Я горжусь своим умением ориентироваться на местности. В незнакомом месте,
незнакомом городе или в горах я задаю себе нужное направление и не сбиваюсь.
Происходит это по большей части инстинктивно. Тем не менее, этот механизм
ориентировки время от времени дает необъяснимые сбои, когда, что называется,
человек блудит среди трех сосен.
С пяти до семи у меня обозначился перерыв, и я составил план прогулки: по
Кулагина и Рельефной я спущусь к Дону. Это полчаса. Потом по железной дороге
дойду до железнодорожного переезда, это еще полчаса. И вернусь домой по
Портовой. Это займём минут 50. Так что у меня еще 10 минут останется в запасе.
Однако я провозился, и из дома вышел в половине шестого. Менять план не
хотелось, и я решил, что "нагоню". Значит, у переезда я должен быть четверть
седьмого. Если это у меня получится, то, в общем, я успеваю.
В шесть часов я был у Дона, через 20 минут прошел Аврал и еще через десять минут
не дошел квартала до железнодорожного переезда. Была половина седьмого. До семи
оставалось полчаса. Я повернул в переулок и вышел на Портовую. Это дало выигрыш
во времени минут восемь. Перешел через улицу. Впереди какая-то девица с голым
пупком свернула вверх на какой-то асфальтированный переулок. Мне показалось, что
скучно идти по Портовой, и я повернул за ней. Туда дальше будет бывшее летное
поле бывшего Досаафа. В старое время на нем стояли кукурузники и вертолеты.
Теперь, конечно, ничего этого нет, а поле усиленно оккупируется особняками новых
русских. Итак, я поднялся вверх по переулку, который скоро пересекла длинная
знакомая тихая улица, застроенная новыми особняками с двух сторон. Я свернул по
ней вправо с тем, чтобы при первом встретившемся переулке выйти на бывшее летное
поле. Мой пролетарский взгляд завистливо и униженно смотрел на эту роскошь по
обе стороны улицы, и я невольно задал себе вопрос: а ты хотел бы жить в таком
особняке? Скорей всего, хотел бы, но признаться себе я в этом не мог, во всяком
случае, я не мог представить себе жизни в таком особняке и мне показалось, что
мне не хватало бы неудобств и хамства жизни в хрущевках. Между тем, чувство
собственной нищеты сравнительно с роскошью по обе стороны улицы меня унижало,
делало маленьким и ничтожным, и, чтобы как-то спастись от этого чувства, я
назвал эту улицу улицей педерастов, и это согрело мою душу.
Наконец, обнаружился выход на летное поле. Я повернул и пошел через него. Его
становилось все меньше. Со всех сторон на него наступало строительство новых
особняков. Это можно понять: с одной стороны, спокойное, тихое, почти дачное
место, с другой - недалеко от центра города. Я пересек поле. Напротив меня был
длинный ров, за которым находилась Батуринская улица, по которой я должен был
дойти до Мопра (улица международной организации промышленных рабочих) Если
быстро идти, то это минут десять ходьбы, а там я уже, считай, дома. На часах
было без 8 минут семь. В общем, опаздываю, но не смертельно. Дорогу к
Батуринской загораживало строительство особняков. Кое - как преодолев
препятствие, я оказался на улице.
Теперь нужно было лететь вперед изо всех
сил. Думать, размышлять было некогда. Я посмотрел вдоль улицы: она был
длинная-длинная, и где -то далеко в конце виднелся тупик, поперечная улица и
сновавшие по ней машины.
Меня подсознательно смутил тупик в конце, но я
торопился, и сознание определило тупик как Мопра, а то, что тупика по
Батуринской не должно быть, оно незаметно для меня подменило другой улицей,
уверив меня. что это допустимо. Я посмотрел на таблички на домах. На них было
"Круговая 2" Что за Круговая? Но ладно, думать некогда, вперед, и быстрее.
Когда, наконец, я приблизился к концу улицы, я понял, что выхожу на проспект
Стачки и что сильно обмишулился, и теперь мне дополнительно понадобится еще
минут пятнадцать. Часы, между тем, показывали пять минут восьмого. Я до сих пор
не могу понять, как, каким образом я мог оказаться на Круговой, как мог принять
её за ту улицу, по которой должен был идти, то есть за Батуринскую. В подобного
рода ситуациях спешки вообще происходят любопытные вещи: всё, что воспринимается
и что, по-видимому, противоречит тому, что должно быть, интерпретируется в
пользу последнего, так что будешь видеть черное, а утверждать с самой полной
степенью убежденности, что это белое, потому что должно быть белое.
Когда по телевизору показывают богослужение на пасху или рождество, видишь
множество интеллигентных лиц, женщин в платочках, мужские серьёзные лица. Люди
держат горящие свечи в руках, и на лицах - выражение важности переживаемого
момента.
Стоят государственные деятели, важные чины, и всё это торжественно
и красиво.
По большей части все эти люди врут, конечно, и не понимают ни бога, ни веры. Но
вот это движение к богу, к тому, что непонятно, приобщение к тому, вне чего
существуешь, к некоему чуду как-то как будто освящает душу, и не то, чтобы
делает её чище, но как бы приближает её к чистоте. Это как ребенку показывают
икону и говорят: это боженька. Ребенок ничего не понимает, но чувствует, что это
что-то важное, хорошее и может быть, страшное, потому что ведь говорят же ему:
не делай так, боженька накажет. Так и эти люди через церковь как через стекло
пытаются увидеть чудо, потому что приобщиться к нему они не могут. Где уж, с
нашими-то грехами и нашим свинством. Но все равно приятно, может быть, даже
приятнее, чем как если бы это было действительное приобщение. И уж тем более
приятно, что было существо, которое то ли за наше свинство, то ли несмотря на
наше свинство, заплатило за нас своими вселенскими страданиями.
Что ни
говорите, а это хорошо. Это возвышает тебя в собственных глазах, придает тебе
самому какую-то важность. Ведь если сын божий пошел на такие страдания ради
тебя, так, значит, ты что-н., да значишь! Значит, ты не просто, не только гад
земной, но и что-то еще!
Придешь после этого домой, и чувствуешь некую торжественность. Нет, это -
хорошо. Скоро, конечно, ты об этом забываешь и опять превращаешься в гада. Но,
опять же, после того, как осквернишься, чувствуешь себя грязным. И тогда снова
нужна церковь, чтобы от грязи душевной очиститься. Ходят же люди в баню, чтобы
смыть грязь физическую. Ну, а церковь - это баня, в которой смывают грязь
душевную.
Так что все эти серьезные, размышляющие люди в церкви - это даже и хорошо. Что
ни говорите, а это умиление для души. Хоть и не можешь понять чуда, но делаешь
вид "как если бы", ну, и приятно. И, опять же, пример подаешь "малым сим", а это
важно.
Как-то по радио передали, что в Ростов привезли мощи святого, Пантелеймона,
кажется.
Я то, что называется, в одно ухо информацию впустил, в другое выпустил.
И вот прихожу как-то на базар, и вижу, что вся площадь перед кафедральным
собором заполнена народом, и впечатление некоей очереди, которая бесконечно
извивается по всей этой площади. Явление, в общем, невиданное даже и для больших
церковных праздников.
Подхожу к какому-то мужчине, одетому во всё черное, и
наивно спрашиваю: что это за люди, какой-то церковный праздник? Мужчина
оборачивается ко мне. В другое время я бы назвал его мужчиной интеллигентного
вида, но то, как он посмотрел на меня, заставляет изменить формулировку на
"полуинтеллигентного", потому что взгляд этот был странен и говорил о том, что
его владелец неуправляем. Возникло впечатление, что я смертельно оскорбил этого
мужчину своим вопросом, что он существует в некоей иной, недоступной мне
реальности. "Мощи святого Пантелеймона" пробормотал он и поспешно отвернулся.
Мне показалось, что я ослышался, чего-то не понял, и хотел было обратиться к
нему за разъяснениями, но инстинкт говорил мне, что делать этого нельзя и что
это может не знаю чем, но плохо кончиться. К счастью, я вспомнил объявление по
радио, и всё встало на свои места.
Конечно, в этой толпе было много любопытствующих, для которых мощи святого -
это такое же шоу, как и вся наша современная жизнь. Но, во всяком случае, было
очевидно, что мужчина, к которому я обратился, свято верил, что если он
приложится к мощам святого, то что-то, ради чего он пришел сюда, в его жизни
изменится в лучшую для него сторону.
То, что меня всего более поразило в этой громадной толпе молчаливо стоящих
людей, это замкнутость, отрешенность их от окружающего, сосредоточенность на
чем-то, сравнимая с состоянием сомнамбул.
Что меня всего больше всегда поражало в других людях (себя-то ведь со стороны
не видишь), так это то, что в обычной, повседневной жизни ты имеешь дело как
будто с нормальным, нормально рассуждающим человеком, у которого другой человек,
Ванька, это Ванька, дом - это дом, словом, всякая вещь - это вещь, и этим
исчерпывается. Но у всякого человека существует какая-то точка, при переходе
через которую для него всё изменяется.
Изменяются и очертания, и связи
вещей, и сами вещи приобретают иной смысл и значение, чем они имеют обыкновенно.
Они способны превращаться во что угодно.
И тогда человек в своем поведении кардинально изменяется: он добивается от
другой вещи, чтобы она призналась в том, чем она не является. Он страстно
накручивает себя, вытесняя тем самым из себя остатки своего сознания и
становится неуправляемым.
Церковь. Напротив, через дорогу - ларёк. К ларьку направляется Марья Ивановна.
Это моя соседка. Я знаю её как нормальную, адекватную женщину. Сейчас она чем-то
раздражена и, очевидно, плохо управляется с собой. Я здороваюсь с ней. Она в
ответ здоровается, как-то сладко, слишком сладко улыбаясь. Она явно летит, ей
что-то надо, но я - не подходящий объект для неё, и она озабоченно крутит
головой. Я понимаю, что она - не здесь, её словно ведет какая-то сила. Но эта
сила еще сдерживается её сознанием. Вдруг её взгляд падает на ларёк. В ларьке
торгует Сашка Ницинский, поляк. Марья Ивановна внезапно устремляется к нему с
искаженным лицом. "Это всё вы, поляки, во всём виноваты..- начинает она, и я
вижу, как она от своих слов заводится, и ей становится всё легче и лучше- Вы же
нас не любите, вы, поляки. Чего же ты сидишь здесь, у нас, в России!"- я вижу,
как Марье Ивановне хорошо, как она освобождается от того груза сознания, который
висит на ней. Я подхожу к Марье Ивановне и говорю: "Чего ты привязалась к Сашке,
он хороший парень!" Марья Ивановна поворачивается ко мне, и вдруг лицо её
искажается, она становится жалкой. Бросается мне на грудь, заливается слезами и
бормочет: "Только ты, только ты.." она имеет ввиду -"меня успокаиваешь" Я отвожу
её на лавочку. Она садится, достает платок и хлюпает носом.
Какая-то
неясная мысль возникает у меня. Я поднимаюсь и иду в церковь. Мне страшно
грустно. Прохожу в главный приход, становлюсь перед иконой. Что-то должно быть
написано, что-то в церкви должно быть написано, какие-то слова по поводу того,
что я увидел и что понял, но чего никак не могу высказать. Это что-то относится
к вере, к церкви, к тому, что церковь не имеет дело с человеком в нормальном
состоянии сознания, но с человеком в его измененном состоянии, состоянии
неуправляемости, когда любой внешний раздражитель вызывает в человеке
разрушительные, бессмысленные, уничтожающие не только окружающих, но и его
самого реакции. Церковь имеет дело с человеком "вне себя", с человеком, который
не принадлежит себе, но одержим, как говорят, бесом и ведом бесом. И целью
церкви является, как бы это выразить, умиротворение? беса. Введение его в
управляемые рамки? Ограничение беса рамками креста? так что всегда существует
опасность, что, фигурально выражаясь, бес снова вырвется на свободу? Но это и
всё, что делает церковь, или, может быть, это и всё, что вообще можно сделать?
Церковь не возвращает человеку человеческий облик, и не способна это сделать,
ибо в её основании лежит вера, а уже вера сама по себе делает человека не
принадлежащим себе, своему разуму, рассудку. Она просто пытается управлять
человеческим стадом, не превращая его в людей.
Скажут: а что, разве этого
так уж и мало?
Мне кажется, что-то в этом духе должно быть написано где-то на стенах церкви.
Я делаю движение, и нога проваливается в дыру в деревянном настиле, сверху
которого положен половик. Я думаю, что надо бы сказать о дыре церковным служкам.
Впрочем, они об этой дыре не могут не знать.
Дверь в церковь отворяется, и входит церковнослужитель. Он подозрительно смотрит
на меня, я ему подозрителен. Вслед заходят прихожане. Слабоумный Славик, парень
громадного роста с пустыми глазами, молится на стену, что-то бормоча и постоянно
кланяясь. "Вот он не вызывает у тебя подозрения - думаю я о церковнослужителе,
направляясь к выходу из церкви.
14.06.07 г.