на главную страницу
визитка
назад
У нас тут, как говорится, случился случай. Всё началось
с Авдеева, который откопал в инете тифоанализ. Так как доктор поощряет
"молодую ищущую мысль", и еще потому, что он, насколько я успел заметить,
придерживается фрейдовского метода свободных ассоциаций, в том числе и в
жизни, в том числе и применительно к самому себе, в том числе и
применительно к нам, его ученикам, то вопросы планирования и
обязательности выполнения пунктов плана у него соблюдаются довольно
формально, и для него, кажется, важно, чтобы мысль за что-то зацепилась и,
кажется, он наслаждается, когда это происходит с нами.
Ну, так вот, у Авдеева мысль зацепилась за этот
тифоанализ, и хотя мы поначалу и плевались, потому что нам вроде бы пока еще
рано думать о смерти, всему своё время, но Авдеев уперся, а доктор не
возражал, с условием, что мы сделаем это в роде вяло
текущей конференции и главным образом во вне учебное время. Последнее
обстоятельство нас не испугало, потому что есть всё-таки разница между
официально проводимыми занятиями, когда ты хочешь - не - хочешь, а обязан, и
чувством свободы и собственной самодостаточности и самоуважения, когда
делаешь что-то сам и по своей собственной воле.
Была
организована бригада докладчиков из Авдеева, Скляра и Феофанова. Скляр, как
товарищ авторитетный, взял на себя руководство группой и основной доклад, а
Авдеев и Феофанов должны делать дополнения к докладу. И тут случилась
несколько непонятная штука, т.ск., полностью в духе метода свободных
ассоциаций. Выяснилось, что доклад Скляр написал, однако у него якобы
остались невыясненными вопросы, связанные с логикой, и он хочет, чтобы
отдельно и предварительно был сделан доклад, посвященный логической стороне
дела. Оправдывал это он тем, что без логического обоснования, предпосланного
докладу, сам доклад как бы лишается значительной части своей убедительности.
За часть, посвященную логике, взялся Феофанов. Вы уже заметили, что он у нас
большой дока в логике; тем не менее, он нахально уверил всех, что справится.
Итак, теперь начал писать свой доклад Феофанов. Работа у него шла вяло, он
всё жаловался, что всё знает и понимает, но у него "не выписывается".
Кончилось же всё дело тем, что Феофанов заявил, что для обоснования логики
ему нужен "медицинский факт", то бишь схемы механизма, реализующего эту
логику, что-то в роде функциональной системы Анохина, но "ближе к телу".
Теперь нашлось дело и Авдееву. Основательный Авдеев никого не подвел и скоро
выступил с докладом на заданную тему. Как связано то, с чем он выступил, с
логикой, говорить не берусь, но во всяком случае теперь
Феофанову отступать некуда, и мы не без любопытства и не без ехидства
ожидаем, чем же он там разродится. Пока же у меня доклад Авдеева на руках, и
я привожу его в главе первой.
Начал Авдеев свой доклад довольно неожиданно, так что мы сначала подумали, не перепутал ли он тему своего доклада с темой доклада Феофанова. Но он продолжил, и мы решили, что начало выполняло у него роль разгонного блока прежде, чем он выйдет на орбиту. Можете посмотреть сами, как всё это у него выглядело:
Пусть есть объект. Он обладает множеством признаков.
Пусть есть множество объектов. Многие из них обладают сходными признаками. Эти
признаки, образующие для определенного класса объектов своеобразный ансамбль,
могут рассматриваться, в свою очередь, как объект. С другой стороны, из
признаков могут конструироваться новые ансамбли. Такие ансамбли могут
определяться как понятия соответствующих классов объектов. Если мы идем от
конструируемых ансамблей признаков к объектам, то существенным является вопрос о
существовании или о возможности существования таких объектов.
Т.о., возможны два движения: от объектов – к их признакам и на основе этого
образование соответствующих понятий либо от понятий – к выделению
соответствующих им объектов и действиям с ними.
Тогда в
результате оборачивания рефлекса мы получаем возможность обратного
перехода для первого случая от понятия объекта к объекту либо же от объекта – к
его понятию.
В этом смысле рефлекс может
рассматриваться как система с переменным характером прямых и обратных связей.
Именно, если мы идем от объекта к выделению его признаков, то прямая связь
системы заключается в таком взаимодействии с объектом, в такой ориентировочной
реакцией по отношению к нему и такими воздействиями на него, которые позволяют
выделить совокупность его признаков как целостный ансамбль.
Выделение всякого отдельного признака ведет к оборачиванию соответствующей части
рефлекторной системы и к изменению начала и конца процесса в этом отношении, то
есть в этой части прямая связь заменяется обратной и обратная – прямой.
Т.о., на фазе развития процесса отражения рефлекторная система представляет
собой смешанную систему, в которой действуют противоположные схемы системы с
обратной связью, то есть представляет собой систему, в которой присутствуют,
наряду со схемами, работающими на отражение, схемы, уже действующие практически.
Однако в течение всего этого процесса положенной стороной остается система по
формированию отражения. Лишь когда создан ансамбль, отношения в системе
переворачиваются, и в качестве доминирующего становится не процесс отражения, а
процесс действия. Созданное отражение становися средством действия, средством
реализации целей субъекта относительно объекта
Представим себе, что мы
имеем дело с двумя субъектами, причем, каждый из них для себя является
субъектом, тогда как другой для него является объектом. Рассмотрим процесс их
взаимодействия с точки зрения одного из них.
На рис. 1
S1, S2 – субъекты. п.с., о.с- прямая и обратная связи. Прямая связь – действия,
моторика, обратная связь – восприятие, сенсорика.
Естественно, что действие с
одной стороны порождает восприятие (соответствует восприятию) с другой стороны и
восприятие с одной стороны соответствует действию с другой.
? – работа ориентировочной реакции; ! – работа рефлексов.
Процесс
рассматривается с точки зрения субъекта S2.
Рассмотрим процесс, начиная с рефлексов.
Блок
«с»оперирует с рефлекторными схемами, ключевой частью в которых
можно считать рефлекторный код. Рефлекторный код может быть представлен в
виде (рис. 2) сенсорного (с.к.) и моторного (м.к.) кодов и законом соответствия
между ними (акцептора и эффектора действия по терминологии П.К.Анохина) и
системы контроля рассогласования (р), которой возбуждается либо затормаживается
система кодов.
Процесс
работы рефлекса может быть представлен следующим образом:
1. Допустим, внешний раздражитель падает на сенсорный код и совпадает с ним.
Совпадение с сенсорным кодом ведет к запросу о состоянии рассогласования
(наличии соответствующей потребности) в системе. Если потребность
(рассогласование) отсутствует, процесс оканчивается, если налицо
рассогласование, то включается моторная часть кода, которая, с одной стороны,
включает моторную часть, с другой – задает значение для переменной сенсорного
кода по поводу результата, который должен быть получен. Так как действие может
быть сколь угодно сложным, представляя собой программу, то по обратной связи
приходят результаты действия, которые должны соответствовать значению текущего
сенсорного кода программы моторной части программы и разрешать выполнение
следующей части моторики. Если вся программа проходит, то результатом её
выполнения должно быть устранено существующее рассогласование либо же исчерпан
раздражающий объект. Если рассогласование снято, то раздражающее (возбуждающее)
воздействие на моторику со стороны блока рассогласования снимается, и процесс
прекращается.
2. Теперь представим себе, что в
отсутствие сенсорного раздражения возникает рассогласование какого-то вида. Оно
актуализирует, с одной стороны, сенсорный код, являющийся входом в программу, с
другой стороны, моторику по получению соответствующего кода. В этом случае у нас
существует исходная сенсорная ситуация,, которая должна быть преобразована т.о.,
чтобы в ней присутствовал искомый сенсорный код и можно было включить программу
его ассимиляции.
3. Функция моторики состоит в преобразовании исходной ситуации в
искомую. Исходный вид рассогласования получает данные от текущей сенсорной
ситуации. Представим себе, что схема рис.2 представляет собой программу
ассимиляции существующего раздражителя или, в общем случае, представляет собой
преобразование исходной ситуации в результирующую. При этом блок рассогласования
отражает как внутренние организма, так и текущие рассогласования, связанные с
выполнением программы.
Рассмотрим
схему рис. 2а. На нем к слою
а добавлен слой в. Слой а
будем рассматривать как выполняющий актуальную программу, работает на основе
ОЗУ (оперативного запоминающего уствройства). Слой в будем рассматривать
как своего рода склад программ, что-то в роде ПЗУ (постоянного запоминающего
устройства. Как взаимодействуют между собой слои а и в. Работа
схемы может быть представлена сл. образом: пусть раздражение среды. Раздражение
среды падает на блок сенсорных кодов. Сенсорные коды обусловлены наличием
множества «спящих» (потенциальных) доминант, обусловленных существующими
рассогласованиями. Случай с активной доминантой рассмотрим ниже. Падающее
раздражение внешней среды определяется на соответствие сенсорным кодам
потенциальных доминант. Если такое соответствие находится, то активизируется
соответствующая доминанта, включающая схемы, связанные с внутренней средой
организма (блок рассогласований р), происходит обращение блоков с.к
и р в блок в, ПЗУ программ, программа передается в ОЗУ
и начинает реализовываться.
Теперь что касается структуры ПЗУ, то
на данном этапе в соответствии с рис. 2в представим себе, что с каждой
программой соотносится соответствующая пластинка – носитель программы-
соответствующая рис. 2. Множество пластинок образуют ПЗУ. Перед нами возникает
вопрос о способе поиска нужной пластинки. Хотелось бы думать, что такой поиск
осуществляется примерно так же, как это происходит в компьютере, то есть в
соответствии с адресами, так что «мы знаем, где что лежит» Однако подход такого
рода не представляется удовлетворительным, так как простой перенос операции,
которая выполняется машиной, на живую систему говорит нам только о том, что
делается, но ничего не говорит о том, как это делается в живой системе.
Чтобы ответить на этот вопрос, при всей видимости безнадежности этого дела
обратимся к феноменологии, то есть к вопросу о том, что именно в нас возбуждает
ту или иную программу, причем, в первую очередь, на непроизвольном уровне. Мы
видим, что на непроизвольном уровне программа возбуждается приходящим
раздражителем, который представляет собой некоторый образ. В нас всегда
существует множество не только осознанных и имеемых нами ввиду рассогласований с
соответствующими им доминантами, определяющими энергетику реализуемых
доминантных процессов, но и скрытых доминант. Вы проходите мимо аппетитно жующих
людей. И вы, за секунду до этого не думавшие о еде, испытываете желание
присоединиться к жующим. В общей форме программа определяется конечной целью.
Конечная цель представляет собой образ вас, жующих и испытывающих удовольствие.
Теперь вам следует определиться с конкретикой программы, потому что в общем
плане она предельно ясна. Например, вы обращаете внимание на очередь. Так как вы
шли по своему делу, то есть преследовали другую цель, которая также представлена
соответствующим конечным образом удовлетворения, то есть были заняты выполнением
другой программы, то прерывание её выполнения вызывает в вас раздражение и
чувство неудовлетворенности собой, которые становятся тем более сильными, чем
больше времени длится прерывание. Вы начинаете взвешивать раздражение, которое
вы будете испытывать из-за задержки, и удовольствие от еды, которое хотите
получить, и видите, что одно нивелирует другое, что из – за задержки вы не
получите удовольствия, поскольку оно будет перебито охватывающим вас
раздражением на самого себя.
Что-то знать совершенно недостаточно для
того, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с содержанием
знания. Для этого нужно иметь образ знания. Образ того, что мы знаем,
конструируется в форме модели. Модель - это не образ в собственном смысле этого
слова. Модель это образ образа. Модель представляет собой множество
условных раздражителей, представленных как целое, чем-то напоминающих образ
знания (образ знаемого). Особенность модели состоит в том, что она представляет
собой конструкт ("конструкторскую документацию"), которая, в отличие от
естественного образа, легко воспроизводится и представляется. Модель позволяет
произвольно ориентироваться в среде знания. В отсутствие модели мы сплошь и
рядом наблюдаем, как человек инстинктивно действует в противоречии со своим
знанием, причем, в самых элементарных случаях.
Поэтому я привожу еще одну, по-видимому, интуитивно явную схему
работы программы стереотипа. Однако нам недостаточно знания, нам нужно знание,
используемое на практике, а для этого оно должно быть представлено в форме
стереотипных (формальных) действий.
Схема рис.2с имеет целью
продемонстрировать следующее: в стереотипной схеме актуализированный сенсорный
код включает моторный код, который, с одной стороны, включает сенсорный код,
соответствующий ожидаемому результату действия, с другой стороны, действие. В
результате осуществления действия результат действия сравнивается с
активизированным кодом, и если имеет место совпадение, то сенсорный код включает
следующее действие, и т.д. Если мы явно добавим в схему внешнюю среду, которая
на рис. 2с не полагается, а предполагается, то получим схему рис. 2d
В схеме рис. 2d
термин среда не делает различения между внутренней и внешней средой субъекта.
Поэтому сенсорный код может интерпретироваться различным образом, и сама схема
охватывает широкий круг стереотипных действий. Это могут быть какие-то
стандартные действия. Так, например, печать на пишущей машинке может начинаться
с внешнего раздражителя - восприятия соответствующей клавиши, и шаги в процессе
печати проверяются. Если это слепая печать, то действия начинаются с моторики, и
от нее переходят к проверке результатов действия время от времени.
Если
это какие-то внутренние состояния, скажем, у вас затекли ноги от длительного
стояния, то именно это оказывается для вас сенсорным кодом, а ваша пробежка
имеет свой целью изменить это состояние.
К достоинству приведенной схемы
следует отнести выражение ею дискретно-непрерывного, динамического характера
процесса. К недостаткам - то, что ею не выделяются границы программы. Она
представляет собой просто снимок выполнения какой -то части программы.
Более широкие
возможности у схемы рис. 2е. Организм существует во внешней среде. Среда
воздействует на организм, вызывая в нем рассогласования. Но самым важным, может
быть, является то, что организм сам по себе постоянно воспроизводит в себе
рассогласования, средством устранения которых для него является внешняя среда.
На схеме буквой "с" в прямоугольнике обозначена среда, "рец. р", "рец. с" -
рецепция рассогласований и среды. Значком, которым в электротехнике обозначают
электролитические конденсаторы - операция сравнения, причем, то, с чем
производится сравнение, связывается с жирной чертой; "прг" - блок программ.
Описание работы схемы.
Объектом рассмотрения
является организм "орг". Организм характеризуется состоянием среды "с", внешней
"внш с" и внутренней "внт с" и состояниями равновесия и рассогласования "р".
Внешняя среда воздействует на организм, в результате чего в нём возникают или
устраняются рассогласования "р". Организм можно считать первичным источником
возникающих в нём самом рассогласований. Организм является как причиной
возникновения, так и причиной устранения рассогласований. В то же самое время
рассогласования, которые устраняет (или формирует) организм, могут относиться не
только к его внутренней, но так же и внешней среде.
Состояниями внутренней среды организма обусловливаются его возможности действия
(влияния).
"Рец. р", "рец. внш с", "рец внт с"
осуществляют рецепцию рассогласований, а также внешней и внутренней среды.
Рецепция рассогласований отражает доминирующие системы
организма, которые борются между собой за выход на эфферентные пути как
средство их самореализации. В этой борьбе существеннейшую роль выполняет
рецепция внешней и внутренней среды, указывающая на внешние и внутренние
возможности организма реализации доминант. Тем не менее, психофизиологическая
значимость доминанты, её острота (сила) является определяющим фактором.
На основе рецепции рассогласований
и рецепции среды определяется активная доминанта, а блок программ "прг"
активизирует программу её реализации, перегружая её в блок сенсорного
"с.к." и моторного "м.к." кодов; Далее схема работает в
соответствии со схемой рис.2d . Проверяется соответствие данных среды сенсорному
коду. Если соответствие имеет место, то моторный код "м.к" запускает
действие и переводит "с.к." на следующую сенсорную ячейку программы. В
результате действия изменяется среда. Если она совпадает с ожидаемой, то
действие продолжается. Схема симметрична относительно доминант, реализующих
доминанты, связанные с внутренней и внешней средой организма. Эти две стороны
взаимосвязаны и определяют друг друга. Явно реализуется одна сторона. Специально
этот вопрос должен быть рассмотрен в специальной теме относительно работы
противоположностей. Пока же, чтобы не путаться с противоположностями, будем
исходить из схемы 2f, которая их не фиксирует
Обратите внимание на
возможности схемы. Выполнение выбранной программы идет по кольцу"с", "рец с",
"с.к.", "м.к.", "с", которое назовем малым. Выход из программы по конечному,
целевому образу с.к. Прерывания текущей программу могут быть связаны с
включением новой доминанты, после выполнения которой осуществляется возврат в
прерванную программу. Эти вещи специально не отражаются в схеме с тем, чтобы её
не загромождать.
Мы с вами рассмотрели работу стереотипа, который
всюду выполняется. Теперь представим себе, что на каком-то этапе возникает
рассогласование между полученным и ожидаемым результатом действия. Если у нас
присутствуют схемы для устранения рассогласования, то очевидно, что программа
прерывается, осуществляется выход из малого кольца и переход в
главное кольцо, в котором происходят уже известные нам события по рецепции среды
и рассогласований и выбору или конструированию соответствующей программы при
условии, что у нас есть алгоритм такого конструирования; по завершении этого
процесса новая программа запускается и затем выполняется по малому кольцу.
Сделанные замечания достаточно определяют работу блока "!", и теперь мы
должны перейти к рассмотрению блока "?"
Блок "?" связан с
процессами формирования отражения.
Он является противоположностью блока "!".
Начнем с логической стороны дела. Если "?" является
противоположностью блока "!", то, в соответствии с логикой противоположностей,
он обладает такой же структурой, что и блок "!". В чем же тогда заключается его
противоположность? Его противоположность есть противоположность перчатки,
вывернутой наизнанку. Представьте себе перчатку на правую руку. Выверните её
наизнанку. Вы получите перчатку на левую руку, то есть зеркальное отражение
перчатки, не вывернутой наизнанку.
При
рождении человек обладает системой безусловных рефлексов, представляющих собой
необходимый минимум, обеспечивающий его существование во внешней среде. В
процессе жизни над системой безусловных рефлексов надстраивается система
условных и инструментальных рефлексов, определяющих поведение
субъекта во внешней среде. Безусловные рефлексы по отношению к условным
и инструментальным рефлексам представляют собой первичную систему, которой
определяются критерии равновесия и рассогласования в отношениях организма с
внешней средой. Жизнь человека состоит в формировании всевозможных
надрефлексов, под которыми я понимаю рефлексы, надстраивающиеся над другими
рефлексами, выступающими в качестве их критериев и отвечающих на вопрос, для
чего нужен данный надрефлекс. Систему рефлексов, надстраивающихся над
безусловными, я отношу к системе отражения. На рис.3 показано, что если в
начале жизни доминирует безусловно-рефлекторное отношение к среде (жирные
длинные стрелки), то постепенно формируется своего рода опосредующий буфер
системы отражения, инстинктивное отношение минимизируется и вытесняется
опосредующими схемами отражения (жирные короткие стрелки)
Обратимся к фактической стороне дела.
Представьте
себе котёнка, который увидел незнакомый объект, например, жука. Включается
ориентировочно - исследовательская реакция "что это?" При этом всё
внимание - на восприятие объекта. Мышечная система включена, но она обслуживает
не самое себя и целью имеет не получение внешнего результата, а своевременные
реакции на действия объекта и отражение объекта и его свойств. Она управляется
системой восприятия; актуализирована система защиты - инстинкт самосохранения, и
в то же самое время включен инстинкт любопытства, который доминирует. Котенок то
отскакивает при неожиданных движениях жука, то снова подбирается к нему.
Наконец, он трогает лапкой жука, переворачивает его и пытается "брать на зуб"
Если жук оказывается съедобным, котенок его съедает. Если жук его травмирует,
котенок убегает от него. Результатом всего этого комплекса действий является
полученное знание о свойствах жука = знание о неизвестных до встречи свойствах
объекта.
Чем отличается описанная схема действий от
работы инструментального рефлекса?
Тем, что
инструментальный рефлекс имеет своей целью удовлетворение какой-то
(материальной) потребности, устранение рассогласования в системе организма. В
его реализации положенной, целевой является моторная часть, тогда как отражение
выступает в качестве используемого готового средства.
Ориентировочный рефлекс в качестве положенной, доминирующей части, формирующей
отражение, имеет систему восприятия с одной стороны, и систему
конструирования - с другой; а в качестве снятой стороны, в качестве средства он
имеет моторную часть; в качестве ведущей силы выступает не
нечто позитивное, но эфемерное, вещь, которую невозможно потрогать руками; эта
вещь - любопытство, стремящееся себя удовлетворить.
И как
в инструментальном рефлексе блок "с.к." является частью, представляющей собой
средство, посредством которого ориентирует и реализует
себя моторика, так в ориентировочном рефлексе моторика является средством, через
посредство которого реализует себя механизм отражения через посредство
механизмов восприятия, конструирования и рассогласования.
Как эти две системы, восприятия и конструирования, проявляют себя.
В элементарном виде они присутствуют уже в поведении котенка, реагирующего на
неизвестное. Часть восприятия реагирует на неизвестные свойства и
поведение объекта. Часть конструирования представляет собой формирование
действий по отношению к объекту восприятия. Т.о., часть восприятия и часть
конструирования оказываются тесно связаны между собой, и моторика является
средством проверки соответствия создаваемой конструкции восприятию.
Теперь продолжим наш опыт. Пусть это будет человек. Он сталкивается с
незнакомым объектом или с неизвестным его проявлением. Допустим, его
взаимодействие с объектом завершается тем, что объект вызывает в человеке
отрицательное рассогласование. Самый простой вариант поведения - избегание
травмируемого объекта. Однако, если избегать травмы не удается, то возникает
конструирование поведения, которое призвано нейтрализовать, не допустить
отрицательное воздействие объекта. В этом случае человек
нейтрализует объект благодаря отражению его свойств и выработке схемы
действий нейтрализации как единства этих двух сторон. Результатом этого
процесса, следовательно, является рефлекс.
Следующий важный
класс действий - исследование свойств объекта с целью конструирования такого
поведения по отношению к нему, которое позволяет использовать объект в своих
целях.
Итак, в чем заключаются особенности процесса отражения
сравнительно со сформированным рефлексом, который, не в соответствии с
принятым смыслом термина, я называю инструментальным, поскольку такой рефлекс
действительно является инструментом, который используется субъектом в своём
поведении.
Разумеется, можно спорить с таким
способом употребления терминов, имея ввиду то, что условный рефлекс павловского
типа носит якобы целиком непроизвольный характер (что, конечно, не совсем так) в
отличие от инструментального рефлекса, который де в принципе произволен и
который отличается от павловского рефлекса тем, что у Павлова условный
раздражитель задается извне и не зависит от объекта а также тесно связан с
безусловным подкреплением; тогда как инструментальный рефлекс обусловлен
внутренней потребностью и, того более, даже "свободной волей"; и действия,
которые совершаются ради удовлетворения потребности, определяются самим
животным.
Однако инструментальные действия можно
рассматривать как условные раздражители, которые, правда, производятся самим
животным, но - ради получения определенного подкрепления безусловного рефлекса.
На деле мы имеем дело с двумя противоположными сторонами одного и того же, и
произвольность и непроизвольность зависят от меры процесса и принятой точки
отсчета. Эти вещи могут рассматриваться, исходя из их общих оснований, и тогда
это одно и то же, либо же из противоположных оснований, и тогда это
- разные вещи. Вы скажете: хорошо, назовите это просто рефлексом. И вот
тут-то и скрывается основная причина, в общем, неадекватного применения
терминологии. Эта причина заключается в различении мной рефлекса как
сформированного механизма и рефлекса как "фабрики по производству рефлексов",
работающей на основе ориентировочно исследовательской реакции. Эти две
противоположные вещи авторами не различаются в качестве двух
противоположных процессов- процесса формирования рефлекса и работы
сформированного рефлекса.
Поэтому просто будем иметь ввиду, что
сформированный рефлекс в тексте понимается как своего рода инструмент,
используемый в процессе построения и реализации поведения, и поэтому он и
называется инструментальным, тогда как термин "рефлекс" включает в себя
сформированные рефлексы, называемые мной инструментальными, и механизм
формирования рефлексов.
1. Инструментальный рефлекс удовлетворяет
"реальную потребность" на основе уже готовых схем поведения. Ориентировочно -
исследовательский рефлекс (ОИР) возбуждается любым изменением, но
становится положенным в случае изменения, которое связано с неизвестными
объектами, их свойствами и всевозможными связями и отношениями.
2. Критерии инструментального рефлекса - это существующие схемы отражения,
вещь не первичная, а вторичная, "мыслимая". Критерии ОИР - это критерии
реальных, первичных рассогласований. Все реакции строются по отношению к тем
рассогласованиям, которые возникают в связи с объектом. Действия, движения
субъекта, с одной стороны, и немедленно и тесное восприятие ответных реакций
объекта - с другой, ведущие к рассогласованиям, немедленно отражаются на
действиях. Существует, т.о., теснейшая связь между воздействиями на объект и
восприятием реакции объекта. Субъект ОИР является прибором, который
отражает свойства объекта, и конструктором, который конструирует действия по
отношению к объекту с целью изучения реакций последнего.
Изначально в ОИР нет никаких схем действия, кроме метода проб и ошибок.
Результатом же являются всевозможные схемы отражения объекта, которые становятся
программами поведения, реализуемыми затем инструментальными рефлексами.
Итак, работа схемы (см. рис. 2g):
Пусть изменения в среде, тогда рецепция изменения среды. Воздействие
изменения среды на блок "р" вызывает в нем изменение его состояния,
то есть рассогласование относительно начального. Так как мы
полагаем, что изменение новое, то оно не в состоянии актуализировать никакую
программу , и мы получаем, т.о., вырожденную форму программы, которая состоит из
начального с.к. кода и его значения, определяемого блоком "р" Так как содержания
"рец с" и "с.к." равны, причем, "с.к." заряжено положительно либо отрицательно,
то "м.к." включается случайным образом, имея ввиду изменение рассогласования в
соответствии с его валентностью. Нужно иметь ввиду, что "р" принадлежит
организму, которым определяются критерии "р"; имеется ввиду стратегия организма,
направленная либо на поддержание равновесия организма на одном уровне, либо
изменения его в положительном либо отрицательном направлении. Примем, что
стратегия организма "орг" (рис. 2е) направлена на поддержание равновесия. Тогда
случайные действия "м.к." будут изменять среду и действия среды на блок "р". Так
как критерием является восстановление равновесия, то из множества данных о среде
и действий по отношению к ней будут отбираться такие последовательности "с" -
"р","рец. с", "рец. р" - "м.к." - "с"-"р", которые уменьшают рассогласование. В
результате этого "рец.с" передается в "с.к.", и этот код становится возбудителем
соответствующего ему кода "м.к.". На основе этого происходит замещение
реакции последействия реакцией опережения. Действительно, если известно, что
данный вид воздействия вызывает рассогласование, то опережающее воздействие
опережающим образом изменяет среду, тем самым не доводя дело до рассогласования.
Т.о., здесь мы видим, как формируется отражение, и каким образом это отражение
становится рефлекторной программой поведения, позволяющей отойти от реакций
последействия. .
Заключение.
Мы с вами видим, что обе схемы, "?" и "!" разворачивают свою работу на одной
и той же Структуре. Единая схема представлена на рис. 2h
Рассмотрим один пример
взаимодействия "?" и "!". Пусть среда возбуждает какой-то стереотип, и схема
работает как "!". На каком - то шаге возникает несоответствие между реальным и
ожидаемым результатом, при этом допустим, что при выполнении программы ошибок
допущено не было. Тогда это может означать только то, что в реальности,
соответствующей предшествующему кадру, произошли изменения, которые не были
отражены в рецепции "рец с" и, соответственно, по отношению к изменившейся среде
нет также и "с.к". В этом случае прерывается действие стереотипа на этом шаге, и
система "переворачивается": включается ОИР, которая в стереотипной схеме
функционирует в минимальном фоновом режиме и является снятой. Она становится
положенной, доминирующей, и начинается процесс анализа изменившейся среды, то
есть её целостный образ начинает разлагаться на составляющие его компоненты.
Этот процесс идет вплоть до той точки, которая позволяет выявить произошедшие в
системе изменения. Когда изменения найдены, возникает вопрос об их устранении.
Так как "?" работает внутри системы "!", последней определяются цели
"?". После этого вступает в действие конструирующая часть, которая позволяет,
преобразовать измененную "с" в соответствующую кадру программы. Когда
соответствующая схема найдена, вносятся изменения в работающую программу,
происходит выход из прерывания основной программы и она продолжает работать.
Вы можете видеть, что в тексте противопоставляются друг другу две
противоположные функции и описываются механизмы, реализующие их работу.
С одной стороны, берется сформированный рефлекс как готовый механизм и
рассматривается его работа.
С другой стороны,
рассматривается процесс формирования рефлекса как процесс отражения.
Противопоставление основывается на результатах одного и другого процесса. Работа
готового рефлекса удовлетворяет какие-то практические потребности, устраняя на
практике какие-то рассогласования или, может быть, где бы там ни было, создавая
их.
Это всё - область практики.
И на практике имеет место тенденция к её доминированию, при котором до конца
используются существующие привычные схемы, и лишь безнадежность в их применении
вызывает противоположный процесс, который имеет своей целью не практику, а
отражение, которое необходимо для реализации практики.
Но точно также выглядит и противоположный процесс, связанный с отражением.
В целом возможность одного процесса связана с торможением противоположного; мера
доминирования одного процесса определяется разностью с мерой доминирования
противоположного, причем, каждый из противоположных процессов "тянет в свою
сторону", стремится к вытеснению противного.
Это
связано с тем, что каждый из процессов требует противоположных, антагонизирующих
установок.
Тем не менее, если не учитывать
противоположных тенденций каждой из установок, то каждый процесс, очевидно,
предполагает другой: практический результат с одной стороны является
подкреплением и удовлетворением, но с другой , представляет собой упрочение
существующей рефлекторной связи и, значит, относится к работе схемы отражения.
Положение вещей выглядит так, что если положена практическая сторона дела, то
собственно сторона отражения вытесняется в бессознательное и не осознается.
Формы деятельности у людей, талантливых в каких-то отношениях, развиваются
именно в практической плоскости. Они действуют, исходя из чувства, интуиции, не
занимаясь рационализированием.
Противоположная форма,
связанная с отражением, имеет ввиду исследование законов действия в той или иной
области и рационализацию действий, что позволяет соответствующие схемы действий
копировать другими путем научения.