на главную страницу
визитка
назад
назад карта

Доктор Марцинкевич

Часть пятая

Пациент P.S.

Глава четвертая

Они не могут быть одинаковыми

Авдеев - товарищ основательный и дотошный. Своими "почему" он выводит из себя людей, для которых всё очевидно ясно. Его вопросы выводят из себя и меня, может быть, потому, что я, подобно Коле Красоткину (имеется ввиду персонаж в "Братьях Карамазовых" Достоевского авт) инстинктивно считаю, что я всё знаю. При всей кажущейся смехотворности моей с Колей Красоткиным позиции, я полагаю, многим, если не подавляющему большинству, известно чувство обнаружения существующего знания в самих себе, причем, как достоверного, истинного знания, которым мы пользуемся и которого оказывается, как мы полагаем, достаточно для нашей жизни. То, что мы обнаруживаем в себе, выступает для нас в качестве реальности, которой мы инстинктивно доверяем, потому что доверяем нашему чувству. Это знание отражает наш опыт, или, может быть, изначально содержится в нашем инстинкте. Я не знаю, как вас, а меня эта моя позиция вполне устраивает. Я больше доверяю моему инстинкту, чем любым словам. И мне непонятно, почему я должен верить, доверять чужим словам, а не моим ощущениям. Например, вы говорите: "Партия "Единая Россия" - гарант стабильности", а мой инстинкт говорит мне: "Что-то мне эти ребята не нравятся". Так что, из-за того, что они гарант стабильности, я должен насиловать свой организм? Нет уж, увольте. Я предпочитаю жить с моим организмом, а вы как хотите, можете жить хотя бы и с "Единой Россией", это ваше дело.
Однако на этот раз Авдеев вопросы если и задавал, то косвенно, а в основном делал утверждения. Разумеется в силу своей основательности он явился с плакатом, который я переснял и прилагаю в качестве рисунка 1. Да и начал Авдеев необычно, может быть, даже странно, во всяком случае, непривычно. А начал он так: "Я недавно зашел на стройку. То есть не специально, нет, но можно сказать, что и специально, как на это посмотреть. Короче, хотел сократить дорогу. И тут я вижу, что мне нужно проходить мимо работающих, и у меня, естественно, возникает опасение, что они спросят меня, кто я такой и что делаю на стройке, словом, возьмут меня на цугундер. Я, конечно, начинаю соображать, как вести себя. И тут  обнаруживаю в себе необычную вещь. У меня, знаете ли, это в детстве было сильно выражено: я о чем-то думаю, что-то представляю, и у меня в голове ощущение в этом месте, где всё это представление происходит.. А потом это как-то ушло, так что только память об этом осталась. Ушло, потому что ощущение состояния мозга сменилось ощущением я, которое и заслонило собой ощущения, идущие от мозга. А тут, может быть, в связи с этой нашей темой, у меня нечто пробилось. Я вдруг представил себе картину совершенно в чувственном виде, и, главное, моё собственное чувственное состояние, что я среди рабочих, что я синхронизировался с ними на чувственном уровне, и я говорю и действую в соответствии с этой чувственной обстановкой, с которой я совершенно слился. И я ощущаю, что вся эта картина происходит в правом полушарии в его передней лобной доле. То есть вся эта передняя часть занята ощущением, которое можете назвать раздражением или просто ощущением работающего материала мозга, его работающей машины. Я осознал это, и увидел, что действительно, в наших отношениях с реальностью есть два этих противоположных уровня: один уровень - когда мы слиты с реальностью, чувствуем её, и мы как бы часть всей этой обстановки и в качестве её части обладаем способностью управлять ею. И другой, противоположный уровень - это уровень меня, идущего через стройку и смотрящего на ситуацию со стороны, и рассуждающего о ситуации. Т.о., при встрече с рабочими я мог сказать: "Привет, ребята, как дела" и всё в этом духе. И мог, с другой стороны, на обращение ко мне начать объясняться; а что объясняться? - что я знал, что нарушаю, и тем не менее пошел через стройку? Это, конечно, должно было бы вызвать раздражение против чужака, который знает, что нарушает, но по причине своего самомнения и наглости  полагает, что ему всё дозволено. Ясно, что стратегия позиции со стороны не годилась.
Это, знаете ли, помните, как в "Горе от ума": "был высочайшею пожалован улыбкой". Человек  мог возмутиться реакцией вельможи: мол, я упал, а ты улыбаешься, значит, моё падение доставило тебе удовольствие, а это обида для меня. Нет, он вдругорядь, уже нарочно упал. Зато кто "на серебре, на золоте едал? - Иван Петрович!" Так что вопрос со стратегией ясен.
Но вы, конечно, понимаете, что этот пример со стройкой я привел не ради него самого, а потому, что в нем отразилась как в капле воды функциональная противоположность полушарий.
Большинство из нас водит машину, и нам прекрасно знакомы два противоположные состояния: иногда садишься в машину, и как бы сливаешься и с ней, и с дорогой, всё идет прекрасно, вы действуете на уровне чувства, и вы можете быть уверены, что не станете причиной аварии. Когда это происходит? - когда вы не обременены даже не то что думами, а скорее самими собой, своей собственной дорогой персоной -тогда вы чувствуете реальность.
Но вот вы садитесь в машину в другом состоянии: вы не ощущаете ни машины, ни дороги, ничего. Вы словно отделены от всей этой реальности. И при этом вы чувствуете себя умным и собранным и даже, в известном смысле, необыкновенным. И тут оказывается, что вы ничего не можете сделать непосредственно. Чтобы что-то сделать, вам нужно подумать, что  именно вы должны сделать. А что означает это "подумать"? - вам нужно время для того, чтобы пришло соответствующее сообщение от левого полушария. А если вы еще и подумаете, что должно придти это сообщение, то левое полушарие окажется замкнутым на самого себя, и вы никакого сообщения не получите. И тогда вообще окажетесь в состоянии стопора. Я хочу в связи со сказанным обратить ваше внимание на смысл слова "подумать". Подумать - это значит выдать запрос на ответ по какому-либо вопросу левому полушарию. Левое полушарие думает, но то, о чем оно думает, непосредственно ему не дано. И уже после того, как вы получите ответ от правого полушария, вы говорите себе "ага" и задаетесь следующим вопросом: как это делается. Вы получаете ответ, но этим дело не заканчивается, потому что теперь вы еще должны информацию, полученную в чувственной форме, перевести в языковую,   высказав в речевой форме то, что должны сделать и услышать и понять сказанное, потому что в той самой мере, в какой правое полушарие является "немым" в смысле речи, но, разумеется, не немым в смысле понимания чувства, в этих же самых смысле и мере левое полушарие понимает только речь, и для того, чтобы действовать "со знанием дела", оно должно опираться на речь;  и только после этого вы, наконец, можете приступить к действию. И тогда вы говорите себе: для того, чтобы нечто сделать, мне нужно левой ногой отжать сцепление - вы отжимаете и следите за этим процессом, правой нажать на тормоз - снова действие и отслеживание действия, правой рукой установить передачу на нейтральную - и снова действие и отслеживание. А добавьте к этому еще и момент самолюбования: ах, какой я замечательный, как красиво я всё делаю! Весь процесс оказывается настолько растянут во времени, настолько оказывается повернут на собственную личность, а не на внешнюю среду, что вы благополучно совершаете аварию, что вызывает в вас бешеное негодование: "Куда прешь!"-кричите вы, ощущая себя в полном праве, потому что виноваты, разумеется, не вы, а кто-то другой.  

Очевидно, что вы находитесь в совершенно ином состоянии реагирования. Если вы присмотритесь к этому процессу, то увидите, что вы начинаете со слов, что у вас имеет место диалог с самим собой: вам приходится говорить то, что вы должны делать или делаете, вам приходится услышать самого себя, чтобы узнать, что вам нужно делать или как происходит действие и на этом уровне принять решение и т.д. Чем всё это обусловлено?
Тем, что ваше положение таково, что вы должны действовать. Но у вас доминирует левое, речевое полушарие, а информацию вы должны получать от правого, работающего с непосредственным, чувственным отражением.  

Мы рассмотрели отношение взаимодействия между полушариями при положенности левого полушария.
Давайте теперь возвратимся к положению, когда положено правое полушарие.
Как в этом случае выглядит взаимодействие между полушариями в условиях, когда у вас имеет место сравнительное равновесие между ними? В этом случае запрос правого полушария относительно левого имеет смысл формирования последним функциональной системы, формирования модели реагирования во внешней среде, которая формируется практически мгновенно левым  полушарием   в правом по его запросу на основе "узнавания ситуации", и им же фоново осуществляется контроль работы функциональной системы правым полушарием. Другими словами, в этом случае активным является правое полушарие до тех пор, пока не возникнет рассогласование, требующее активной ориентировочной реакции между существующей схемой и реальностью и изменений в этой схеме на основе имеющихся схем, благодаря чему у нас возникает схема опережающего отражения реальности и опережающего реагирования в ней.

Остановимся снова на отношении между сторонами функциональной противоположности левого и правого полушарий. При положенности правого полушария левое снято, однако это вовсе не означает, что последнее не оказывает никакого влияния на происходящий процесс: оно очевидно выполняет контролирующую функцию, и если происходит сбой в отношениях с внешней средой, то включается ориентировочная реакция. В связи с этим следует поставить вопрос об отличии сравнительно с подобного же рода сбоями у животного. Представляется, что животное реагирует на ситуацию, и также способен реагировать человек в качестве животного. Но у человека есть возможность реагировать на ситуацию не только со стороны своих рефлексов в качестве животного, но также определять ситуацию со стороны понятий, то есть со стороны тех объективных отношений, которые характеризуют ситуацию самое по себе. Сюда же относится и смысл применения речи: взаимодействие между правым и левым полушариями имеет своей целью приведение их в соответствие друг с другом, элементов одного полушария к элементам другого. Если подходить к вопросу с этой стороны, то можно считать, что полушария  в известном смысле являются копиями друг друга, то есть элементам одного полушария как бы соответствуют элементы другого полушария. Тем не менее, вопрос состоит в том, каким образом, на какой основе может осуществляться это приведение в соответствие одной стороны другой. Какая из сторон рассматривает себя, т.ск., в качестве первичной, какая - в качестве вторичной. Например, если имеет место установка "на отражение объективной реальности", того, что есть, то работа левого полушария должна заключаться в отражении чувственных элементов, доставляемых ему правым полушарием, их объективации и в то же самое время идеализации на основе формирования их представителей - речевых заменителей. Это - первая и самая трудная часть работы перевода чувственных фактов в рациональные. Работа речевых схем будет связана с созданием  функциональных  схемы с их элементами:   акцепторами,  программами действия и т.д., которыми будут формироваться соответствующие рефлекторные схемы, которые и будут запускаться правым полушарием.
Я хочу сказать, что люди ведь действительно делятся на по преимуществу деятелей и по преимуществу мыслителей или художников. Образ, который я нарисовал, это образ, т.ск., приспосабливающего к реальности деятеля.

В выступление Авдеева вмешивается Феофанов:
-Ты сам принес плакат, верно? Для чего ты его принес? Я так понимаю, что ты его принёс для того, чтобы продемонстрировать противоположность полушарий. Если тебя послушать, то получается так, что у тебя всё делает правое полушарие, тогда как левое полушарие только мыслит. Оно у тебя вообще не действует. Но я уже не говорю о том, что ведущей у большинства является правая рука. Но достаточно посмотреть на плакат: что мы видим? мы видим два сравнительно идентичных полушария. Обрати внимание на центральную, роландову борозду, которая делит каждое из полушарий пополам и с двух сторон которой встречаются моторные и сенсорные зоны. С точки зрения морфологии каждое из полушарий самодостаточно. Вообще, что означает этот дубляж двух полушарий, если удаление левого полушария в раннем возрасте не приводит к каким-то кардинальным изменениям в отношениях человека с внешней средой, а если это сделано во взрослом состоянии, то это не приводит к нарушению управления конечностями. Затем, что такое все эти зоны: вы подаете электрический потенциал в соответствующее поле - нога или что-то там еще сгибается или происходит еще что-нибудь. Вы подаете потенциал  на какое-то сенсорное поле, скажем, на зрительное, у вас возникает в глазах вспышка света. Ну, и что. Вы узнали только то, что узнали и не более того. Если мы в электрической схеме на какой-то проводник подали напряжение, естественно, она как-то прореагирует. При этом сколько элементов вы сожгли благодаря этой подаче напряжения, вы не задумываетесь. Это всё равно, что топором чинить часы. Теперь, вы хотите что-то сделать. Да хотя бы вы говорите: я сейчас подниму правую руку. И затем вы поднимаете руку. Потом вы говорите: я сейчас подниму левую руку. И вы поднимаете левую руку. И что, вы полагаете, что сигнал прошел через соответствующие моторные зоны коры полушарий? А доказать вы это - можете?

Авдеев:
-Феофанов, ты много чего наговорил, но не договорил, а, т.ск., поставил вопросы. У тебя много вопросов, на которые, как и все мы, ты пытаешься найти ответы. Но во всяком случае один вопрос ты сформулировал четко, и этот вопрос требует, конечно, такого же четкого ответа. Ты сказал, что, мол, у меня думающее полушарие только думает, а действует только действующее, тогда как реальность говорит скорее об обратном, я имею ввиду правую ведущую руку. Когда ты начал выступать, и начал высказываться в духе, очевидно, для меня неприятном, что я должен был бы испытывать, ты догадываешься. Заметь, ты обращался ко мне с речью. Эта ситуация снова напомнила мне моё запретное путешествие через стройку. Тогда на меня никто не обратил внимания, но если бы обратили, у меня могло возникнуть большое желание дать в морду обратившимся хотя бы просто уже за то, что они ко мне обратились, потому что ничего хорошего я от них не ожидал. Причем, правой рукой. Вот тебе и ответ на действия левого полушария. Совершенно верно, это иной уровень, и это, пожалуй, в  социальный уровень, во всяком случае, уровень противостояния.
Рефлекс - это всё-таки рефлекс, это отражение, это реактивность в первую очередь, и вот это-то я в первую очередь и связываю с правым полушарием. Это отношение к чему-то внешнему, независимо от того, относится оно к внешней или внутренней среде, как страдательному. Ты со своей феноменологией относишься ко всем этим вещам в качестве реактивной, страдательной системы, независимо от характера воздействий, внешних или внутренних - отрицательных или положительных, вызывающих страдания или удовольствия - всегда во всех этих случаях ты выступаешь в качестве страдательной величины. Именно так, даже когда ты стремишься к удовольствию, ты страдаешь, потому что ты не можешь не стремиться к нему, твое стремление вынужденное, ты не свободен. И вот эта вся инстинктивно- рефлекторная система всю жизнь и ведет тебя. Если же мы теперь возьмем левое полушарие, причем, не учитывая даже того, что оно является речевым... Возьмём левое полушарие даже просто как животное. Я перед этим говорил о нём как о думающем (доминирующем) также и у животных как о гипотезе. Но оказывается, асимметрия полушарий в этом отношений характерна также и для животных, это доказано опытным путём. так что этого рода асимметрия никакая не гипотеза. Так вот, левое полушарие характеризуется активностью противоположного рода - активностью субъективности, давлением субъективности как таковой на среду, как внешнюю, так и внутреннюю. Особенность этого отношения в том, что субъективность противопоставляет, т.ск., себя материальному миру, как внутреннему так и внешнему. И, в этом смысле, я в качестве такого рода активной субъективности на улыбку вельможи из "Горя от ума" встал бы и сказал: "Как вам, ваше превосходительство, при ваших-то чинах и орденах, не стыдно улыбаться, видя, как старый человек поскользнулся и упал, вместо того, чтобы немедленно оказать ему всевозможную помощь и сочувствие." И много бы еще чего сказал в этом духе. Т.о., коренное различие между двумя полушариями я вижу в этом: в пассивности (другими словами, отрицательной активности) одного и активности другого и соотношении этих двух противоположных тенденций.

Что касается соотношения процессов возбуждения и торможения, то оно у них противоположно: возбуждение в одном отражается торможением в другом и обратно, возбуждение в другом вызывает торможение в первом. Когда ты возбуждаешься, готовясь дать кому-то в морду, у тебя затормаживается инстинкт самосохранения. И, напротив, возбуждение инстинкта самосохранения ведет к затормаживанию твоей агрессии.

Какой вывод из сказанного может быть сделан относительно мышления и чувства в первой прикидке? Тот, что мышление и чувство находятся в "контрах", положена либо одна, либо другая сторона, одно либо другое отношение к реальности: отношение объяснения, т.ск., словесный уровень, и чувственное отношение к реальности, когда вы ощущаете реальность и  вами управляет первая сигнальная система, и слова играют "чуть-чуть случайную роль" служанки ваших импульсов. Слова внутри ситуации; а не над ситуацией. Не слова подчиняют ситуацию, а ситуация подчиняет себе слова. 

Это одна форма отношения. Противоположная форма отношения к словам правого полушария по отношению к левому - как к сущности, как к чуду, как к божественному. Это когда за чувственным восприятием светится объект, то есть существует форма единства правого и левого полушарий, когда имеет место соответствие между импульсами инстинктов и предчувствием  существования объективного. Это можно определить как как то, что "чувственная реальность ищет своё слово как представителя сущности, с которой оказывается связана чувственность" Именно так выглядит в феноменологии активная часть этого процесса. Слово левого полушария, ощущаемое чувственностью правого  полушария в левом, ощущается в качестве божественной вещи, чуда, и здесь лежит тайна понятия прекрасного.
Вообще отношения между первой и второй сигнальными системами чем характеризуются: вы либо от слова идете к чувственности, следовательно, слово порождает чувственность, а это может быть лишь сравнительно стереотипная чувственность, то есть то, что уже есть в нашей "стереотипии". Либо, напротив, мы идем от чувственности к слову. Соответственно, мы получаем и две разные, противоположные схемы систем с обратной связью: ведь если мы идем от слова к чувственности, то здесь, в этом случае, мы имеем дело со схемой, подобной функциональной системе П.К.Анохина. Действительно, в этом случае у нас есть и акцептор, и эффектор действия, и обратная афферентация и т.д.

и весь процесс выглядит более или менее логично.

(На рис. 2 приведена схема функциональной системы П.К.Анохина. Вот одна их возможных попыток понять философию функциональной системы. Во введении к "20 летнему опыту..." И.П.Павлов писал: "...я, естественно, не мог оставить без внимания и так называемое до тех пор психическое возбуждение слюнных желез, когда у голодных животных и  человека при виде еды, разговоре о ней и даже мысли о ней начинает течь слюна...  при этом-то и произошел небывалый в лаборатории случай. Мы резко разошлись друг с другом в толковании этого мира и не могли никакими дальнейшими пробами согласиться на каком-либо общем заключении, вопреки постоянной практике лаборатории, когда новые опыты... обыкновенно решали всякие разногласия и споры. Д-р Снарский остался при субъективном истолковании явлений, я же... решил... остаться в роли чистого физиолога, т.е. объективного внешнего наблюдателя и экспериментатора, имеющего дело исключительно с внешними явлениями и их отношениями" (И.П.Павлов. "20-летний..." 1938, стр. 12-13.  Если мы обратимся к функциональной системе, то с точки зрения рационального аспекта работы психологической  машины она не вызывает возражений: она очевидно отражает важные поведенческие аспекты, как они не просто психологически, а рационально - психологически видятся. И, как можно понять, П.К.Анохин следовал в построении функциональной системы из рационального, объективированного исследования того, как проблемы приспособления решаются на рациональном психологическом уровне. П.К.Анохин  описывал то, что видел, но видел он работу не физиологической машины с её специфическими закономерностями, а работу рациональной психологической машины и её наиболее общие схемы функционирования.. Он видел то, как психология работает в  актах приспособления. Поэтому в чем отличие его подхода от подхода доктора Снарского? - доктор Снарский исходил, насколько можно судить, из феноменологической реальности, то есть из непосредственного чувства переживания. У него, в этом плане в качестве первенствующего, активного выступало правое полушарие.. У П.К. Анохина все эти вещи объективированы за счет слов, вследствие чего любые психологические реалии выступают в качестве внешних объектов, поэтому здесь подход не изнутри, а извне. Психологические объекты "машинизируются", и в результате этого получается некая машина, автомат, который функционирует в соответствии с приписанными ему рациональными законами. Другими словами, функциональная система - достаточно общая модель схемного психического реагирования. Затем, когда модель построена, то возникает задача нахождения в реальном мозге всех этих акцепторов и эффекторов действия и т.д.. И всё то, что более или менее походит в физиологических системах на правду, все это относится к тем или иным механизмам функциональной системы. Против такого подхода едва ли можно было бы возражать, если бы физиологические и психологические закономерности были суть одно и то же. Однако, самое существенное различие между ними состоит в том, что физиологические механизмы, разумеется, существенно определяются психологическими (каким бы странным вам, господа, ни показалось это последнее утверждение), но никакая психологическая функция не может быть реализована сама по себе, вне своего реального материального основания. Другими словами, мне нравится схема, согласно которой психологическая функция первенствует над материей, создавая из неё для себя свои механизмы. Или в более общем виде: то, что Ленин называл некоей способностью материи к чувству, первенствует в ней над другими её свойствами. Первенствует в силу своей активности, но не определяет. Я полагаю, что вполне можно утверждать, что физиология является безусловным материальным условием существования психики, но психикой создаются также и многие другие условия её существования в виде общественных систем,  всевозможных машин и автоматов и прочь. Физиология и психика относятся между собой примерно так же, как относится телевидение и то, что мы по нему видим. Если следовать логике функциональной системы, тогда, если мы смотрим фильм, показываемый по телевидению, то мы должны будем в телевизоре искать бегающих и разговаривающих людей. Но в телевизоре есть микросхемы, проводники, но бегающих и разговаривающих людей нет. Однако, в то же самое время, действия людей, создававших телевидение, определялись именно целью создания аппаратуры, которая позволит показывать фильмы и прочь. авт )Но я вижу, что Авдеев на меня сердится за то, что я перебил его под благовидным предлогом употребления им термина "функциональные системы".  Не станем и дальше испытывать его терпение.

-Очень хорошо - сказал Авдеев.- Я перехожу к заключению.

1. Т,о. мы получаем как бы два полушария с противоположными функциями. Одно полушарие - то, которое постоянно нарушает равновесие и второе полушарие - то, которое стремится всё привести к равновесию. Однако, функционирование каждого из полушарий заключается в том, что, восстанавливая равновесие в противоположном, оно тем самым нарушает равновесие в себе.

2. Если мы выделим сферу чувства и сферу мышления как противоположности, полярности, тогда правое полушарие, его лобные доли - их логика должна принадлежать логике чувства. А левое полушарие, лобные доли, их логика должна принадлежать логике мышления.

3. Эти две логики имеют дело со своими собственными объектами, раздражителями или сторонами явлений действительности, и обрабатывают их т.о. с разных сторон.

4. Взаимодействие - с внутренней и внешней средой - на уровне чувства и руководствуясь чувством, а это рефлексы, инстинкты. Или же на уровне мышления, и руководствуетесь тогда логикой.

5. Чувства позволяют настраиваться синхронно на внешность и, значит, соответствовать внешности и действовать в соответствии с её законами. Тогда как в мышлении логика стремится подчинить эту внешность себе, ввести законы этой логики, заставить внешность подчиняться законам логики.

Что следует из моего сообщения. Когда я читал сообщение Газзанига, я увидел в этом сообщении то, что каждому из полушарий у пациента P.S соответствует собственная личность, так что в одном теле у него сосуществуют, т.ск., соседствуют два разных человека; у меня возникало впечатление, что эти два человека словно бы независимы друг от друга. И хотя Газзаниг подчеркивает доминирующую роль левого полушария, несмотря на это, впечатление о несвязанности двух личностей в одном теле осталось. Это, впрочем, можно понять, поскольку целью Газзаника было показать именно принадлежность каждому из полушарий своего я. Я, со своей стороны, попытался указать как на тождество, так и на противоречия, связывающие полушария и, некоторые аспекты логики, которой определяются их отношения.  А закон этих отношений существует не ради самих этих полушарий, а ради организма, частью которого они являются.

11.09.07 г.