на главную страницу

    Заметки по философии логики. Статья 8

L30a8   Обман

    
   
    Обратим внимание на две возможности отношения к операторам: ведь мы можем использовать как положительный, так и отрицательный способы суждения.  Однако необходимо определиться с тем, что должно пониматься под под ними.
    Никакое высказывание не делается для самого себя. Как в действии присутствуют субъект действия, цель действия, средства действия и предмет действия, это же самое относится и к высказываниям потому, что они являются частным случаем действия. Всякое суждение принадлежит субъекту, преследует какую-то его цель относительно предмета действия, в качестве которого выступает другой субъект. Иначе, в высказывании всегда присутствует тот, кто высказывает нечто, и тот, кто воспринимает,  и направлено высказывание на формирование реакции воспринимающего, при этом частным случаем этого отношения является двойственность, связанная со случаем, когда высказывание субъекта направлено на него самого. Высказывания, за исключением непроизвольных, представляющих собой прорыв бессознательного через защитные барьеры сознания, которое представляет собой в этом аспекте форму иммунной системы субъекта, всегда двойственны в том смысле, что существует мысль и существует форма  её выражения. Выражение мысли при этом может быть сознательно или бессознательно адекватным или неадекватным мысли, причем, и то и другое не представляет собой "ошибки", но намеренность, которая может как осознаваться, так и не осознаваться.
    Под положительным суждением понимается адекватное выражение мысли, под отрицательным - какие-то намеренные сознательно или бессознательно подставляемые в мысль искажающие её элементы.
    В настоящем тексте речь пойдет об операторах. Операторы могут искажаться тем единственным способом, что на место оператора или определяющих его переменных подставляются противоположные истинностные значения.
    Сознательное искажение мысли обычно называют софизмом, хотя объективно суть дела не изменяется от бессознательного её искажения.
    Для определения того, представляет собой высказывание софизм или  не представляет, нужно иметь в качестве критерия высказывания высказывание, адекватно выражающее мысль, что, как правило, не дано, и более того, вытеснено, то есть против доступа к нему выставлены защиты сознания. Тем не менее, в конечном счете высказывания представляют собой высказывания об объективной реальности, факты которой, правда, также не всегда доступны, однако, во всяком случае, она  служит в конечном счете источником, на основании которого может быть сформирована адекватная мысль,  которая применяется в качестве критерия истины для воспринимаемых высказываний.
      После этих предварительных замечаний переходим к упражнениям.
    Пусть в качестве критерия дана конъюнкция, истинная при истинности входящих в неё переменных, и ложная, если одна из переменных является ложной. Пусть есть два субъекта а, в, между которыми происходит диалог. Диалог сам по себе вещь дискретная, то есть  субъекты диалога находятся в каждый момент времени в одном из двух противоположных состояний - либо передатчика, либо приёмника, и последовательно во времени состояния субъектов меняются на противоположные. Отношение субъектов в диалоге изобразим в виде дроби, в которой числителем будет представлен передатчик, знаменателем - приёмник. Передатчик  передает приёмнику информацию, приёмник на основании существующих у него критериев определяет её истинностное значение и сообщает об этом передатчику. Передатчик, в свою очередь, сравнивает полученную информацию с имеющимся у него образом истины, и на основании полученного результата удовлетворяется сообщением или задает последующие вопросы Т.о., отношение между двумя субъектами выражается в том, что  один субъект активный и задает вопросы, другой субъект пассивный и на вопросы отвечает. Примем, что субъект а активный, в - пассивный.
    Повторимся, с какого рода вещами мы имеем дело в общем случае. 1. Даны субъекты а, в. 2. Два каждый из субъектов характеризуется своим полем реальности, и в чем-то эти поля реальности пересекаются друг с другом. Полям реальности обоих субъектов соответствуют принадлежащие субъектам карты этих реальностей. 3. Один субъект, а, активный, второй субъект в, пассивый. Это означает, что субъект а имеет какие-то цели в поле своей реальности, имея тем самым осуществление изменений в ней: то ли её расширения, то ли ограничения, то ли изменения в ней каких-то компонентов. В частности, для реализации цели он использует пассивный элемент в в качестве средства. Когда взаимодействуют между собой субъекты, то высказывания, которые они делают, определяются их целью и могут намеренно искажаться.
    Пусть это - общая форма задачи, которая должна обладать какими-то конкретными формами, поскольку общее реализует себя через конкретику.
    Но любая сложная задача разбивается на подзадачи. Поэтому сделаем шаг назад и обратимся к субъекту как к человеку, который имеет дело с реальностью, с одной стороны, и картой реальности, то есть отражением её в его сознании, с другой. И, конечно, речь идет об отношении соответствия или не соответствия, а также частичного или полного карты мира реальности. Но карта реальности не существует сама по себе. Она является моментом чувственно-практических отношений субъекта с реальностью и определяется ими. В отношениях  с реальностью субъект решает какие-то задачи по преобразованию чего-то во что-то. Поэтому нам нужно решать задачу отражения реальности, то есть вопроса о том, как чувственно-практические   отношения с реальностью преобразуются в её отражение. Если на рефлекторном уровне всё это происходит автоматически, то на рациональном уровне этот процесс подразделяется на множество этапов. В частности, осуществляются какие-то действия, и всё это - рефлекторно. Наступает какой-то момент, когда какое-то действие выделяется и запоминается. И вот оно-то и записывается в карту мира, связывая что-то с чем-то. В целом любое действие преобразует что-то во что-то, в частном случае, преобразует нечто в самого себя. Как всё происходит: есть неопределенное действие, но всякое неопределенное действие преобразуется в определенное, вернее, существует как определенное. Вернее, так, рефлекторно совершенно действие есть не познанное действие и поэтому оно является неопределенным. То же самое действие, будучи познано, становится определенным. Далее, действие применяется к неопределенному чему-то. Это неопределенное, которое фиксировано сознанием в определенном образе, становится определенным. И это же относится к результатам действия.  Другими словами, есть и восприятие, и действие, но если они осуществляются автоматически, без осознания, они остаются вне сознания, остаются неопределенными.
    Однако для того, чтобы что-то вообще можно было сделать, нужно иметь технологию построения моделей реальности. с которой совершаются действия и которая отражается.  Элементарная схема А
→В, где А - объект преобразования, → -действие, В- результат преобразования. Но действие должно иметь имя. Тогда А→с В. В зависимости от того, какое действие нами применяется, в зависимости от этого мы получим разные следствия. Например, А→с В, А→d В, А→e В. То же можно выразить в виде Д(А)→В или Д(А)=В. Действием всегда обеспечивается переход  от чего-то к чему-то.  Пусть дана сеть с точками множество точек А1 ... Аn. Со своей стороны, пусть субъект обладает способностью к каким-то простым действиям, из которых создается какое-то сложное действие. И, наконец, субъект должен обладать способностью к восприятиям.

Предполагается также, что <b>в</b> не лжет.
    1.  а/в: А&B=?   в/а: л
    2. а/а: А&B=и. а/в В каких случаях истинна конъюнкция?  в/а: Конъюнкция истинна во всех случаях, кроме случая, когда А и В истинны.
    3. а/а: Это - определение оператора Шеффера (определение отрицания конъюнкции)
    После этого а может задать вопросы, чтобы убедиться, что в использует имя конъюнкции для её отрицания. Но в может также и отказаться от ответа  Допустим, что  в отказался ответить.
    4. а/в:

    Очевидно, что в диалоге речь идет о выяснении образов реальности и их выражении, которыми пользуются субъекты.

    Все искажения могут быть связаны с тем, что либо подменяются истинностные значения оператора на противоположные, либо истинностные значения одной из переменных, либо в разных соотношениях истинностные значения переменных,  либо либо истинностные значения переменных и   оператора.
    Тогда для конъюнкции получаем следующие варианты искажений:.

    А В     А&В А-&В -А&В А&-В -А&-В -А-&В А-&-В -А-&-В
1   и и   л л   и л л л л и и и
2   и л   л и   л и л и л и л и
3   л и   и л   л и и л л л и и
4   л л   и и   л и л л и и и л
                & -& - ← - -˅ ˅

   

   131011
    1. Пусть существует некоторое положение вещей. Как нужно преобразовать высказывание для того, чтобы получить нужный вывод.
    2. Цель моей логики – это машинная логика. Для этого должны существовать соответствующие программы.
    3. Для того, чтобы изменить высказывание, нужно изменить реальность, то есть отношения между множествами. С другой стороны, чтобы изменить реальность, нужно изменить высказыванием. Изменение высказывания – это рациональный аспект, изменение реальности – это непроизвольный, или природный аспект.
    4. В чем состоит обман? Что на место явления сущности подставляется явление другой сущности. И на место сущности явления подставляется другая сущность.  

   В связи с 131011-4 получаем возможность рефлекторного моделирования. Именно, задаем множество рефлекторных схем, условных или инструментальных, в которых устанавливается отношение соответствия. Если это - условный рефлекс, то это - соответствие между условным и безусловным раздражителями. Если это инструментальный рефлекс, то в нём условный раздражитель вызывает инструментальное действие, а инструментальное действие вызывает целевой раздражитель.

    Возможно также и объективное соответствие между признаками и свойствами. Пусть, например, даны схемы АВ, СД. АВ, СД рассматриваются как формы. А,С - это признаки сущностей В,Д соответственно.  А и С - это признаки, которые воспринимаются. АВ, СД- это виды форм. Форма характеризуется тем, что в ней есть место для признака и есть место для свойства. В этом смысле в форму могут подставляться признаки и свойства. Но поскольку подстановка произведена, между подставленными признаками и свойствами устанавливается связь, такая, что если признак, то свойство. Поэтому если в реальности имеет место АВ и на место А подставляется С, то для воспринимающего субъекта форма будет выглядеть как СД в силу того, что субъект непосредственно сущность не воспринимает. Поэтому, восприняв С, он будет ожидать Д, но вместо него получит В. 

   161011
    110. Пусть рефлекс если А, то В. Вместо А подставляется любой другой раздражитель. Причем, когда речь идет об убеждении, то применяется формула «не А, но В»=истинно.
    111. Сначала пропала совесть у одних, а затем пропала вера в совесть у других
    112. Узел, который включает сигналы на разветвление. А и В. Если –А, -В, то всё выключено. Если А,-В, то включено А и выключено В, и в соответствии с этой логикой дальше. То есть здесь можно поставить задачу: ответить на вопрос о следствиях для –А, В и –А,-В.
    113. Речь идет о способах передачи информации и способах и принципах её восприятия. Вопрос сводится к тому, по каким причинам искажается информация. Во-первых, это связано с разными картами мира субъектов, так как для субъекта его карта мира обычно выступает в качестве истинной.
    114. Задача должна для лжеца состоять в том, чтобы определиться с тем, к.о. нужно солгать, чтобы придти от чего-то к чему-то. Например, если существует реальный путь и желаемый, то посредством каких преобразований возможно обеспечить переход на желаемый путь.
    115. Следует исходить из того, что всякое действие состоит из множества простых действий. Можно также говорить о том, что всякое простое действие представляет собой какой – то простой смысл. Соответственно, под действием понимается сложное действие, представляющее собой какую-то последовательность смыслов. То есть действие всегда разворачивается в какой-то последовательности. Тогда, если мы возьмём какое-то число переменных и будем считать,
    116. Действия образуются, во-первых, из множества наборов значений этих переменных, а также, что особенно важно, их порядка.
    117. Что значит значение переменной? Это либо да, либо нет, либо есть, либо нет, то есть это –истина и ложь. Но, если мы берем наборы переменных, то порядок в них постоянные. А у нас вся суть состоит в том, что разным действиям соответствует различный порядок переменных. Например, если под буквой понимать простое действие, то если задан алфавит букв, то им определяется множество действий, представляемых словами как объектами, представляющими собой последовательности букв.
    118. Для простоты можем ввести ограничение, состоящее в том, что действия образуются словами, имеющими одинаковую длину и различающимися только порядком различных букв.
    119. Конечно, можно допустить, что в слове могут встречаться одинаковые буквы, слова могут иметь разную длину. Но все это уже не будет иметь принципиального значения. Поэтому ограничимся сделанными ограничениями.
    120. Во-первых, действия разные, и во-вторых, они различаются только порядком. И естественно, каждому из порядков может быть присвоено имя или номер действия. Но тогда подобного же рода идею можно свести к сети и точками сети (объектам) т.о., что действия будут состоять из каких-то простых элементов.
    121. Если представим, что точно также объекты различаются друг от друга порядком своих элементов, то существо действий, которые осуществляются по отношению к ним, должны будут обладать, собственно говоря, одним свойством: способностью перемещать элементы в объектах. И с этим перемещением элементов будут изменяться свойства точек сети и их признаки.
    122. И, затем, можно ввести в качестве факта двойственность по отношению к объекту. То есть то, что он есть на самом деле, и то, как его сущность отражается, то есть как он выглядит. И здесь возможны любые варианты. И поэтому для того, чтобы понять, с какого рода объектом вы имеете дело в действительности,
    123. Следующий момент: это всё относится к объекту, к его выделению из множества других объектов, к его преобразованию из одних состояний (модусов) в другие. С другой стороны, из объектов наряду с их признаками связываются их свойства. А свойства объекта – это его способность определенным образом влиять на свойства других объектов, вызывая в них те или иные изменения. А это, по сути своей, уже выводит субъект как элемент реального мира из него и реальный мир предоставляется самому себе. И субъект в нём ничего не делает, только наблюдает за происходящим. Может быть, только опосредованно воздействует на действия одних объектов на другие и их взаимные преобразования.
    124. Что получается? Получается, что действие соотносится с объектом. Действие становится свойством объекта, не отделимо от него. Если так, то мы должны пойти и дальше и рассматривать действия объекта, во-первых, как реакцию на воздействия на него других объектов. Если же говорить об усложнении, то можно говорить, что для объекта существуют его внутренняя и внешние среды, и действия на объект вызывают изменения во внутренней среде объекта, которые вызывают в объекте напряжения, что, в свою очередь, вызывает ответную реакцию объекта во внешнюю среду с целью восстановления своего внутреннего состояния.
    125. И еще одно. Можно рассматривать объект как то, что характеризуется временем жизни. Во-вторых, жизнь объекта характеризуется изменениями его свойств и состояний. Вообще жизнь объекта заключается в переходе от предыдущих его состояний к последующим, и в этом заключается его цель жизни. Объект в течение жизни проходит ряд её стадий (форм).
    126. Для простейшего случая можем взять что-то в роде безусловного рефлекса, когда внешнее воздействие на объект вызывает его определенную реакцию на раздражитель во внешней среде.
    127. Шаламов как в воду глядел, и сегодня интеллигенция чешет пятки фрайерам. Добавить в путинскую Россию.
    128. Кроме того, с объектом связывается множество различных воздействий других объектов и, соответственно, множество реакций на них. Тогда можно говорить о совокупности состояний объекта в зависимости от воздействий на него. Но тогда воздействия на объект должны вызывать модификации объекта, выражающие его приспособление к объектам. Модификации объекта выражаются в перестроении его звеньев.
    129. Когда ты говорил о параллелизме объекта и его отражения, то этому соответствует структура ДНК с её двумя лентами, одна из которых, может быть, выступает в качестве критерия, а другая может изменяться под воздействием внешней среды. Однако в действительности двойственность в структуре ДНК выражает двойственность строения человека в целом с его левым и правым полушариями и т.д., и взаимодействием этих двух его противоположных сторон.