на главную страницу
визитка
темы
В анализе случайные переживания играют главную роль, он побеждает их
почти без остатка; предрасположение же проявляется за его спиной как нечто
такое, что пробудилось благодаря переживанию, но значение которого выходит
далеко за пределы области психоаналитической работы.
Такая зе
зависимость господствует в отношении между онто- и филогенезисом. Онтогенезис
можно рассматриваться как повторение филогенезиса, поскольку филогенезис не
изменяется благодаря свежему переживанию. Филогенетическое предрасположение
проявляется за спиной онтогенетического процесс, но по существу предрасположение
представляет собой осадок прежнего переживания рода, к которому присоединяется
более позднее переживание отдельного существа в виде суммы случайных моментов.
Артур Шопенгауэр уже давно указал людям, насколько их действия и мысли
предопределяются сексуальными стремлениями в обычном смысле слова;
Факт половой потребности у человека и животного
выражают в биологии тем, что у них предполагается "половое влечение". При
этом допускают аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего
слову "голод" обозначения не имеется в народном языке; наука пользуется словом
"либидо".
Введем два термина: назовем лицо, которое внушает половое влечение,
сексуальным объектом, а действие, на которое влечение толкает,
сексуальной целью; в таком случае точный научный опыт показывает, что
имеются многочисленные отклонения в отношении обоих, как сексуального объекта,
так и сексуальной цели, и их отношение к сексуальной норме требует детального
исследования. Но: встречаются мужчины, сексуальной целью которых являются
мужчины, и женщины, сексуальной целью которых являются женщины. Такие лица
называютсяинвертированными, а сам факт - инверзией
a). Абсолютно
инвертированные; объект - того же пола. Противоположный объект не вызывает
желания или вызывает отвращение.
б). Амфигенно инвертированные
(психосексуальные гермафродиты) - сексуальное влечение независимо от пола.
в.) Случайно инвертированные. Недоступность сексуального объекта
противоположного пола ведет к соитию с объектом того же пола.
Психологическое отношение инвертированных к своей инверзии: принятие
как нормы; отрицание, непринятие, рассмотрение как отклонения (болезненной
навязчивости)
Временные отношения - могут быть какими угодно: инверзия может быть
изначально, периодически возикающей и т.д. Важный момент - возникновение
инверзии после неудачных опытов с нормальным объектом.
Ряды Между
нормой и инверзией лежат все возможные формы перехода от одной к другой.
Влияние инверзии
1. Инверзия встречается у лиц, у
которых не наблюдается никаких серьёзных отклонений от нормы.
2. Работоспособность которых не нарушена, которые отличаются даже
особенно выскоким интеллектуальным развитием и этической культурой.
3.У древних народов на высшей ступени развития инверзия - частое
явление, почти институт.
В современном мире климат и
раса оказывают влияние на распространение инверзии.
Объяснения инверзии Идея бисексуальности.
Существование вторичных и третичных половых признаков в норме и инверзии.
Инверзия - женский мозг в мужском теле. (сейчас можно говорить об отличии
женского мозга от мужского; это можно связывать с поляризацией при которой
работает либо одно, либо другое полушарие (мужской тип), либо же тесно
взаимодействуют между собой оба полушария, вследствие чего человек может делать
"два дела", например, и выполнять собственную работу, и слышать, о чем говорят
другие - женский тип. Соответственно этим признакам должна иначе функционировать
и чувствовать и реагировать нервная система в целом, её способы настройки на
окружающее)
Теория психического
гермафродитизма предполагает, что половой объект инвертированных противоположен
объекту нормальных. Инвертированный мужчина не может устоять перед очарованием,
исходящим от мужских свойств тела и души, он сам себя чувствует женщиной и ищет
мужчину.
Но хотя это и верно по отношению к целому ряду
инвертированных, это далеко не составляет общего признака инверзии. Не подлежит
никакому сомнению, что большая часть инвертированных мужчин сохраняет
психический характер мужественности, обладает сравнительно немногими вторичными
признаками другого пола и в своем половом объекте ищет в сущности женских
психических черт. Если бы было иначе, то оставалось бы совершенно непонятным,
для чего мужская проституция, предлагающая себя инвертированным, - теперь, как и
в древности, - копирует во всех внешних формах платья и манеры женщин; ведь
такое подражание должно было бы оскорблять идеал инвертированных. У греков, у
которых в числе инвертированных встречаются самые мужественные мужчины, ясно,
что не мужественный характер мальчика, а телесное приближение его к женскому
типу, так же, как и женские душевные свойства его, робость, сдержанность,
потребность в посторонней помощи и наставлении, разжигали любовь в мужчине. Как
только мальчик становился взрослым, он не был уже больше половым объектом для
мужчины, а сам становился любителем мальчиков. Сексуальным объектом,
следовательно, в этом, как и во многих других случаях, является не тот же пол, а
соединение обоих половых признаков, компромисс между душевным движением,
желающим мужчину и желающим женщину при сохранении условия мужественности тела
(гениталий), так сказать, отражения собственной бисексуальной природы.1
Более определенными оказываются отношения у женщины, где активно
инвертированные, особенно часть из них, обладают соматическими и душевными
признаками мужчины и требуют женственности от своих половых объектов, хотя и
здесь, при более близком знакомстве, вероятно, окажется большая пестрота
отношений.
Теперь возникает вопрос об условиях возникновения того, что можно назвать
сексуальным влечением. Что необходимо для того, чтобы между двумя людьми
возникло сексуальное влечение? Какими вторичными половыми признаками они должны
обладать? по-видимому, они должны обладать поляризацией признаков, характерной
для полов, которая относится как к физическим, так и психологическим свойствам
объектов, свойствам. которые связываются, с одной стороны, с их мужественностью,
с другой - женственностью. Я при этом имею ввиду то, что можно называть
психологическим влечением, притяжением в противоположность физиологическому,
связанному с ощущением напряжений, в котором разнополые существа занимаются
сексом как средством разрядки физиологического напряжения..
При инверзиях
сексуальная цель не является однородной.
У мужчин половое общение per
anum далеко не совпадает с инверзией; мастурбация также часто составляет
исключительную цель и ограничения сексуальной цели – вплоть до одних только
излияний чувств – встречаются здесь даже чаще, чем при гетеросексуальной любви.
Сюда же относятся ряды такого рода, когда для удовлетворения целостной
сексуальной цели используются разные сексуальные объекты: например, у мужчин
одни женщины - для удовлетворения чувственности, другие - для удовлетворения
чувств в условиях, когда физический объект оказывается неспособен
удовлетворить потребность в отношении "потребностей чувств души". И,
соответственно, обратно. Всё это явления одного ряда, представляющие своего рода
специализацию.
И у женщин сексуальные
цели инвертированных разнорядны; особенным предпочтением, по-видимому,
пользуется прикосновение слизистой оболочкой рта.
Что касается применения последней, то следует иметь ввиду два функционально
различных её применения: одно - собственно сексуальное, ведущее к половому
возбуждению, своего роде "накачке" сексуального напряжения ради последующего его
разряда, и второе - "нежное" (Ребеное ударился, и мама целует ушибленное место)
Обратите внимание на то, что сексуальное удовлетворение состоит из двух частей -
первой части, связанной с повышением сексуального напряжения, и второй частью -
его разрядом.
Представление о существующей жесткой спайке между сексуальным влечением и сексуальным объектом, т.ск., о врожденный связи между ними, оказывается под сомнением. Половое влечение первоначально не зависит от объекта и не обязано своим возникновением его прелестям. Это последнее положение также может быть подвергнуто критике, так как с первого дня рожденя на субъект действуют всевозможные сексуальные объекты. Но, разумеется, здесь присутствуют две стороны: сексуальность, характеризующая врожденные свойства субъекта, и объекты, на которые она способна разряжаться.
Примечание.
1. Хотя психоанализ до сих пор не дал объяснения
происхождению инверзии, он все же открыл психический механизм ее происхождения и
значительно обогатил вопросы, которые приходится принимать во внимание. Во всех
исследованных случаях мы установили, что инвертированные в более позднем
возрасте проделали в детстве фазу очень интенсивной, но кратковременной фиксации
на женщине (большей частью на матери), по преодолении которой они отождествляют
себя с матерью и избирают себя самих в сексуальные объекты; т. е. исходя из
нарцизма, ищут мужчин в юношеском возрасте, похожих на них самих, которых хотят
любить так, как любила их мать.
(Следует различать две взаимосвязанные между собой вещи: отождествление и
противопоставление (объективирование), когда эти две операции оказываются
взаимосвязаны друг с другом. Например, отношения мальчика с матерью. Здесь
всегда присутствуют
две вещи: во - первых, фактор отождествления себя с матерью, отражение её
действий, её чувств. и поскольку происходит этого рода отождествление, мальчик
приобретает женские черты, чувствования, рассуждения и пр. А в таком случае
возникает также и женское отношение к мужчинам, и ощущение себя женщиной. И
противоположное отношение - противопоставление себя матери как женщине,
исполнение мужской роли. Это связано, соответственно, с отношением также матери
к мальчику: воспитывает ли она в нём мужское или женское отношение к себе. Что
это значит: видит ли сама мать в мальчике то же, что она сама, а фактически -
девочку. Либо же она выступает по отношению к нему в качестве женщины, и тогда
она пробуждает в нём, соответственно, мужские инстинкты.)
Далее мы часто находили, что кажущиеся инвертированными никоим образом не были
нечувствительными к прелестям женщины, а постоянно переносили на мужские объекты
вызванное женщинами возбуждение. Таким образом они всю жизнь воспроизводят
механизм, благодаря которому появилась их инверзия. Их навязчивое устремление к
мужчине оказалось обусловленным их беспокойным бегством от женщины.
(Опять-таки, что понимается под словами "бегство от женщины" у
интровертированных, с чем связано стремление видеть в мужчине женщину? Всё дело
в том, что женская природа с её психологической стороны самым существенным
образом отличается от мужской. У мужчины существует сексуальное стремление к
женщине, структура психики которой такова, что она функционирует по законам,
противоречащим работе психики мужчины, тем самым нарушает её работу. (То же,
очевидно и с другой стороны, характерно для женского отношения к мужской
психике) Поэтому интроверзия в этом смысле является компромиссом между
сексуальным влечением и сохранением адекватности половой психологии.
Сексуальное, любовное отношение вообще, за весьма редкими исключениями, снижает
интеллектуальные характеристики субъектов с обеих сторон))
Психоаналитическое исследование самым решительным образом противится
попыткам отделить гомосексуальных от других людей как особого рода группу.
Изучая еще и другие сексуальные возбуждения, а не только открыто проявляющие
себя, оно узнает, что все люди способны на один выбор объекта одинакового с
собой пола и проделывают этот выбор в своем бессознательном. Больше,
привязанности либидинозных чувств к лицам своего пола играют, как факторы
нормальной душевной жизни, не меньшую, а как моторы заболевания большую роль,
чем относящиеся к противоположному полу.
(Это положение является важным вот в каком отношении: что значит привязанность
либидозных чувств к лицам своего пола? Это отношение отождествления,
психологическоие осознание и определение себя как принадлежащего к определенному
полу, развитие чувств, ощущений, свойств как всего того, что делает вас
соответствующим своему полу. В связи с этим, когда мы говорим о либидо, нам
необходимо выделять в нём две противоположные вещи, условно говоря, две
противоположные энергии - энергию отождествления, скажем так, положительную
энергию, которая связана с половым отождествлением. Это отношение отличается от
нарциссизма тем, что в нарциссизме субъект отождествляет себя с самим собой, в
рассматриваемом случае он отождествляет себя со своим полом как своим родом; он
формирует у себя чувства, мысли, действия и т.п., характерные для своего пола. И
у него формируются отношения и чувства, связанные с его принадлежностью к
одному, к чему-то такому же, как он сам. И эти отношения являются отношениями
дружественности, объединенности, если хотите, ощущениями братства и в то же
самое время оторжения, отвержения всех тех признаков, которые характерны для
противоположного пола. Этим достигается поляризация свойств полов. Конкурентная
война между лицами одного пола возникает в условиях борьбы за сексуальное
обладание лицами другого пола. Отрицательный аспект либидозной энергии связан с
одной стороны, противопоставлением другому полу как другому,
противоположному, и в то же самое время это же самое отношение к другому полу
"вырывает" субъекта из рядов братства с собственным полом ради союза с
противоположным. В результате этого частичка общего превращается в единичную,
связанную с единичной частичкой противоположного пола, поскольку речь идет о
моногамии и поскольку это является условием воспроизводства жизни. Два
противоположных лагеря разбиваются на множество целостностей, образованных
лицами противоположного пола. )
Психоанализу, наоборот, кажется первичной независимость выбора объекта от пола
его, одинаково свободная возможность располагать как мужскими, так и женскими
объектами, как это наблюдается в детском возрасте, в примитивных состояниях и в
эпохи древней истории; и из этого первичного состояния путем ограничения в ту
или другую сторону развивается нормальный или инвертированный тип. По смыслу
психоанализа исключительный сексуальный интерес мужчины к женщине является
проблемой, нуждающейся в объяснении, а не чем-то само собой понятным, что имеет
своим основанием химическое притяжение. Решающий момент в отношении
окончательного полового выбора наступает только после наступления половой
зрелости и является результатом целого ряда неподдающихся еще учету факторов,
частью конституциональных, частью случайных по своей природе. Несомненно,
некоторые из этих факторов могут оказаться настолько сильными, что имеют
соответствующее решающее влияние на эти результаты. Но в общем многочисленность
предопределяющих моментов находит свое отражение в многообразии исходных картин
явного сексуального поведения людей.
Подтверждается,
что у людей инвертированного типа в общем преобладают архаические конституции и
примитивные психические механизмы.
(Два предшествующие абзаца - это характерные для Фрейда слова "ни о чем", tabula
rasa, простое удаление, не рассмотрение, отрицание существующего опыта как якобы
недостоверного.)
Самыми
существенными признаками их кажется влияние нарцистического выбора объекта и
сохранение эротического значения анальной зоны.
(Стоит указать на следующее: Представим себе некую программу, которая
последовательно разворачивает свои элементы т.о., что каждый из её содержательно
значимых блоков разворачивается в действующую схему постольку, поскольку находит
условия для этого. Если такие условия не находятся, то актуализации такой схемы
не происходит и в дальнейшем, когда возникают условия, эта программа не
работает. Другими словами, если упущено время, отведенное для актуализации
программы, то соответствующий способ реагирования оказывается для субъекта
недоступным. Следующее правило, которое нам следует допустить, это правило
развития. Оно состоит в том, что такая программа, реализующая
последовательность своих элементов, реализует некую целостную функцию, такую,
что между реализуемыми ею элементами существует структурная связь, такая, что
последующий элемент надстраивается над предыдущим и его нормальное
функционирование возможно лишь при условии нормального функционирования всех
предшествующих (предлежащих) ему элементов. В силу этого обстоятельства
отсутствие актуализации какого-то элемента ведет к неадекватному
функционированию системы программы в целом. Следующее предположение, которое
можно сделать, может быть связано с правилом, которое заключается в том, что
если предшествующий элемент не актуализирован, то невозможно актуализация
последующего. Но пока эту возможность мы не будем имть ввиду.
Актуализация:
Под актуализацией элмента программы нами понимается создание рефлекторного
механизма, соответствующего наличным раздражителям.
Построение
программы: Отсюда мы получаем принцип построения программы: в качестве
предшествующих элементов выступают такие, которые используются, применяются в
последующих. Но тогда предшествующее выступает в качестве средства реализации
последующего. Но понятие средства принадлежит цели. Значит, в качестве исходного
должна выступать некая цель как идеальное представление её реализующей функции,
которая, в свою очередь, определяется потребностью. Поэтому исходным пунктом
является какая-то потребность, которая не реализуема при данных условиях внешней
и внутренней среды субъекта. Отсюда получаем движение от существующей
потребности к представлению о функции (машине, рефлекторной (функциональной)
схеме, которая способна её выполнить и созданию соответствующих средств во
внутренней и внешней среде субъекта для её реализации. Т.о. мы идем от идеи к
реальности и затем от реальности - к материализации идеи.)
Но нет никакой пользы
Здесь важен критерий, который применяет Фрейд: он исходит из пользы того или
иного положения для исследования, для получения новых результатов. Сами эти
общие положения создаются с этой целью. И, точно также, все те общие положения,
какими бы общепринятыми они ни были, не берутся в расчет, если они не работают
на получение новых результатов. в том, чтобы на основании таких
конституциональных свойств отделять крайние типы инвертированных от остальных.
То, что находится у таких крайних типов, как, по-видимому, вполне достаточное
обоснование их ненормальности, можно также найти, только менее сильно
выраженным, в конституции переходных типов и у явно нормальных. Различие в
результатах по природе своей может быть качественного характера:
анализ показывает, что различие в
условиях только количественное. Среди факторов, оказывающих
случайное влияние на выбор объекта, заметим, что мы нашли запрещение
(сексуальное запугивание в детстве) и обратили внимание на то, что наличность
обоих родителей играет большую роль.
Здесь речь идет о том, как при каких условиях количественные изменения переходят
в качественные, с одной стороны, и, с другой, как можно создавать из разных
качеств ряды, за которыми видеть количественные изменения общего каждому
элементу ряда основания.
Отсутствие сильного отца в детстве нередко благоприятствует инверзии.
Необходимо, наконец, настаивать на требовании, чтобы проводилось строгое
различие между инверзией сексуального объекта и смешение половых признаков у
субъекта. Известная доля независимости совершенно очевидна и в этом отношении
Fereczi требует строгого различения, по крайней мере по
отношению к двум типам субъектгомоэротика, чувствующего и ведущего себя как
женщина, и объектгомоэротика, абсолютно мужественного и заменившего женский
объект объектом одинакового с собой пола.
И по признании этих двух
типов необходимо прибавить, что у многих лиц смешивается известная доля
субъектгомоэротики с некоторой частью объектгомоэротики.
Если
исходить из половой бисексуальности, то следует допустить, что связь между
противоположными полами в психологическом плане предполагает связь между их
мужскими и женскими частями. При этом возникает две возможности: отношение на
основании тождества, и отношение на основании противоположности. При этом
следует полагать, что снятое в поле является снятым и в отношении, и положенное
в поле является таковым и в отношении. Тогда мы получаем следующее: положенные
стороны: физическое отношение мужчины и женщины. Идеальное отношение - идеальное
мужчины в женщине и идеальное женщины в мужчине. Первое отношение принадлежит к
чувственной, физической стороне, к id, второе отношение принадлежит ego. В этом
случае мужское в женщине и женское в мужчине где-то должны пересекаться:
благодаря женскому в мужчине мужчина способен в какой-то мере понимать женщину,
как и мужское в женщине позволяет ей понимать мужчину. Мы, следовательно, в этой
части переходим от чувственного отношения к понятийному. Т.о. мужчина и женщина
остаются мужчиной и женщиной, остаются противоположностями. И отношения между
ними поддерживаются благодаря их взаимопониманию.
Теперь представим себе, что отношения между мужчиной и женщиной
осуществляются на основании принципа тождества. Тогда женщина должна искать в
мужчине женское, а мужчина должен искать в женщине мужское. Но если эта сторона
является положенной, то с необходимостью возникнет сбой, при котором человек
окажется переориентирован на собственный пол, так как в нём эти признаки
выражаются более сильно, чем в противоположном поле.
Но при каких
условиях такое отношение может возникнуть? Только в том случае, если у женщины
мужская составляющая является более сильной, чем женская, либо в мужчине женская
составляющая пола оказывается более сильной.
Следует остановиться и
еще на одной вещи. Существует довольно тесная связь между психологической и
физиологической составляющими.