на главную страницу

L46_2

Из заметок дурака

   175. Далее возникает вопрос о причинно-следственных связях. То есть если есть переход от А к В, то возникает вопрос о причинах этого перехода. Потому что просто сказать «если А, то В», то это совсем не означает утверждать наличие между ними причинно-следственной связи, это – всего лишь утверждение связи. Потому что нужно еще ответить на вопрос, почему Если А, то В, что стоит за этим отношением. Пусть форма: я сделал то-то для того, чтобы получить то-то. Или иначе: если я сделают то-то, то получу то-то. Или: я рассматриваю то-то для того, чтобы сделать то-то. Одно – это отношение между действием и результатом. Как это может выглядеть: я делаю то-то для того, чтобы после этого иметь возможность делать то-то. Например, я рассматриваю первую фазу события для того, чтобы иметь возможность рассматривать вторую фазу события. Я должен рассмотреть вторую фазу события для того, чтобы иметь возможность рассмотреть первую фазу события. То есть я осуществляют действие и получаю его результат для того, чтобы иметь возможность осуществить какое-то другое действие и получить результат, и т.д. То есть одни действия раньше других. То есть у меня есть цель, чтобы её реализовать, я должен реализовать какую-то другую цель и т.д. То есть чтобы перейти к чему-то раньше я должен сделать (получить) то-то.

    Я ввожу категории "прежде",  "раньше".  Раньше, чем рассматривать событие А, нужно рассмотреть событие В, раньше, чем рассматривать событие В, нужно рассмотреть событие С и т.д. Выражения "чтобы" и "раньше", в общем, эквивалентны. "Чтобы перейти к рассмотрению третьей фазы, я должен раньше рассмотреть вторую фазу. Прежде, чем перейти к рассмотрению второй фазы, я должен рассмотреть первую. Прежде, чем рассматривать первую фазу, я должен указать на существующие фазы. Если я рассматриваю первую фазу, то я должен рассмотреть её связь с третьей фазой. Прежде, чем рассматривать фазы, я должен рассмотреть событие.
  Дискретно -непрерывный характер события. Диалогический характер события.

   
Каждый знает,  что такое событие. Или не знает. Нет, во всяком случае, интуитивно знает. А если интуитивно не знает, то это знает его инстинкт, и он ведет себя по жизни так, как будто знает, поскольку что такое событие для человека, это, в любом случае, знает его бессознательное.  Во всяком случае, впоследствии, размышляя о том, что с ним происходило, человек приходит к выводу, что какие-то происшествия явились  для него событием, а какие-то - нет. Другими словами, событие - это какое-то происшествие, хотя не всякое происшествие является для него событием. Мы называем то, что случается с нами, событием для нас или нет в зависимости от того, насколько происшествие задевает нас, насколько оно накладывает отпечаток на нашу жизнь, какую роль, значение оно играет. Например, когда я шел в армию, это явилось для меня событием, и именно потому, что армия представлялась мне чем-то необыкновенным, и значение того, что я пошел в армию, заключалось в том, что оно выглядело для меня приобщением к новой романтической и необыкновенной, по-настоящему мужской реальности. Через полгода службы я обнаружил, что армейская жизнь в смысле своей обыденности, серости и глупости ничем не отличается от жизни на гражданке, и это тоже явилось для меня событием, и следствием его было то, что  я понял, что напрасно пошел в армию. И тогда оставшееся время  службы в армии превратилось для меня во время, вычеркнутое из жизни,  в существование, поскольку что такое армия, я уже знал, и знал, что есть, то и будет, и ничего другого не будет, а то, что есть - это закон  подчинения. И тогда возникла невообразимая скука человека существующего, все светлые происшествия которого связаны с отправлением физиологических потребностей, связанных с мыслями об обеде как, пожалуй, единственной светлой точке физиологического существования людей, воля которых у них отнята, людей,  превращенных в автоматы. Словом, как оказалось, армейская служба ни в малейшей мере не соответствовала моему характеру, и поэтому момент дембеля явился событием, написанным золотыми буквами на моём небосводе. И какой бы впоследствии ни была жизнь на гражданке, это была жизнь, потому что как никак, но,  так или иначе, она зависела от меня и строилась мной самим. Словом, мы видим, что происшествие определяется человеком в качестве события, если оно имеет для него значение или, может быть, воспринимается им,  как имеющее значение, хотя эти две вещи, конечно, не одно и то же, и это значение события для человека является положительным или отрицательным. Итак, событие есть субъект-объектное отношение.  

Событие. Три фазы событий. Перва фаза событий. Ряды. Сложные ряды событий. Вторая, третья фаза.

    Событие Например, произошло землетрясение. Что это, событие? Но если нечто рассматривается в качестве события, то вопрос: для чего или для кого нечто является событием. Итак, под событием понимается то, что произошло. Но всё ли, что происходит, является событием? Но также под событием может пониматься и то, что не произошло.  Тогда вопрос: что понимается под событием.  Что мы можем понимать под событием? У события мы можем выделить три фазы: его зарождение, и в этом смысле мы должны задаться вопросом о его причинах. Если событие зарождается, то оно зарождается относительно чего-то, что-то является причиной зарождения события, относительно которой событие выступает в качестве следствия. И тогда, если мы говорим о событии, то, так как понятия причины и следствия являются соотносительными понятиями, то мы можем сказать, что в силу того, что всякая причина порождает следствия и, в свою очередь, является следствием причин, то всякое следствие является причиной и всякая причина - следствием, и, т.о., в некотором простом формальном случае нами получается причинно-следственный ряд элементов, каждый из которых представляет собой некоторое событие, которое развивается из предшествующего и порождает последующее. Т.о., всякое событие оказывается элементом в ряду событий и ни одно событие не может существовать вне ряда, которому оно принадлежит.  Однако в более общем случае мы имеем дело, конечно, с гораздо более общей и сложной системой событий, которые переплетаются между собой всевозможными способами. А это уже множество всевозможных взаимосвязанных рядов взаимосвязанных событий. Итак, подобного рода выводы мы сделали из идеи формирующегося события. Вторая фаза события заключается в разворачивании события, то есть в каком-то способе действий, который рассматривается субъектом в качестве способа решения проблемы, ради которого событие и формируется. И, наконец, третья фаза - это результат, который порожден событием. Итак, мы видим, что в событии присутствует исходный пункт, который является реакцией субъекта на стоящую перед ним проблему предшествующим событием, событие и результат, который порождается событием и который идеально либо уже содержался при зарождении события и направлен на разрешение противоречия, которое связано с предшествующим событием, его вызвавшим, либо же направлено на получение какого-то дальнейшего результата.

    170312 1. Противоположность пищевого и сексуального рефлексов, с одной стороны, и с другой стороны, противоположность рефлексов защиты и нападения.
    2. Две вещи: опираться на реальность либо на представление о реальности, которое ей может в целом как соответствовать, так и не соответствовать.
    3. Что я пытаюсь сделать – я пытаюсь передать людям заряд моей ненависти.
    4. Люди существуют в основном в своём субъективном мире.
    5. Почему человек не то, что непостоянен, а непоследователен. Потому что в зависимости от того, в каком из двух противоположных состоянии он находится, он выдает одну либо противоположную реакцию.
    6. Состояние человека подвержено колебаниями и представляет собой синусоиду то в одну, положительную, то в другую, отрицательную сторону. Величиной рассогласования, а именно колебания указывают на рассогласования, определяется способность системы к саморегулированию в зависимости как от её чувствительности к рассогласованиям, так и от её способности эффективно реагировать на них. – как организма, так и психики. Человек – это единство телесного и духовного. Итак, чем меньше ощущаемое человеком рассогласование относительно равновесной средней линии, тем более быстрым возможно восстановление равновесия в системе, и график состояния системы во времени будет стремиться к прямой. И напротив, чем менее система чувствительная к рассогласованиями, тем более грубыми будут и регулировки системы, приводящие её в равновесие. И, соответственно, тем большими будут колебания системы.
    7. Итак, здесь завязаны между собой, с одной стороны, ощущения рассогласования, и, с другой стороны, эффективность регулировок, направленный на достижение системой равновесия.
    8. Предшествующим событием задается системе положительное либо отрицательное рассогласование. Если рассогласование отрицательное, то в качестве цели системы выступает возвращение системы в нулевое состояние равновесия. Если же рассогласование системы положительное, то целью системы становится его удержание в качестве нового состояния равновесия системы. И, соответственно, сопротивление состоянию, которое до тех пор выступало в качестве равновесного. (Б,Шоу. «Пигмалион». И в одном и в другом случае цель обеспечения равновесия системы требует средств.
    9. Когда в качестве средства восстановления равновесия начинает выступать в качестве ведущей идея молитвы и бога, то естественно, что равновесные состояния будут постепенно формироваться и следовать за теми, которые на чисто рефлекторном уровне приходят на их смену. Только в этом случае человек просто следует за чувственной реальностью, и не вырабатывает никаких средств сопротивления, которые изменяют внешнюю среду в угоду требованиям субъективной живой системы, которая стремится к установлению таких отношений с внешней средой, которые рассматриваются ею в качестве равновесных.
    10. В этом случае у него существует цель восстановления равновесия системы. Для некоторых случаев у него уже существует программа действий, которой обеспечивается восстановление системой равновесия. Этим обусловливается определенная последовательность последующих событий. В других случаях такой программы нет, и он должен её выработать. В этом случае в действие чаще всего приводится программа проб и ошибок, на основании применения которой отсеиваются отрицательные и закрепляются положительные результаты действий. И поэтому процесс реализации событий лишь в частном случае оказывается полностью детерминированным. В общем же случае последовательность реализуемых при достижении цели равновесия системы является существенно случайным. Когда нет программы, то есть неизвестны средства и способы реализации цели, то здесь уже действует программа проб и ошибок.
    11. Это –момент, когда реакции человека связаны с обстоятельствами его жизни, однако наряду с этой системой реакций выбор среди них осуществляется некоторым общим стратегическим вектором, который присущ данного рода живой системе. Что это означает? Это означает вектор, который направлен в будущее и который имеет ввиду видеть данную живую систему проходящей формы своего физического существования и реализующий в процессе своей жизни формы своего существования, для чего являются необходимыми соответствующие условия внешней среды. Т.о., в целом жизнь оказывается завязана, во-первых, на прошлое со всеми переходными его этапами и вырабатываемыми им средствами, на будущее, которое имеет ввиду прохождение всех тех форм существования, которые живая система должна пройти, и всех тех внешних обстоятельств, существование которых она должна обеспечить, и, наконец, настоящее, которое, используя средства, полученные в прошлом, реализует будущее. Т.о., живая система характеризуется тем, что в своей программе бытия в ней уже запрограммировано как её прошлое, так и её будущее. 12. Материальное и идеальное в своём единстве даёт истину. В случае же разорванности идеальное как сверхвысокую ценность, которая никак не подкрепляется материальными отношениями и является в этом смысле миражом. Либо материальное, которое с точки зрения идеального выступает в виде низших форм существования, недостойных высших. Т.о., в отношении ориентиров в будущее существует в последнем множество точек, соответствующих фазам его развития. Так как формы человека и окружающая его среда должны соответствовать другу другу, и только в этом случае мы получаем единство идеального и материального. Живая система ищет для себя соответствующую ей на каждом этапе её развития среду существования тием? Событие - это, во-первых, изменение. Но всякое ли изменение является событием? Например, вращение солнца вокруг земли, смена дня и ночи является ли событиями? Все это - повторяющиеся, циклические события, и они могут рассматриваться как одно и тоже, хотя это и последовательности изменений. В этом случае под событием следует понимать то, результат чего вносит качественные изменения в ситуацию. Но это - объективная сторона событий. Субъективная и объективная стороны события Событие имеет две стороны: объективную и субъективную и отношение между ними. Если мы говорим о событии, то вопрос: для чего или для кого нечто является событием и для чего или кого не является. Здесь форма высказывания: изменение является событием для чего-то. Оползень может перегородить русло реки, и тогда мы можем сказать, что то, что оползень перегородил русло реки, явилось событием для реки. Таяние снега в горах может поднять уровень реки, и тогда река может сказать, что таяние снега в горах явилось для неё событием. Но река не может ничего этого сказать. Просто таяние снега в горах явилось причиной подъёма воды в реке, или подъём воды в реке явился следствием таяния снега в горах. И всё. Здесь действуют только причинно-следственные связи, и не более того. То или иное изменение с субъективной стороны является или не является событием в зависимости от того, имеет это изменение значение для субъекта или не имеет С субъективной стороны события могут рассматриваться как обладающие целью. Относительно свойств любого ряда событий можно приписать свойственную ему цель. В то же самое время, под целью ряда можно рассматривать закономерности, которым подчиняются носители ряда. Когда речь идет о цели, то следует различать материально достижимую цель и цель всего лишь субъективную. ;