на главную страницу
визитка
темы

Женщины

3. Антонина

    Мы совершенно не замечаем, что большую часть жизни проводим в автоматическом режиме. Движемся по одному и тому же кругу, и всё одно и то же, одно и то же. И всё больше теряются ощущения, и наступает скука, и возникает ощущение тюрьмы, ощущение каких-то стен, на которые ты постоянно натыкаешься и за пределы которых не можешь выйти.
   И, в то же самое время, мы дорожим своей тюрьмой. Мы рады, что всё повторяется. Что завтра будет то же самое, что сегодня, а послезавтра - то же, что будет завтра. Есть какое-то чувство удовлетворения от того, что всё предопределено, так что когда ты упрешься лбом в гробовую доску, и тут ты испытаешь чувство удовлетворения от того, что всё прошло своим порядком, как положено, нигде ничего не было нарушено.
   Примерно с такими ощущениями поднималась Варя в отдел неделю спустя после вышеописанных событий. По жизни она чувствовала себя каким-то трудолюбивым насекомым, или, может быть, каким-то кротом, который строит своё гнездо так, чтобы в нем всем было удобно и хорошо, и от этого удобства никто не сможет отказаться. Чтобы в её гнезде было всё, что нужно для жизни, и чтобы оно обладало запасом прочности.
   Ей нравилось всё это - чувствовать других людей, знать о них больше, чем сами они о себе знают. Ей нравилось чувствовать Мишу, и знать, что она им управляет так, что он сам этого не замечает. Словом, Варя была мудра житейской мудростью.
   Варя не то что любит одно и то же, она стремится к нему. Она хочет, чтобы она знала, как будет протекать её жизнь в неопределенно далеком будущем, и это своё будущее она строит сегодня, потому что сегодня в её жизни хотя всё и вращается по кругу, но она не чувствует в нём той надёжности, которую она хотела бы чувствовать.
    Варя входит в офис. Она еще ничего не видит, но чувствует, что что-то не то, что-то не так, как всегда. Варя проходит к своему столу, высказав привычное приветствие,  ни на кого особенно не глядя. Всё как будто как всегда. Садится за стол, не торопясь приводит его в рабочее состояние, и во всё это время она словно принюхивается к тому, что же произошло, пытается определить точку, излучающую изменения. Почувствовав её, она оборачивается к Антонине.
    Она смотрит на Антонину и словно не узнаёт её. Другая Антонина. Что-то с ней произошло. На лице Вари выражается недоверие, и она как будто говорит себе: "Ну, ну, так не бывает. Надолго ли это у неё? Всё равно загар сойдёт, как ни загорай"
   Нет, дело, конечно, не в загаре, а во всей физиономии Антонины. А на физиономии Антонины написаны расслабленность, и даже своего рода умильное удивление, словом, на лице Антонины написано, что она счастлива. И Варя подумала, что счастье Антонине не пристало, потому что вместе с выражением счастья на её лице появилась глупость. И Варя поняла, что что-то должно произойти. 
   Антонина всё вертелась на своём месте, ей явно что-то хотелось сообщить, но она что-то выжидала или кого-то ожидала.
   Варя уже всё заметила: что одета Антонина несколько празднично и даже легкомысленно, в какое-то прозрачное цветное платьице, что опять-таки на неё непохоже. И даже какой-то синий цветочек воткнут в волосы, что  уже совсем лишнее.
   Вошли о чем-то разговаривающие Ухлестов с Валентиной.
   -О, принцесса, что случилось? Ты как сама весна. - без перехода обратил свои взоры Ухлестов на Антонину.- Стоп, сейчас попробую отгадать, что это с тобой. Постой, постой, что это у тебя за вид? Ребята, да она невестится. Ты - невеста. Тонька, неужто замуж  выходишь?"
    Антонина закраснелась так, что даже шея у неё покраснела. Она встала, и только теперь все увидели, как она счастлива. Пытливый взгляд Вари упёрся в Антонину. Ей хотелось её остановить. Она ясно видела, что Антонина без тормозов, а Варя по себе знала, что всегда, когда она забывалась подобным образом, дело кончалось нехорошо. 
   -Ребята, выхожу замуж. Представляете, в субботу он со сватами пришёл! Эх, прощай, моя холостая жизнь! Всех приглашаю на свадьбу. И особенно тебя, Валентина! Ведь это ты мне нашла жениха, без тебя бы ничего и не было. Спасибо тебе, дорогая! Ведь придешь, не откажешь?!
   -Я рада за тебя. Конечно, приду, а почему ты спрашиваешь? - очень хладнокровно сказала Валентина.
   Серебряков наклоняется к уху Варвары: "Вторая часть марлезонского балета: статуя командора согласилась отужинать у дон Жуана"
   "Смотри, накаркаешь"- заметила Варя.

4. Влад

   Ресторан. Влад танцует с Люсей. Она ощущает его мужскую руку, её глаза полузакрыты, и у неё такое ощущение, словно она плывет по волнам. Есть только вот этот существующий миг, и больше ничего, и она вся в нём.
    Музыка замолкает. Люся словно бы чуть - чуть просыпается, они идут к столику. Люся расслаблена, ею владеет истома, она хочет, чтобы Влад был рядом, хочет чувствовать его, и в то же самое время, она словно проваливается в него.
    Странное это слово: "чувствовать его". Нет, это даже не значит ощущать его тело. Хотя и это, но не только, далеко не это, и ей кажется, не это главное. "Чувствовать его" - этому нет определения, этого не выскажешь. Ведь его может рядом не быть, и она, однако, будет чувствовать его, так, словно он не то что рядом, он словно в ней, словно слился с ней. А бывает так, что она перестаёт его чувствовать. И даже тогда, когда он рядом. И тогда она не понимает, что это такое, что значит это "чувствовать"
   Влад ощущает себя так, словно он существует в какой-то другой реальности, и эта другая реальность - и есть его настоящая реальность. Он чувствует, что в этой иной реальности он не может не сказать Люсе того, что должен сказать. Он наклоняется через столик к уху Люси, и говорит: "Я разведусь с женой. Мы будем вместе, я не могу без тебя". Он говорит всё это, он говорит  то, что является истиной в той реальности, в которой он сейчас находится. И в то же самое время кто-то в нём, кто-то другой, который смотрит на него из другой, обычной, повседневной реальности, этот другой смотрит на него, и этот человек, говорящий эти слова, как бы видится ему в качестве артиста на сцене, играющего свою роль.
    Люся проводит пальцами по его глазам, губам, и её губы шепчут: "Да, конечно, я сделаю то же самое, и мы будем вместе, навсегда". И в это же самое время кто-то в Люсе спокойно, хладнокровно наблюдает за ней и за Владом, и этот другой отмечает, что Влад говорит то, что должен говорить в этой теперешней реальности, и ведет себя так, как и должен себя в ней вести,  и что всё это не имеет никакого отношения к их настоящей обоюдной реальности. И в то же самое время этот другой в ней испытывает не покидающее её всё это время опасение, что Влад перейдёт, переступит однажды, рано или поздно, эту невидимую границу между двумя реальностями и станет говорить об этом серьёзно, и тогда сказка закончится.
   А такой момент наступит, не может не наступить, как бы она ни пыталась отдалить его. И ей нужно  предварить его, не допустить до того,  когда процесс вырвется из-под контроля и всё покатится непредсказуемым образом.
    Как эти её отношения с Владом ни переворачивай, но Люся прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что Влад  опасная игрушка, и что именно своей опасностью эта игрушка к себе и привлекла её. Люся изначально почувствовала во Владе зверя, которым сам Влад не управляет, которого Влад не знает, и Люсе было любопытно по частям повыпускать этого зверя на свободу. Но если однажды этот зверь полностью освободится, мало никому не покажется. Вот чего Люся больше всего боится.

***

   Домой Влад возвращается со специфическим чувством удовлетворенного мужского самолюбия. Это его чувство  сродни самолюбованию. Он определенно нравится себе. Он чувствует себя победителем. У него  такое чувство, что он победил Люсю, "сделал" её.  И в том, как она отдавалась ему, с каким наслаждением она это делала, с какой ненасытной жадностью, когда нет никаких запретов, он видит залог того, что отныне она его, что она больше не сможет морочить ему голову. И от мысли, что она вся его, он чувствует, как что-то безотчётное, жадное, ненасытное поднимается в нём и устремляется к ней.
   Он ехал и улыбался. Он не мог не улыбаться.
   Это было непроизвольно, не зависело от него. У него было такое ощущение, словно он с каким-то потоком влетел в какую-то трубу, в которой несет его с огромной скоростью, и он ни о чем не может думать, а может только улыбаться.
   И это была одна его реальность. И рядом с ней, подспудно и в то же самое время отчётливо была и еще одна реальность. "Конечно, всё это чепуха, ерунда, мелочи - говорил он себе. -Конечно, много чего я ей наговорил, наобещал. Но ничего, это как-нибудь уладится, утрясется. Но иметь такую женщину!- это хорошо, это славно". "А вдруг она начнёт выступать с претензиями, начнёт скандалить? Ещё, чего доброго, жене сообщит." На какое-то мгновение его прошибает холодный пот. Он словно почувствовал себя перед пропастью, которая перед ним, бегущим, разверзлась. Мысль эта была неприятная. Холодная мысль.
   Из-за этой мысли дома он появился в раздраженном состоянии духа. И то, что Лариса ожидала его, и что на плите его ожидал подогреваемый ужин, это еще больше раздражило и подавило его. Он почувствовал себя виноватым перед Ларисой. "Да вот, задержался, сама знаешь, эти вечные проблемы, которые нужно решать"- и глаза его бегали, прятались от глаз Ларисы. Ему стало её жалко, захотелось приласкать её, и в то же самое время его руки, только что ласкавшие другую женщину, показались ему не его руками. Он не мог сейчас ими дотрагиваться до Ларисы, как будто она сразу же почувствовала бы в них другую женщину. Делая вид, что голодный, он поковырялся в ужине, но больше двух кусков в себя протолкнуть не смог. "Что-то я сегодня никакой. Такой день выдался тяжёлый".
   И он поверил, что день выдался тяжелый, и только прислонился к подушке,  уже спал. А Лариса соболезнующе, с жалостью смотрела на него.

***

   Люся ехала в машине - и млела, поднималась по лестнице - и млела, открывала дверь - и млела.
   Антон уже дома. Он выходит в прихожую, и в глазах его раздражение. С губ его готовы сорваться раздраженные слова. Лариса берет его за шею, притягивает к себе, трётся щекой о его лицо: "Такая сегодня чудесная погода. Так захотелось пройтись. Не представляешь, какое это удовольствие, вот так идти и идти в ночи, и отдаваться этому воздуху, этому звёздному небу; грудь дышит так легко, и кажется, что всё возможно. Так бы поднялась и полетела!" Люся сегодня добрая. Её сердце раскрыто всем и всему. Вся она излучает какую-то непередаваемую нежность и расслабленность. И слова раздражения не слетают с губ Антона. Ему знакомо это состояние Люси. Он инстинктивно чувствует, что за ними стоит. Но когда Люся приходит в таком состоянии, она такая хорошая, такая необыкновенная, что причины, которые могут стоять за этим её состоянием, уступают перед чувством собственного удовольствия, которое при этом испытывает Антон.
   В постели Люся мягкая и податливая. Антону хорошо. И, после всего, он с нежностью целует волосы Люси. Всё таки какая необыкновенная, божественно сказочная у него жена.
   И они оба, и Антон, и Люся, блаженно засыпают.

   08.06.08 г.