно укажет тебе более верный путь. И вот это случайно вырвавшееся выражение "подкорка" я и рассматривают в качестве ключа, который позволяет рассматривать модель с иной точки зрения, имея ввиду не противоположность полушарий, а соотношение коры и подкорки. И в этом случае мы должны говорить о регрессии сознания в подкорку. Я понимаю, что это, скорее всего, также не истина, но эта позиция мне представляется более близкой к истине. Действительно, ведь фактически правое полушарие у нас является практическим, непосредственным, и его мышление также должно быть практическим, не теоретическим, сравнительно с левым, наблюдающим. Правое полушарие является условно рефлекторным, и собственно безусловные рефлексы я бы отнесла ниже, в подкорку, как и способы регулирования на этом более низком  уровне. Я не уточняю сейчас, что отношу к подкорке, но во всяком случае следует указать на то, что механизм эмоций, и, соответственно, лимбическая система должна оказывать на прообраз образа подкорки самое существенное влияние.
   Итак, действительно, следует говорить о пробое крыши, то есть защитных функций коры, на подкорку. Какую поправку мы должны внести? Ту, что доминирование если в каких-то точках оказывается пробита кора, то воздействие раздражителей падает непосредственно на подкорку. Что такое должен представлять собой этот пробой коры? - как мне представляется, разрушение, или видоизменение соответствующих клеток коры, при которых они раздражение не перерабатывают на своей поверхности, следовательно, не задерживают и не ассимилируют его, но непосредственно передают на подкорку, т.ск., "на голые нервы". В связи с этим, я прошу обратить ваше внимание на способы защиты, ассимиляции и диссимиляции коры. Здесь мы обнаруживаем два отношения. Отношение первое: т.ск., способность удерживать отрицательное рассогласование, например, способность выдерживать боль, степень чувствительности и нечувствительности к боли и пороги срыва, реакции на боль. Пробой означает невозможность задержать реакцию уже при незначительных уровнях раздражения. Вторая форма защитной функции связана с "практической рефлекторикой", со способностью воздействовать на объекты опережающим образом. Если мы принимает такую точку зрения, то мы получаем такие из возможных ситуаций: выше нами всюду подчеркивались инстинктивно-рефлекторные функции правого полушария. Правда, у меня всегда возникал вопрос о случаях доминирования правого полушария у художественных натур. Но ведь опять - таки - у художественных! Так что не будем из ванной вместе с водой выплескивать и ребенка. Ведь мы с вами говорили о том, что левое полушарие есть полушарие отражающее и мы говорили также, что нужно различать сознание и осознание, и сознание связывали с правым полушарием, тогда как осознание с левым. при том, что оба полушария тождественны в изначальном их морфологическом отношении, различие заключается в их структурны х отношениях, при которых левое полушарие выступает в качестве осознающего отражение, которое доставляет ему сознание правого. Мы об этом говорили, и всё это остается в неприкосновенности. Сознание правого полушария имеет в своем основании инстинктивно-рефлекторные схемы, которыми обусловливаются применяемые им критерии, тогда как сознание левого полушария оперирует результатами, которые доставляет ему правое. Вы скажете, что в таком случае можно и по отношению к левому полушарию придумать осознающее его полушарие и т.д. до бесконечности. Однако ясно, что никаких дополнительных полушарий не нужно. Вполне достаточно того, чтобы между полушариями полушариями существовала обратная связь, а именно, все результаты левого полушария должны, в свою очередь, передаваться в правое для того, чтобы они могли снова становиться объектом размышления для левого. Этим   представляется одна из основных закономерностей отношений между полушариями.

    Поэтому всякий субъект может быть разделен, т.ск., на две части: на действительную его часть с его чувствами, переживаниями и прочь. Все это, т.ск., его непосредственная чувственная реальность, его жизнь. И наряду с ней у него есть его духовная реальность, которая соотносится с чувственной, обладает по отношению к ней эмоциями и пр., но все эти эмоции являются не первичными, а вторичными, они формируются по отношению к тем чувствам, которые есть у человека. Человек, т.о., существует в двух мирах: в посюстороннем чувственном, материальном мире "здесь и сейчас", в определенных пространстве и времени, и он существует в духовном мире, т.ск., вечном, поскольку духовный мир не обладает категориями пространства и времени. Т.о., на одной стороне мы имеем дело с миром мыслей, на другой стороне - с миром чувства. Каждый из этих миров обладает своими целями, критериями и логикой, и жизнь субъекта, если он хочет, выражаясь вычурным языком, "править кораблем своей судьбы", он должен иметь возможность приводить работу этих двух противоположные машины в соответствие друг с другом. Образно говоря, каждая из этих машин обладает своей собственной инерцией, и его задача состоит в том, чтобы сесть за одну из машин, и попытаться с её помощью управлять также и другой машиной, а если с другой что-то происходит аварийное, он должен будет пересесть в неё и заняться ею, следя при этом за тем, чтобы в это же самое время с другой машиной чего-н. не случилось. Т.о., в общем случае человек сидит, как правило, за рулем одной из машин, и при этом пытается оказывать влияние на работу другой машины. Такой вот примерно образ. Какие же возможные ситуации при этом могут возникнуть? Что касается как того, что связано с системой управления, так и того, что связано с объектом управления, мы должны соотнести то, что Юнг назвал архетипами. Под этими вещами нами понимаются весьма прозаичные вещи: это - врожденные схемы как систем управления, так и объекта управления, которые для субъекта в значительной степени выступают в качестве склонностей, определяющих особенности его духовного и чувственного поведения. Так как всё это идет к нему от родителей, то уже одно это обстоятельство ведет к тому, что в субъекте оказывается множество противоречий, несоответствий, хотя он еще только родился и не успел наделать своих собственных. Это понятно, да? Поэтому в любом случае мы имеем дело с субъектом, которых в своих отношениях с внешней средой, как духовной, так и чувственной, имеет, с одной стороны, в каких-то частях соответствие между духовной и чувственной сторонами. Этим соответствием выражается отношение приспособления к внешней среде и круг возобновляющихся и развивающихся отношений. Однако, наряду с этими двумя отношениями не могут не существовать два другие, а именно, такие, что духовные отношения не соответствуют чувственным в каких-то одних частях, и в каких-то других частях чувственные отношения не соответствуют духовным. Самое обычное, нормальное положение в этом случае состоит в устранении противоречия, в приведении одной стороны в соответствие с другой - неприемлемые с точки зрения практики мысли или неприемлемая с точки зрения мыслей практика должны быть отвергнуты. Т.о., то либо другое.
   Или, может быть, возможно нахождение компромисса? Вот тут и возникают ситуации, которые мы рассмотрим опять-таки с точки зрения общих принципов. Какие это общие принципы?
   Когда речь идет об о приведении одной стороны противоположности в соответствие с другой, то что это значит с логической точки зрения? Это значит достижение истинностного значения "истина" одной стороны противоположности по отношению к другой. Но что при этом происходит? то, что одна сторона, приводимая в соответствие с другой, тем самым входит в противоречие с самой собой, в ней самой возникает рассогласование. Как оно может быть устранено этой стороной противоположности? - т.о., что ею изменяются критерии её существования; критерий равновесия её приводится в соответствие с требованиями другой стороны противоположности. Возникает вопрос: а почему именно эта сторона противоположности должна подчиняться другой, почему не наоборот? В патовой ситуации мы получаем ситуацию двух встретившихся на узком мосту козликов, каждый из которых требует, чтобы другой уступил ему дорогу. Другими словами, мы имеем дело с отношениями борьбы, в которой побеждает сильнейший.
   Т.о., с логической точки зрения требование изменения критериев равновесия в системе с другой стороны рассматривается как ложное.
   Что же мы наблюдаем в нашей жизненной практике в отношениях между субъектами, как и в отношениях внутри субъекта, на каких путях в этих случаях достигается равновесие? На путях ложного согласия, на путях лжи. Мы получаем два отношения: так как извне существует давление, нарушающее равновесие в системе, по отношению к нему возникает скрытое сопротивление, которое выражается в том, что может возникать смещение сопротивлений, которое заключается в свойствах мышления, и поэтому здесь можно говорить о функционировании единой системы двух полушарий. Я имею ввиду следующее. Пусть на вас оказывается воздействие, вызывающее в вас отрицательное рассогласование. Непосредственная (чувственная) реакция заключается в прямом сопротивление воздействию. Однако непосредственное преодоление этого воздействия оказывается не всегда возможным. Что в этом случае может сделать субъект? Он делает вид, что принимает воздействие, то есть его поведение становится соответствующим воздействию, то есть он демонстрирует изменение критериеву своего равновесия в соответствии с воздействием. Это приводит к тому, что внутри такой системы возникает рассогласование, противоречие, которое постоянно воспроизводится существующим воздействием. Система, т.о., во внешности находится в ложном для себя состоянии, поддерживая при этом внутри себя прежнее состояние истины. Т.о., система затормаживает себя относительно своего внешнего поведения, подчиняя его превыщающим его по силе обстоятельствам. Это торможение выполняет собой функции котла без спускающего давление клапана: внутреннее возбуждение будет возрастать, и, в конечном счете, разорвет котел. Поэтому им должен быть создан такой клапан. И он всегда создается: система ищет слабые точки в воздействующей на неё системе, истинность которых признает и сама система, и начинает бить по ним под видом истинных для этой системы, но на самом деле ложных для неё; в то самое время эти действия являются истинными для самой страдающей системы.
   Иначе эту же мысль можно выразить так: Ответное воздействие системы на воздействие на неё может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственным оно является тогда, когда ответное воздействие направлено на следствие воздействующей системы, ибо любое действие системы есть следствие каких-то её причин.
   Опосредованное воздействие связано с действием на причины системы. И это воздействие является эффективным в том отношении, что позволяет минимальными усилиями достичь максимальных результатов в смысле изменений следствий, выражающихся в её поведении.

Пациента рассматривают как больного потому, что он обладает какими-то симптомами, которые определяются как болезнь. Теперь давайте посмотрим, что представляют собой эти симптомы. Ведь они представляют собой выражение общественных отношений, и именно то, что в тех или иных отношениях не устраивает общество в субъекте. Так, почему отец Доры отправил её на лечение? - потому что она была раздражительная, неуравновешенна и пр. Но никто не задается вопросом, почему девушка находится в этом состоянии, следствием чего оно является.