на главную страницу
визитка

Дискуссия

Источник: http://psychology.net.ru/talk/viewtopic.php?t=22790&postdays=0&postorder=asc&start=3325

    sh:
   Для меня человек - рефлекторная машина, то есть ты, я, он, она, они..., ну, и как бы любопытно, как эти машины работают.

   Alexicus:
   Не, мне не нравится такое представление о человеке.
    Хотя, в принципе, всё правильно, человек - это сложная такая рефлекторная машина. Но, сравнивать не хотелось бы...

    И.П. Павлов писал в своих заметках, про то, как возвращаясь с работы, он с радостью вспоминал, о том, что дома его ждёт его любимая собачка, которая каждый вечер встречала его у двери, приветливо махая хвостом.
    Так вот он писал, что зная обо всех рефлексах и природе различного поведения животных, ему очень бы хотелось думать, что ласкаясь у его ног, умилённо заглядывая в глаза, она действительно испытывает искреннее чувство любви к хозяину, а не действует, исходя из каких то банальных приспособительных реакций (рефлексов) и простой привязанности. Находясь не на работе, он именно хотел избавиться от этого натренированного чувства наблюдателя и экспериментатора.

    (понятно пишу хоть?)

     sh:
   Предельно. Конечно, хотелось бы так думать.
    Так что всё-таки там - рефлексы, которые выражаются в вилянии хвостом и прочь, что интерпретируется как любовь, или любовь, которая запускает рефлексы, её выражающие. Или что?

   Alexicus:
    Нет, я о том, что не здорово всякий раз интерпретировать (пусть уже невольно) различные действия. И быть наблюдателем, вместо того, чтобы участвовать, без такого постоянного подробного анализа. Теряется вкус и живость что-ли... когда вечно пытаешься раскладывать и препарировать.

    sh:
   Это ты точно подметил. Конечно, безусловно, ты или живешь, или наблюдаешь жизнь

   Alexicus:
   В общем, не нравится вся эта механистичность мышления...
    Для чего всячески испытывать и изучать реакции и поведение? Да, конечно, чтобы лучше в дальнейшем их понимать, но - ими же управлять . Верно?
    Нажимаешь на этот "рычажок" - получаешь вот такой вот эффект и т.д.
    Приближаться к сугубо упорядоченному "роботизированному" существованию, или наверное предел мечтаний -быть примерно, как те мышки, с вживлёнными электродами в область удовольствия, которые тысячи раз за час нажимали педальку, отказываясь от еды и забывая все прочие потребности. Им ничего не надо в этой жизни. Ведь всё известно и прочие знания, и внимание к чему либо ещё, кроме педальки, не нужны. Остального мира и другой реальности не существует.

    Я о том, что вот можно примерно до такой степени всё изучить, обобщить упорядочить и упростить... но станем ли мы счастливы оттого? Лучше ли нам станет если, что мы с предельной точностью узнаем, что любовь - это вот такие-то химические и физиологические процессы, которые запускаются вот так-то и под действием таких-то веществ? А тогда мы можем изобрести химические аналоги, вводя которые, мы сможем испытывать это чувство без других необходимых действий. Есть один рассказ у Рэя Брэдебри, про женщину, которая сидела на таких веществах, которые поддерживали в ней чувство любви к мужу. А муж сомневался, любовь ли это на самом деле. Предлагал ей отказатся от приема этих препаратов, чтобы проверить истинность чувств.

    Не хочется вот этого!

    Я сильно утрирую, это мои глобальные, но не до конца оформленные мысли Просьба не обращ. внимания, я тут скорее сам с собой.

    sh:
   Ты пишешь о том, что есть. Но наряду с тем, что есть, присутствует и противоположная сторона.
    Я хочу сказать, что не получится это - я имею ввиду "всё изучить и всё роботизировать". Потому что живая система - не машина. Смеешься? Видишь противоречие? А если это - противоречие самой жизни? Живая система способна к научению. Если ты изучаешь рефлексы и попытаешься их использовать, то увидишь, что через непродолжительное время они изменились, они уже отреагировали на тебя и приспособились к твоим действия. Уж если вирусы (спида, например) изменяются, приспосабливаясь практически к любому лекарству, так что последние дают лишь временный эффект, то человек, наверное, посложнее вирусов. И играть на нём как на флейте не удастся. Ты сам можешь видеть, что реакции не постоянны, что они изменяются. В известном смысле мы можем сказать, что в рефлекс мы можем войти только один раз

   Alexicus:
   Конечно вижу ( это противоречие (здесь и далее в скобках доб. ред.)), потому и написал "сильно утрирую" =преувеличиваю+упрощаю

   (Когда ты говоришь, чтоживая система - не машина. ... И играть на нём (на человеке) как на флейте не удастся. Ты сам можешь видеть, что реакции не постоянны, что они изменяются, то) вот этот ответ я хотел увидеть, после слов то "человек -рефлекторная машина"
    Ну, хорошо, что так.

   (И потом ты говоришь:)"Если ты изучаешь рефлексы и попытаешься их использовать, то увидишь, что через непродолжительное время они изменились, они уже отреагировали на тебя и приспособились к твоим действиям." Только зачем тогда так подробно изучаем? Ради процесса? Ради особого удовольствия?

    sh:
   Я воспринял не как "изучаем", а как "изучаешь", то есть взял на себя; отсюда и последующий текст. Мы с тобой идём как бы рядом, и вроде бы делаем вид, и, может быть, убеждены, что говорим об одном и том же, вне нас существующем. Но на самом деле каждый из нас говорит о своём, т.ск., через отражение себя в другом, и каждый из нас решает свои собственные проблемы.

   А то, что ты делаешь, ты делаешь не ради удовольствия? И не есть ли всё то, что ты делаешь, работа машины с твоим именем? И ты это делаешь, потому что это доставляет тебе удовольствие, что ты чувствуешь, как ты приближаешься к самому себе. Ты осознаешь себя. То есть как вот такого рода рефлекторную машину. Но ты можешь не осознавать этого, и тогда ты просто действуешь под давлением на тебя твоей рефлекторной машины.
    Тобой, мной, Петей, Васей, Сашей управляют рефлексы, управляют схемы, созданные предшествующим рядом поколений и данные нам нашими родителями. Ты можешь пытаться им сопротивляться. Но тогда тебя не будет.
    У Максима Галкина есть замечательное высказывание. Когда его спросили, как он "дошел до жизни такой", он ответил: "Я не сопротивлялся"

   
   Alexicus:
   Правильно воспринял. Конечно! Я могу говорить только за себя. Поскольку не представляю другого видения мира, кроме своего. Могу только смутно догадываться, как воспринимает мир другой человек, сравнивая со своими ощущениями, когда словесно ими обмениваемся.

   Я о том, что вряд ли ВСЯКИЙ из людей ну полностью и до конца осознает в любой момент времени, по какой причине действует или мыслит.
    Хотя возможно есть какие-то степени... т.е. более или менее гармоничные личности.

    sh:
   Наверное, здесь следует говорить о мере осознанности и об отношении чувства и сознания и какая сторона является ведущей. Если ты инженер и создаешь машину, то в основном здесь, наверное, действует твое сознание. И тут же вопрос: а что представляет собой это твоё сознание? Очевидно, отражение реальности в твоём опыте. Т.о., в сознании нет ничего, чего раньше не было бы в чувстве. Причем, то, что инженер создаёт, как обычно, на первой стадии внедрения не соответствует реальности, не работает и нуждается в доработке, в дополнительной опытной фазе.
    Возьмём другой уровень сознания: вы вдруг почувствовали, что у вас резко изменилось настроение. Вы это почувствовали - значит, это осознание. Ваше состояние отразило ваше сознание. Тем, что вызвало в вас осознание, является чувство. Но в результате этого вы можете задаться вопросом, что именно вызвало в вас изменение вашего состояния. И тогда ведущим становится сознание, но объектом его является ваша чувственная реальность, и сознание удовлетворяется, когда находит ответ на свой вопрос.
    Т.о., получается, что не то либо другое, а они вместе, сознание и чувство. Что такое бессознательное - это то, что было в чувстве и что не было осознанно. Понятно, что сознание есть лишь вершина айсберга, которую мы видим над водой, а всё остальное - в подполье. Но сознание в качестве понятийного мышления не является фотографией чувственного мира, но - отражением его в наиболее общих его закономерностях и пр.
    Банальность, конечно.