на главную страницу
визитка
назад
назад карта
Доктор как-то заметил, что мозг, как и организм в целом,
сам знает, чем и как ему заниматься и не терпит волюнтаризма со стороны
субъекта. Поэтому необходимо с уважением относиться к его импульсам и не
требовать от него делать то, что он не готов делать, так как в этом случае
он просто ломается. По его словам получается, что мозг - это такая же
машина, как и любая другая: на нём можно ездить, но только при условии
выполнения технических правил его эксплуатации.
Я уже давно
обратил внимание на то, что ни один семинар по одной теме у Доктора не
протекает сразу от начала до конца. Темы семинаров сменяют одна другую,
затем происходит возврат к ранее оставленной теме, и, как правило, уже на
другом уровне. Или же возврат к темам прошлых семинаров происходит в рамках
последующих. Ну, вы это, я полагаю, уже заметили. Доктор говорит, что если
на каком-то этапе мозг выдал всё, что у него есть, то дальнейшая работа
бесполезна. Ведь если вы воздействуете одним и тем же раздражителем на
какой-то ансамбль нервных клеток длительное время, то, упорствуя в этом, вы
добьетесь только одного - их разрушения.
В последнее время Авдеев
у нас стал чем-то в роде звезды балета, задающей темы очередных
семинаров. Судя по всему, он проникся замечанием Доктора и решил, что его
мозг на данном этапе сделал для тифоанализа всё, что мог, и наступила пора
задействовать другие нервные клетки, явно бездействующие, с тем, чтобы они
не только не отмирали от бездействия, но даже и развивались. Во всяком
случае, на очередном заседании он высказался в этом духе, что, мол, "а не
пора ли нам...", и тут выступил вперед Феофанов, и сказал, что у него есть
замечательная тема и он даже хоть сейчас готов выступить с сообщением,
потому что он кое за что зацепился, и зацепка его именно в русле наших
изысканий. Разумеется, выступление Феофанова тут же вызвало усмешечки и даже
смешки, поскольку он только что обкакался с докладом по логике, но Феофанов
обладает счастливым характером то ли забывать, то ли не обращать внимания на
конфузы, в которые он время от времени попадает, а, может быть, он относится
к этому как к нормальному, естественному ходу вещей. Как бы там ни было,
слово - не воробей, выскочит - не поймаешь, а наш народ с
радостью буквально схватил его за язык и предложил выступить, что Феофанов и
не замедлил сделать.
-Я сразу по делу - так начал своё выступление Феофанов. Впрочем,
такое вступление характерно для него, и мы уже поняли, что нам придется
гадать, о чем это он. Действительно, после первых же его слов пришлось
задать ему этот сакраментальный вопрос, на что он ответил: "О Доре" -с таким
видом, как будто все только и думают о какой-то там Доре. Просьба же
уточнить разозлила Феофанова, потому что, видимо, сбивала его со страстной
мысли, которую он боялся потерять и которую хотел вылить на нас. Поэтому,
яростно обернувшись к вопрошавшему, он прошипел: "Зигмунд Фрейд. История
болезни Иды Бауэр", а губы его беззвучно добавили: "Баран" Несколько
отдышавшись от приступа ярости и глазами вопросив аудиторию, можно ли ему,
наконец, начать говорить, не встретив сопротивления, он
продолжил:
"Фрейд пишет:
"После того как первые трудности в курсе лечения были преодолены, Дора рассказала мне о более раннем переживании, связанном с господином К., которое к тому же лучше подходит для того, чтобы расцениваться в качестве сексуальной травмы. Тогда пациентке исполнилось 14 лет. Господин К. договорился с нею и своей женой, что дамы после обеда придут в его магазин на центральной площади Б., чтобы оттуда наблюдать за церковным торжеством. Однако затем он под каким-то предлогом уговорил жену остаться дома, отпустил приказчиков и, когда девушка вошла в магазин, был там один. Когда подошло время церковной процессии, он попросил девушку подождать его у дверей, пока он опустит роликовые жалюзи. Затем возвратился и вместо того, чтобы выйти в открытую дверь, неожиданно прижал к себе Дору и запечатлел поцелуй на ее губах. Вероятно, этой ситуации было достаточно, чтобы у 14-летней целомудренной девушки вызвать сильное сексуальное возбуждение.
Замечание 1. |
Но в этот момент Дора ощутила сильную тошноту, вырвалась и, минуя господина К., помчалась к лестнице и далее по ней к выходу из дома. Тем не менее, общение с господином К. продолжалось и дальше; никто из них ни разу не упомянул о происшедшей сценке. Дора даже намеревалась сохранить всё в тайне, если бы не необходимость быть откровенной на психоаналитических сеансах. Впрочем, в последующее время она избегала возможности оставаться с господином К. наедине. Так после поцелуя в лавке девушка, не приводя никаких доводов, отказалась от многодневного путешествия с супружеской парой К., на участие в котором дала согласие."
Я обращаю ваше внимание на текст,
выделенный красным
(последнее высказывание - работа
редактора, готовившего текст; разумеется, Феофанов не мог так сказать. Но смысл
высказывания Феофанова эта редакторская правка не изменила, и я буду
принимать также и в дальнейшем подобного же рода правки редактора, так как
они облегчают восприятие текста)
Продолжение этой мысли:
"В этой, по счету второй, а по времени более ранней сцене, поведение четырнадцатилетнего ребенка в общем и целом носит печать истеричности. Любую личность, у которой сексуальное возбуждение приводит прежде всего (или даже исключительно) к чувству неудовольствия, я, не раздумывая, отношу к истеричной, никак не учитывая того, способна она образовывать соматические симптомы или нет."
И далее:
Объяснение механизма такого извращения аффекта все еще остается наиболее значительной, труднейшей задачей психологии неврозов. На мой взгляд, я нахожусь в самом начале пути к её разгадке.
Давайте обратим внимание на ход
мысли Фрейда. В основе его системы лежит либидо, во всяком случае в период
написания статьи. Что это такое? Монизм? Да, монизм. Помните, как у Гегеля: во
всякой стороне противоположности светятся все другие стороны объекта. Это
значит, что в любом поведенческом акте субъекта можно найти сексуальную
составляющую. Верно ли это? Конечно, верно. Но точно также в любом поведенческом
акте субъекта можно найти и иные составляющие, например, составляющую пищевого
инстинкта, который я рассматриваю в качестве основного явления инстинкта
самосохранения; а ведь о пищевом инстинкте, если бы он рассматривался в качестве
универсального, можно было бы также очень много чего рассказать,
то, например, что основной функцией его является разрушение другого ради
созидания себя, и, в этом смысле, капиталистическую систему можно вполне
рассматривать как общественную систему, в которой доминирует именно пищевой
инстинкт! Точно также как монархию можно рассматривать как систему, которая
строится на либидозном отношении.
К слову, если мы
обратимся к тифоанализу Вагина, то найдем, что он движется в этом
отношении по стопам Фрейда, так что не случайно и не смешно он говорит что
либидо, то бишь сексуального отношения к реальности, не существует, а существует
лишь влечение к смерти; фактически у него всё то же либидо превращается в
механизм влечения к смерти. Совершенно то же самое, на чем заостряет свое
внимание Фрейд, на этом же самом заостряет своё внимание и Вагин. Ему просто
достаточно взглянуть на объект с противоположной стороны.
Можно,
пожалуй, признать естественным отношение к либидо у молодого Фрейда, который
лишь к старости признал существование влечения к смерти, но как, казалось бы,
можно принять признание в качестве единственного "монистического" основания
влечение к смерти у Вагина, сравнительно молодого человека, у которого,
т.ск., ещё гормоны играют? Вы видите в этом странность? Я - нет. Фрейд,
наверное, жил всё-таки в другое, психологически менее ненавистное время; и когда
для него ненавистное время в лице Гитлера наступило, только тогда в его
сознании появилось понятие влечения к смерти, потому что оно появилось в его
душе. Это был очень жизнелюбивый человек, и не случайно он длительное время
отвергал указания Шпильрейн на существование влечения к смерти.
Но в наше время влечение к смерти перестало быть исключением и сосредоточиваться
в газовых камерах Гитлера. В наше время смерть превратилась в одно из
наслаждений, льющегося бесконечным потоком с экранов телевизоров. Капитализм
принадлежит миру зажравшихся богатых, которым скучно, и которых хотя бы как - то
развлекает от скуки смакование смерти. Мир расколот, и ненависть на массы
обрушивается сверху богатой верхушкой, ищущей наслаждений и находящей
развлечения на последнем краю - на восприятии смерти, развлечении смертью
других, развивая тем самым в людях влечение к смерти, делая его положенным.
Поэтому теория Вагина - не более и не менее как отражение им его социальной и
врачебной практики, отражение им своего времени."
Феофанов остановился,
очевидно, поймав себя на мысли, что взял несколько в сторону.
Действительно, он оставил, наконец, тифоанализ в покое и возвратился к
Фрейду:
"Я рассмотрю приведенные отрывки как
самостоятельные.
В нем содержатся следующие два важные
положения: первое то, что если сексуальное возбуждение приводит к чувству
неудовольствия, то это свидетельствует об истеричности субъекта, и второе
то, что объяснения подобного рода извращению аффекта у Фрейда нет. Я считаю, что
в данном случае во Фрейда выстрелил его собственный монизм, заложенный им
в либидо и противоречащий, в общем, его методу выделения в явлениях
противоположных аспектов. Действительно, если в основании поведенческих актов
лежит либидо, то всякое сексуальное отношение должно возбуждать. Тогда как, по
Фрейду, девушка испытала вместо чувства удовольствия чувство неудовольствия,
почувствовав тошноту.
Я останавливаюсь на интерпретации Фрейда.
Если бы девушка почувствовала отвращение, то изменились бы внешние отношения её
как с К, так и с его семейством. Однако, никаких видимых изменениий в отношениях
с К у девушки не произошло, тем не менее, она, очевидно, приняла меры, чтобы
ситуация не могла повториться. Именно последнее обстоятельство говорит о том,
что девушка не испытала чувства отвращения, и ей приписано то, чего на самом
деле не было. Тогда вопрос: что же такое представляла собой её тошнота?
Обратимся снова к Фрейду.
"Наша пациентка, которую отныне я буду называть Дора, уже в возрасте восьми лет проявляла нервные симптомы. Тогда ее болезнь проявлялась непрерывным приступообразно нарастающим удушьем, которое появилось впервые после небольшой горной прогулки и потому его объясняли переутомлением. Это состояние в течение полугода постепенно исчезло в результате навязанных ей покоя и мер предосторожности. Домашний врач, по-видимому, ни на одну минуту не колебался в диагнозе чисто нервного расстройства и исключения органических причин, но очевидно и то, что он считал установленный им диагноз вполне согласующимся с этиологией, объясняющей все переутомлением."
Это
высказывание следует рассматривать в качестве ключевого. О чем оно говорит? О
том, , что у Доры выработался рефлекс перевода разряда противоречий,
связанных с рациональными аспектами психики, в соматику. Ниже в своей статье
Фрейд рассматривает философию этого перевода, которая является и верной и
важной. Однако моё сегодняшнее выступление преследует иную целью - привязаться к
явлениям, о которых говорит Фрейд, при помощи нашей системы.
Речь
идет о нервной системе в целом, о её противоречивости и двух её сторонах. При
этом большие полушария мы можем для удобства рассматривать в качестве
представителей нервной системы в целом. Мы с вами исходим из функциональной
противоположности полушарий (и, соответственно, нервной системы в целом). Так
как по умолчанию мы имеем ввиду праворуких, то левое полушарие выступает у нас в
качестве ведущего, объясняющего, т.ск., стоящего над непосредственно
чувственными процессами. Т.о. изначально мы имеем это противоречие, эту
противоположность двух сторон. На практике, однако, у нас в качестве положенного
может выступать любое из полушарий, так что положенным у нас оказывается либо
рациональность, либо чувственность. Я вас спрашиваю, какое из полушарий является
положенным у Доры? Обращаемся к источнику:
"Тем временем Дора превратилась в цветущую девушку с интеллигентными приятными
чертами лица, но для родителей она создавала кучу проблем. Главным признаком ее
болезни были дурное настроение и изменения в характере. Очевидно, что она была
недовольна собой и близкими. Своего отца она встречала недружелюбно и вообще
больше не переносила присутствия матери, которая хотела каким-нибудь образом
привлечь ее к домашним делам. Дора пыталась избегать общения. Она слушала
доклады для дам и занималась серьезной учебой поскольку это позволяли усталость
и рассеянность, на которые она не переставала жаловаться,. В один из дней
родители до ужаса испугались, обнаружив на письменном столе (или внутри него)
письмо дочери, в котором она прощалась с ними, так как не могла больше выносить
такую жизнь[10]. Немалая осведомленность отца позволила ему догадаться, что у
девушки вовсе не было серьезного намерения совершить самоубийство, но вся
история настолько потрясла его, что однажды после незначительной перепалки между
отцом и дочерью, когда у последней возник первый припадок с потерей сознания, а
затем и амнезия, было принято решение несмотря на ее сопротивление, что она
будет лечиться у меня."
Я хочу заметить важнейшую вещь в связи с этим
высказыванием. Фрейд говорит о потери сознания и амнезии как о реальности. Но
всё то, что наблюдалось, всё это были, скорее всего, наблюдаемые явления потери
сознания и амнезии и представляли собой имитации и манипуляции Доры,
сознательные или бессознательные. Во всём этом мы имеем дело примерно с тем же
положением вещей, что и при гипнотическом совете: вам не нужно думать о том,
загипнотизированы вы или нет. Делайте так, как будто бы вы загипнотизированы (то
есть старайтесь имитировать выполнение команд гипнотизера) И очень скоро это
перейдет на уровень бессознательного и вы станете гипнотиком, поскольку у вас
сформируются соответствующие рефлекторные системы.
Тупость "научной
психологии" связана с той её частью, в которой она верит тому, что человек
говорит и делает, в то время как эти вещи не являются первичными причинами, но -
проявлением иных сил, которыми человек обычно не интересуется, а интересуется
только своими текущими состояниями. Человек обычно себя не знает и не
знает причин, которые движут его словами и его поведением.
Очевидно, мы должны утверждать, что у Доры положенным является левое полушарие,
снятым - правое. Затем, мы должны обратить внимание на характер
рассогласования между полушариями. Я разъясню, что имею ввиду. Если между
противоположными полушариями имеет место равновесие, то они образуют
двустороннюю систему с обратной связью. Эту тему мы обсуждаем в дебатах по
докладу Авдеева, и я здесь могу указать лишь на то, что это взаимодействие
противоположных сторон заключается в том, что материал, имеющий тенденцию быть
вытесненным в бессознательное, осознается как противоречие, поднимается на
уровень сознания и разрешается. В этом случае индивид как бы не принадлежит
себе, но принадлежит природе, и, в то же самое время. природа оказывается не
отчуждена от него, он оказывается способен к её адекватному отражению.
А теперь мы можем дать определение сущности невроза.
Условием (основанием для) возникновения неврозов является разрыв
отношений, в частности, между полушариями. Что такое этот разрыв?
Это фактическое отождествление сознания с одним из полушарий, абсолютная
фиксация на нем. Тогда всякая спонтанная деятельность другого полушария
оказывается под запретом. С одной стороны, в этом случае между полушариями
устанавливаются отношения противоречия: то, что истинно для одного
полушария, то ложно для другого, причем, это отношение является односторонним, а
именно, не только одна половина полушария запрещает какие-то отправления для
другой. но и другая половина сознает, что её действия, её желания, её
чувственные импульсы неправильны, а это означает, что внутри второй половины
полушария возникает противоречие между инстинктивными импульсами и запретом на
них. Невротических явлений не возникает лишь до тех пор, пока у нервной системы
достает силы удерживать и сдерживать эти противоречия. Когда же нервной системе
сделать это не удается, что имеет обычно место в условиях регрессии
сознания, то происходит "нервный срыв" с образованием невротического отношения.
С физиологической точки зрения это связано с перенапряжением и разрушением
нервный схем, т.ск., со "спрямлением" (закороткой) или разрывом нервных
связей.
Представим себе, что доминирует одно из полушарий. В
этом случае "законная" сознательная деятельность оказывается связана только с
ним. Но при этом другое полушарие не может не проявлять себя. Так как
сознательные проявления его запрещены, то возникают независимые от субъекта
непосредственные, инстинктивно - рефлекторные проявления, которые "преследуются
по закону сознания другой стороны". Т.о., полушария, выполняющие
противоположные функции, не ассимилируют друг друга и не становятся средством
друг для друга. На одной стороне оказываются инстинкты, связанные с действием,
на другой - инстинкты, связанные с наблюдением, что соответствует положенности
моторной, эфферентной либо воспринимающей, афферентной частям нервной системы,
при которых другая часть, другая сторона рассматривается только лишь как
средство положенной стороны. Сознание запрещает проявления инстинктов, связанных
с положенностью функций другого полушария.
(Необходимо подчеркнуть распределенность амбивалентных сторон функций по разным
полушариям, именно, если мы говорим о чувственности, то на примере половой
функции это выглядит т.о., что к наблюдающему полушарию относится
чувство любви, к действующему полушарию - чувство похоти. В случае разрыва между
полушариями при доминировании левого любовное отношение начинает затормаживать
похоть, в случае доминирования правого - напротив, похоть затормаживает любовное
отношение. В этом случае похоть паразитирует на любовном отношении своего
партнера, а любовное отношение, в свою очередь, занимается "исправлением" похоти
партнера. Вследствие этого любовное отношение оказывается неспособно реализовать
себя физически, а похоть отрицает (уничтожает) всякое собственно любовное
отношение.)
Поэтому инстинкты снятой стороны проявляют себя
насильственным образом, в том числе с подавлением сознания всюду, где
существуют условия для обхода контроля сознания, "где сознание их не видит", или
же где давление сознания оказывается меньше давления инстинктов.
Истерическая форма невроза как выражение несоответствия давления
импульсов инстинктов действия наблюдающим схемам сознания связана с
доминированием левого полушария, и при этом речь идет не просто о доминировании
левого полушария, но и об отрицании левым полушарием самостоятельных инстинктов
правого, отношение к ним как тому, чего не должно быть, что находится под
запретом.
Мы видим, что положение каждого из полушарий двойственно в
функциональном плане: во-первых, каждое из них имеет целью себя. Оно
обладает собственными закономерностями и стремится к их реализации. Но в то же
самое время оно характеризуется производными свойствами - способностью выступать
в качестве средства для функционирования второго полушария (видеть цель своего
существования у другом), причем, эти две разные функции могут как совпадать друг
с другом, характеризуясь одним направлением векторов, так и друг другу
противоречить, характеризуясь противоположными направлениями векторов, либо же
содержать в себе компоненты того и другого, если угол между векторами
направленности импульсов противоположных аспектов инстинктов не равен нолю либо
180 градусам. При этом, при рассмотрении векторов, следует, безусловно, иметь
ввиду также и их модули, соотношением которых обусловливается получаемая в
результате равнодействующая. Вследствие этого обстоятельства между двумя
полушариями имеет место борьба между этими двумя функциями.
В общем случае для того, чтобы сторона противоположности формировала производную
функцию, необходимо, чтобы другая сторона противоположности, в свою очередь,
была средством для неё, причем, в этом взаимном отношении должен заключаться
выигрыш для обеих сторон.
Итак, в случае истерического психоневроза
имеет место вместо отношения доминирования отождествления отношение
доминирование противопоставления и рассмотрение левым полушарием себя как
единственного представителя целого. Это значит, что субъект на
сознательном уровне рассматривает себя только лишь в качестве духовного
существа. Но результатом этого является то, что чувственность
субъекта становится "чувственностью под одеялом", скрытой чувственностью,
чувственностью, которая не воспринимает свое существование как законное,
напротив, ощущает себя как нечто запрещенное. Правомочность чувственности
не освещена сознанием и в силу этого она неспособна решать свои
социальные задачи. Поэтому она оказывается по сути своей отрицательной
чувственностью, которая сама не протянет руки, а ждет, чтобы её взяли, но когда
её пытаются взять, реагирует отрицательно. Разрыв между рациональностью одного и
чувственным характером другого проявляется в их взаимном отрицании, у одного -
отрицанием действия сознания, у другого - отрицанием действия чувственности.
Как это странное положение вещей можно было бы себе представить? Видится
такой образ: Доминирование левого полушария должно проявляться в экспансии на
кору правого, вследствие чего кора правого полушария начинает противостоять
собственной подкорке вместо того, чтобы выступать в качестве средства её
самореализации. Инстинкты оказываются блокированы сверху, со стороны средств их
произвольной самореализации, вследствие чего у субъекта возникает стопор в этом
отношении. Субъект сам по себе оказывается не в состояние реализовать во
внешности свои цели; единственное, на что он оказывается в связи с этим способен
- это на подпольные действия.
Теперь обратим внимание на
регулировки Доры. Что следует понимать под тем, что главными признаками её
болезни были дурное настроение и дальше по приведенному тексту. Очевидно, что
девушка испытывала рассогласование с внешней средой, причем, это рассогласование
характеризовалось несоответствием реальности духовно-рациональному представлению
о ней, то есть связано с несоответствием понятия о реальности и реальности
(Сравните близкое к этому у Гончарова в "Обыкновенной истории"). А что это
значит? Может быть, это можно было бы назвать затянувшимся инфантилизмом, но не
только им. То положение вещей, с которым мы имеем дело, это отношение
наблюдателя у Доры. А наблюдатель способен оценивать реальность только с точки
зрения понятий, и в связи с этим возникает существеннейший вопрос о механизмах
формирования понятий. У Доры налицо требование того, чтобы окружающая её
реальность соответствовала её понятиям. Однако особенностью понятийного
отношения к реальности является то, что она является бесполой. Возникает вопрос:
а что значит эта т.н. "бесполость"? не является ли она другой стороной
сексуальности? Что представляет собой это отношение к реальности со стороны
понятий? Оно означает, что сексуальность с её практической стороны оказалась
полностью вытеснена в бессознательное, что правое полушарие девушки снято
вследствие существующей экспансии левого полушария на его кору, вследствие чего
правое полушарие становится средством самореализации левого полушария без
надежды на собственную реальную самореализацию. Левое полушарие не
является действующей системой, оно представляет собой объясняющую систему.
Поэтому также и сама его чувственность является идеальной, чувственностью
духовности. Для него чувственность является внешне наблюдаемым им объектом, вход
внутрь в который для него оказывается закрыт.
Это
отношение - вообще основной закон отрицающего отношения между полушариями - их
взаимное вытеснение, взаимное отрицание. Т.о. инстинктивные отношения
проявляются в сфере идеального в виде понятий, окрашенных чувством - любви,
ненависти и т.п., но всегда чувством, но не чувственностью, поскольку последняя
оказывается вытесненной, отрицаемой доминирующей системой. Любовь и секс по сути
своей противоположности. В сотрудничающих системах, т.ск., сотрудничающих
полушариях между этими сторонами противоположности устанавливается равновесие,
соответствие; взаимное торможение и взаимное возбуждение обеих сторон. Не то в
случае установившегося подавления одной стороной другой стороны.
Противоположные полушария не могут не взаимодействовать друг с другом, так
как заряд доминирующего полушария повышается, и он должен быть разряжен, а
сделать это можно только через противоположную сторону. Как это вообще может
выглядеть? С одной стороны, сторона противоположности, выступающая в качестве
средства для другой, работает на другую, и в этом смысле постоянно разряжается,
в то же самое время повышается заряд противоположной стороны. Возникает разность
потенциалов между двумя сторонами, при превышении величины которой происходит
"смена сторон противоположности", имеется ввиду, смена отношений положенности и
снятости сторон. Это явление я бы отнес к естественному циклическому отношению
между сторонами противоположности Что при этом происходит? Система
"оборачивается". Начинает функционировать в качестве положенной другая сторона
противоположности. При этом первая, становясь снятой, начинает выступать в
качестве фона, на котором разворачивается поведение положенной стороны. Итак,
обратите внимание на этот образ: отношение между двумя сторонами
противоположности характеризуется тем, что положенная сторона находится в фокусе
(внимания сознания), снятая сторона выступает в качестве фона (внимания
сознания) Фон оказывает существенное влияние на действия, разворачивающиеся
в фокусе; через него определяются, в частности, возможные последствия
поведенческих актов, которые задумываются в фокусе. В целом схема действий
сознания заключается в таком конструировании поведенческих актов, которые
наилучшим образом вписывались бы в существующий фон либо заранее предсказывались
бы возможные рассогласования в результате исполнения задуманных или заданных,
например, импульсивных действий.
В настоящем случае
снятой является чувственная сторона. Так как она сознательно не регулируется, то
её регулировки становятся уделом инстинктивно - рефлекторной, сублимированной,
не критикующей, но стремящейся к удовлетворению себя стороны. "Песочные часы
пересыпаются в другую сторону", возникает повышенный потенциал,
противоположного знака, рост которого завершается переключением на
противоположную, доминирующую сторону левого полушария.
Наряду с описанным видом разрыва отношений между полушариями следует учитывать
возможные внутриполушарные изменения отношений. Сюда относятся, в первую
очередь, изменения отношений не только снятости и положенности, но и
доминирования моторной и сенсорной частей полушарий, а также изменение характера
отношений между корой и подкоркой.
Я бы хотел, по
ходу изложения, предложить следующее уточнение применяемой терминологии. У нас в
настоящее время термины «положенный» и «снятый» применяются как для обозначения
по сути дела активной и пассивной в текущий момент времени стороны
системы, так и для её доминирующей стороны. Для различения этих двух отношений
нами употребляется понятие положенности внутри положенности,, или
субположенности, что не очень удобно. Я бы предложил доминирование стороны
системы обозначать этим термином, имея ввиду, что он является постоянной,
неизменной, врожденной характеристикой системы, и любые отклонения в видимости
этого отношения связаны с соотношением давлений внешней и внутренней среды
организма. Мне кажется, это было бы правильно, потому что тогда положенную и
снятую стороны как величины переменные мы имели бы возможность рассматривать по
отношению к доминирующей стороне с точки зрения допуска доминирующей стороной
развития противоположной стороны или же давления противоположной стороны на
доминирующую. Тогда у нас четко различались бы между собой врожденная структура
психики, и структура психики, которая определена актуальным бытием. В этом
случае мы могли бы говорить о тех странностях, когда положенная сторона в жизни
отличается от доминирующей, являясь приспособлением к ней. Во всяком случае, я
полагаю, этот вариант можно попробовать обкатать на практике и посмотреть, что
из этого получится, какие с этим связаны преимущества и недостатки. Правда, если
мы употребляем термин доминирования, то мы должны употреблять и противоположный
ему термин, видимо, подчинения. И тогда у нас получается, т.ск., два этажа
терминов, обладающих одним и тем же смыслом в своих основаниях, и различающихся
лишь способами приложения.
Если мы говорим об
отношениях между корой и подкоркой, то следует иметь ввиду две вещи: отношения
между ними внутри полушарий и отношения межполушарные. Нетрудно представить
себе, что во внутри полушарных отношениях мы должны будем иметь связь между
элементами произвольных и непроизвольных, сознательных и бессознательных
компонентов поведения и связь, переходы одних в другие.
Замечание 2.О связи механизмов коры и
подкорки |
Конечно, это одна большая тема. И о характере связи межполушарном. Здесь мне
видятся, прежде всего связи на уровне подкорок двух полушарий, с одной стороны,
и на уровнях их коры, с другой . Я только с трудом могу допустить возможность
перекрестных связей коры одного полушария с подкоркой другого.
Отношения между моторной и сенсорной частями полушарий. Здесь мы также должны
иметь двойную систему с обратной связью. Я хочу сделать замечание и по этому
поводу. Говорили до сих пор о системах с переменными обратными связями. Я
считаю, что это – взгляд на явление, а не на сущность. На самом деле мы имеем
две самостоятельные системы с обратной связью, каждая со своей собственной
системой оценок. Иначе говоря, это две системы, которые воспринимают как
информацию, каждой из систем, так и результаты, которые дает применение
информации. Я считаю, что отношения между системами примерно такие же, как на
рынке: каждая из систем предлагает свой товар другой системе, и каждая из систем
выставляет также требования к товару другой системе.»
Заикина: Я понимаю, что ты хочешь сказать: ты хочешь уйти от механициза
предыщущей модели. Но в результате этого ты построишь субъективную модель,
копирующую отношения между людьми. Разумеется, истина не принадлежит ни
механистической модели, ни субъективной, она где-то между ними. Мы можем просто
стремится к ней, учитывая и сообразуя друг с другом обе модели. При этом,
конечно, это движение является бесконечным, приближающим нас к цели, которая,
тем не менее, никогда не будет достигнута.
Феофанов Другой бы, может быть, спорил, а я не буду. То, что я хотел
сказать, это что каждая из сторон противоположности в этом отношении имеет свои
собственные критерии, исходит из своих критериев, но! Что представляют собой эти
критерии? – Эти критерии есть критерии их собственных состояний, в которых
необходимым образом заложен критерий состояния системы в целом. Признаки
деградации системы в целом не могут не отражаться на состояниях каждой из сторон
противоположности. Поэтому каждая из сторон ради собственного самосохранения,
при всех её эгоистических устремлениях не может не учитывать интересы другой
стороны, потому что не будет системы, не будет и её стороны противоположности.
Это положение я считаю важнейшим в логике противоположностей, поскольку им
обеспечивается единство системы, то, что называют монистическим подходом.
В двенадцать лет у пациентки возникли мигренеобразные, односторонние головные боли и припадки нервного кашля, вначале оба типа симптомов всегда совпадали, а затем постепенно стали проявляться раздельно, каждый формировался самостоятельно. Мигрени стали реже и в шестнадцать лет полностью исчезли. А припадки нервного кашля, повод которым вероятно дал обычный катар, продолжали сохраняться. Когда Дора в восемнадцать лет пришла ко мне на лечение, то в последнее время её кашель носил особый характер. Число приступов кашля невозможно было установить, а продолжались они в течение трех-пяти недель, однажды даже несколько месяцев подряд. В первой половине приступа, по меньшей мере, в последние годы, наиболее тягостным симптомом было полное исчезновение голоса. Диагноз, говорящий о невротической природе симптомов, был уже давно поставлен. Разнообразные общепринятые виды лечения, в том числе гидротерапия и локальная электризация, не имели никакого успеха. Незаметно ребенок, выросший в таких условиях, превратился в зрелую, очень самостоятельную в суждениях девушку, привыкшую к тому, чтобы высмеивать усилия врачей, и, в конце концов, вовсе отказавшуюся от любой медицинской помощи.
Т.о., основной вопрос, который связан с вопросом о неврозах, это вопрос об отношении согласования, соответствия либо же отношения несоответствия в отношениях между полушариями. Мы получаем целую систему возможных отношений между полушариями в зависимости от принимаемых оснований деления Во-первых, это отношения между полушариями. Здесь мы имеем следующие типы отношений между ними. Во-первых, два отношения - взаимного согласования и взаимного отрицания. Во - вторых -два противоположных односторонних отношения насильственного подчинения одним полушарием второго полушария. Затем, каждое из полушарий характеризуется доминированием в нем моторной либо сенсорной части. И, наконец, доминированием в нем коры либо подкорки.
Таблица 1 | ||
---|---|---|
л/п | м/с | к/п |
п/к | ||
с/м | к/п | |
п/к | ||
п/л | м/с | к/п |
п/к | ||
с/м | к/п | |
п/к |
В таблице 1
представлены возможные формы отношения доминирования в системе полушарий
Обозначения: в числителе дроби записывается положенная сторона
противоположных свойств, в знаменателе - снятая.
В первом столбце
"л" -левое, "п" - правое полушарие. "л/п" читается:
"положено левое, снято правое полушарие"
Во втором столбце "м"
читается "моторика", "с" - "сенсорика"
В третьем столбце "к"- "кора",
"п"-"подкорка".
текст семинара записан 10.10.07г.