на главную страницу

Сокращения  слой sokr
Слой ist

Логика.

 

Тексты и пояснения и примечания к ним

 

 

 

  27. Человек всегда находится в определенной  точке пространства-времени, которая определяет его свойства, его мысли и т.д. И поэтому  мы оказываемся не только в определенном пространстве – времени, но мы также оказываемся в определенной точке истины, которая рассматривается как субъективный объект, соотносящийся с объективным и определяющий его и, в свою очередь, определяемый им.

Этот текст о параллелизме чувственного и логического, объективного и субъективного, внешне-чувственного и логического

 

Мы не будем путать мысль и реальность. Мысль - это мысль, и чувственные данные, а также чувственные конструкты, представляющие или моделирующие реальность - это вещи, которые так или иначе отождествляются с реальностью.
    Мысль 28. Два объекта, обладающие тремя истинностными значениями, равны трём объектам, обладающим двумя истинностными значениями.

    Здесь, очевидно, речь идет о сравнении этих двух вещей. Но раньше, чем делать это, нужно понять, что же это такое- истина, принимающая в качестве своих значений объекты.
Сократим мысль 28 до: Истинностные таблицы, представляемые двумя бинарными высказываниями,  равны (эквивалентны) таблицам  истинности, которые своими значениями имеют высказывания
Таблица 1
А В х
1 1 1 х1 ;
2 1 0 х2
3 0 1 х3
4 0 0 х4
Табл.2
И Л r
1 А А r1
2 А В r2
3 В А r3
4 В В r4

Таблица 1: столбец под №: номера (имена) наборов истинностных значений. А,В - бинарные переменные, представляющие высказывания, 1,0 - истинностные значения высказываний. х - оператор, хi, i=1-4 - истинностное значение оператора, r -отношение высказываний со стороны их содержания (объёма), ri|i:=1-4 - значения отношений

Что такое истинностное значение - это обозначение  отношения совпадения или не совпадения чего-то с чем-то, и при этом это - такое отношение, которое не учитывает частичного совпадения.  А это означает, что в случае частичного совпадения осуществляется поляризация т.о., что частичное совпадение либо рассматривается как полное совпадение, либо рассматривается как полное не совпадение. Т.о., здесь присутствует операция, с одной стороны, абстрагирования от того, что рассматривается в качестве не учитываемого остатка, и, с другой стороны, генерализация учитываемого на целое. Если мы обозначим эту сложную операцию как AG или ag, то, если мы высказывания будем обозначать прописными буквами латинского алфавита, а объекты высказываний - строчными, то получим выражение ag(а)=А, или в общей форме, обозначив через z переменную, принимающую значения объектов, и через Z- соответствующие им высказывания. то получим ag(z)=Z. Но в связи с этим у нас возникает вопрос: а каковы основания подобного рода операции. Ответ может заключаться, во-первых, в том, что это - операция, обеспечивающая возможность реализации действий. Всем известна проблема выбора, которая заключается в том, что для осуществления действия должен быть выбран его объект из множества объектов. На чем-то необходимо остановиться.  Если буриданов осел  колеблется между двумя одинаковыми охапками сена, то его действия оказываются блокированными. После того, как выбор сделан, соответствующие эффекторные пути открываются, и действие совершается. Но наряду с этими двумя противоположными состояниями существует бесконечное множество переходных состояний, и что касается последних, то они представляют особый интерес  в том отношении, что выбор одной стороны оказывается затормаживаем другой стороной. Этот закон имеет всеобщий характер, он действует, к примеру, как в технике, так и в психике. Отношение, которое здесь выполняется, подобно наличию пружины: выбор сделан, начались действия в одном направлении. Но эти действия сжимают противоположную пружину, и тогда вследствие инерционных процессов в какой-то момент сила сопротивления пружины преодолевает действующую силу, и процесс идет в противоположном направлении. При этом, если допустить, что система энергетически не подпитывается, то возникнут затухающие колебания. Если же представить, что подпитка обусловливается энергетическим импульсом, который выдается при  некоторой определенной силе сжатия пружины, то будут получены незатухающие колебания  одной амплитуды. Примером этого рода колебаний могут быть колебания Настасьи Филипповны между князем Мышкиным и Рогожиным. В этом случае исходное состояние может рассматриваться как состояние равновесия, а отклонение от него как рассогласование, которое так или иначе, но вызывает реакцию, направленную на восстановление равновесия. Отсюда следует, что, применяя операцию AG, мы тем самым уже вводим в систему рассогласование, и для того, чтобы действие могло быть осуществлено в полной мере, необходимо делать "абсолютный" выбор. Ленинский партийный принцип демократического централизма, согласно которому  демократическое обсуждение проблемы до принятия решения партией и безусловное подчинение всех членов партии принятому решению как раз и обеспечивает ничем не затормаживаемое действие. В этом видели действенность руководящей роли партии. Но в этом же заключен также и недостаток. Если действует принцип демократического централизма в иерархической системе, то процессы принятия решений  оказываются связаны с длиннейшей цепочкой  согласований от нижестоящих организаций к вышестоящим. И это приводит к неэффективности, грубости действия обратной связи, к созданию противоречий, связанных уже с предпринимаемыми действиями, что порождает самые грубые настройки. Т.о. мы вышли к огромной проблеме, связанной с операцией AG.
    Вывод, который мы делаем, заключается в том, что воспринимаем мы реальность на основе чувства, но действуем в ней на основе слова, и чувственные данные и эти же данные, отраженные в слове- это разные вещи. В слове всегда оказывается, с одной стороны, меньше, чем в чувстве, и, с другой стороны, больше, чем в чувстве, и это обусловлено тем, что часть чувственных данных мы отбрасываем, выносим за скобки, делаем вид, что их не существует, хотя и знаем, что они существуют, и, с другой стороны, распространяем на целое свойства его части.Замечание
    Значит, когда в таблице истинностных значений мы смотрим на  значения 1, 0, которые способна принимать переменная высказывания, то тот выбор, который мы делаем, представляет собой по сути своей некоторый вектор, некоторую силовую линию. Действительно, из сказанного выше следует, что всякая реальность существует сама по себе, и она не истинна и не ложна. Но при этом реальность рассматривается в качестве актуального образования, и, следовательно, рассматривается в качестве того, что является статическим, неизменным. Но реальность есть единство актуального и потенциального, статичности и движения. В этой реальности субъект, являющийся её частью, выделяет какие-то стороны, которые он определяет как истинные, и какие-то стороны, которые он определяет как ложные. При этом то, что им принимается в качестве истинного, рассматривается как то, что должно быть утверждено, и то, что рассматривается в качестве ложного, рассматривается как то, чего не должно быть, что отрицается. И между этими двумя сторонами, между тем, что утверждается, и тем, что отрицается, выполняется отношение дополнения. Если мы имеем универсальный класс I, по отношению к которому осуществляется дихотомическое деление и образование тем самым двух взаимоисключающих множеств А и В, то  этим самым задается противоречие и, следовательно,  задается движение, которым обусловливается отрицание одним множеством другого множества, стремлением одного из множеств распространиться на универсальный класс. Но при этом процесс таков, что процесс распространения одного из двух взаимоисключающих множеств на универсальный класс ведет не к уничтожению противоположного множества, а к его снятию, которое может быть понято как регрессия множества в идею и потерю им материальных элементов в качестве положенных, уход, т.ск., соответствующей реальности в подполье, это с одной стороны. С другой стороны, здесь действуют законы отношения подчиняющего и подчинения, власти и подвластного, и борьбы между этими противоположными сторонами за власть. А это означает вопрос: какое из противоположных множеств целого является целью этого целого, и какое - средством. Т.о., целое представляется формой единства образующих его противоположных множеств. 
  Множества и классы Множество представляет собой всякое произвольное множество объектов и является по отношению к классам родовым понятием. К классам относятся структурированные ( например, посредством дерева) ,множества, и с понятием классов связывается понятие связности противоположных множеств. Другими словами, за понятием классов всегда стоит призрак противоположности. Под противоположными множествами понимаются множества, полученные посредством дихотомического деления, но не только. Формально дихотомическое деление представляет собой деление множества на два подмножества, такие, что элементы одного подмножества обладают некоторым свойством, которым не обладают элементы другого подмножества и в этом смысле одни элементы выступают относительно других элементов в качестве голого отрицания последних. Однако с содержательной стороны  отношение отрицания признака связано с порождением соответствующего противоположного признака у отрицаемых элементов. А это означает, что всякому признаку соответствует дополняющий его противоположный признак, и на самом деле мы всегда имеем дело с формой единства, формой равновесия двух противоположных признаков. В связи с этим, может быть сформулирован закон содержания, который гласит, что отрицание некоторого свойства у некоторых элементов ведет к порождению некоторого положительного дополняющего свойства относительно утверждаемого свойства. Например, если мы возьмём СССР и посмотрим на логику его развала, то она была вызвана явным тезисом "не должно быть бедных", который неявно заключал в себе стремление к обогащению выставивших этот лозунг субъектов, и этот лозунг был дополнен противоположным лозунгом: основой существующей социалистической системы является лозунг: "не должно быть богатых"  Т.о., социализму приписывалась силовая линия на всеобщее обнищание.  Целью социализма является построение т.н. бесклассового общества. А это общество, не предполагающее существования богатых и бедных. Богатые и бедные - это песня из другой оперы, оперы классового общества.  И поэтому, с одной стороны, приписывание социализму буржуазного классового тезиса "все должны быть бедными" и противопоставление ему стремления к богатству  в форме лицемерного лозунга "все должны быть богатыми" создало силовую линию на поляризацию в обществе, реализация которой привела к  поляризации богатства и бедности, к тому, что блага, при социализме равномерно распределенные в обществе, скопились на одной стороне, принадлежащей  небольшой части общества,  а это тем самым породило нищету его подавляющей части.
 Логика номинализма. Номинализм порождает формализм. А формализм - это буржуазный способ отношения к реальности, который гласит: всё определяется формой, и любое содержание порождается формой. Форма первична, содержание вторично. Изменение формы порождает нужное содержание. Поэтому может быть посредством формы получено любое содержание. А это означает не что иное, как определение любого содержания выгодной для буржуазии формой. Содержание не должно обладать собственной формой. Форма содержанию привносится извне и определяет содержание. И благодаря этому истина преобразуется в ложь, и логика реальных процессов преобразуется в их антилогику, которая определяется частными интересами.
 Метазамечание  Что, если за словом видеть не понятие, а образ.
    1. Что значит за словом видеть понятия? это значит за словом видеть другие слова, то есть определение слова через другие слова. Но это движение содержит в себе принцип бесконечности, поскольку, если допустить, что слова определяются через слова, то это с неизбежностью приведет ко всевозможным кругам, когда в конечном счете слова будут определяться друг через друга. Поэтому движение среди слов где-то должно заканчиваться в не определяемые далее слова через слова. Должен быть выход в чувственную реальность. Но если некоторое слово непосредственно выходит в некоторую реальность, то это означает, что также и слова, определяемые через это слово, также должны выходить в некоторую реальность и иметь собственное, лишь им присущее содержание в этой реальности.
    2. Например, человек суть животное. Какой образ животного? Нет такого образа, и в качестве его образа выступает образ слова и, соответственно, ощущение слова, которое и представляет животное «как его сущность». Абстрактные понятия не имеют образа в виде картинки, но они могут быть представлены в виде примера конкретного, представляющего общее, подобно тому, как золото является представителем любого товара. Это что-то в роде: животное – это, например, комар, или корова, которые обмениваются на свинью, вирус и т.д..
    И начинается  выделение  общих признаков, характеризующих класс животных ("живот", живот как принцип жизни, живое существо): то, что способно к самодвижению, к саморегенерации и т.п. А что всё это означает? это означает, что все те объекты, которые первоначально выделяются как некоторая определенная форма, как вещь, все эти объекты, всё их громадное множество, постепенно теряет свои определенные очертания, и начинает отражаться в соответствии со свойствами их признаков.
    Признаки – это указатели на свойства. Поэтому, говоря признак, мы подразумеваем свойство. По признакам мы различаем предметы, но также и судим об их свойствах. Но свойства – это способность объекта воздействовать на объекты, вызывая в них определенные изменения. И отражается в их изменениях. Объект воздействует на объекты в соответствии со своими свойствами, и никак иначе он воздействовать не может. 
    В настоящем случае имеется ввиду воздействие объекта на субъект как отражающую его машину постольку, поскольку его воздействия изменяют состояния этой машины. И т.о. образу объекта в субъекте, непосредственно представленному его признаками, соответствуют в субъекте его свойства как отражение субъектом в своих состояниях способов действия объекта на субъект, и объект и определяется тем, в какого рода состояния он способен приводить субъект. Тем самым субъект оказывается универсальной отражающей машиной, во-первых, со стороны объективных свойств объекта, и во-вторых, со стороны значений этих воздействий для субъекта, через которые и определяется сущность объекта для субъекта. Объект является субъекту в виде своих признаков и превращается для субъекта в сущность в виде своих свойств.
    3. Но свойство также для субъекта проявляется в виде некоторого образа и, следовательно, в виде некоторой картинки. Но при этом эта картинка может представлять собой «внутреннюю» картинку в виде преобразования испытываемых субъектом ощущений в видео, аудио или иные образы сенсорных систем, отражающих внешние воздействия, которые благодаря этому превращаются для субъекта из испытываемых им внутренних (проприоцептивных в противоположность, например, внешним кожным) ощущений в объекты. Здесь же заключается и тайна проекции внутреннего на внешнее, которая заключается в преобразовании данных проприорецепторов, связанных с внутренними состояниями (скелетно --мышечной системы) во внешние образы, которые производятся сенсорными системами, отражающими вне субъекта существующие объекты. Т.о., как проекция внутренних ощущений во внешние образы связана с перекодировкой данных кинестетических ощущений, то есть данных кинестетической сенсорной системы в данные  видеосенсорной и т.д. систем.
    4. Но справедливо также и обратное - перекодировка данных внешних сенсорных систем во внутреннюю, и в результате этого объект для субъекта перестает выступать в форме объекта и превращается в его собственное ощущение.
   5.  Сама по себе картинка – это картинка, и она представляет вне нас существующие объекты. Но за всякой картинкой присутствует её (субъективное отражение) ощущение.
    6. Есть еще одна вещь. Есть представление отношений. Т.о. это - в точности в соответствии с двумя видами рефлексов: как там есть раздражители и отношения между ними, так и здесь есть картинки и отношения между картинками.
    7. Стоит вспомнить о том, что нейроны функционируют по принципу «да-нет». Но точно также ведь и рефлекс функционирует по принципу «да-нет» Однако сам этот принип «да-нет» оказывается замешан на статистике. Это означает, что условный рефлекс представляет собой такого рода черный ящик, входы которого определяются статистическими, или вероятностными закономерностями, тогда как на выходе мы получаем реакции в виде «да-нет». На входе мы имеем отношение между условным и безусловным раздражителями, а на выходе либо реакцию на условный раздражитель, либо её отсутствие. На входе мы имеем непрерывность, на выходе – дискретность. В рефлексе мы получаем. т.о. , механизм формирования из непрерывно текущей реальности дискретные единицы, которыми существенно также обусловливается инерционность системы относительно её изменений и, значит, её гистерезис.
    7.1 Вход представляет собой данные об отношении между раздражителем и подкреплением. При этом мы в качестве отдельно взятого опыта можем получать либо полное, либо частичное удовлетворение. Если это полное удовлетворение, то вопросов не возникает. Но если это - частичное удовлетворение, то логика его такова, что оно потребует действий, направленных на дальнейшее удовлетворение. Если вас удовлетворяет женщина, вы не станете искать другую. А если не удовлетворяет... Собственно, вопрос связан с единством прерывного и непрерывного. Если на входе черного ящика, связывающего условный и безусловный раздражители, по единице, то результатом этого отношения будет удовлетворение потребности и снятие раздражения потребности. Если частичное, то и удовлетворение будет частичным.
    8. Если мы сравним условный и инструментальный рефлексы, то всё различие между ними будет заключаться в том, что в условном рефлексе условные раздражители на зависят от живой системы, тогда как инструментальный рефлекс «производит» их посредством осуществления соответствующих действий. Т.о. условный рефлекс связан с пассивным, инструментальный рефлекс – активным состоянием живой системы. Но, с другой сторону, условный характер раздражителей определяет содержание инструментальной деятельности живой системы.
9. Разным типам условного рефлекса – я имею ввиду тип рефлекса, которым формируется отражение раздражителя, и второй тип рефлекса, которым формируются новые связи между раздражителями, соответствуют разные формы (способы) мышления – последовательное в первом и параллельное во втором до тех пор, пока этот процесс не осознан и протекает поэтому на естественном, чувственном уровне. Осознание этого процесса отношения переворачивает. Тогда второй  тип мышления  начинает представлять собой мышление ассоциативное, обеспечивающее переходы от одних идей (раздражителей) к другим. Второй  тип мышления представляет объект сразу, целиком, как некоторое системное отношение. И этот последний имеет в качестве своего основания первый тип рефлекса.