на главную страницу
визитка
темы
1. Ага, я понял, в чем заключалась твоя ошибка
при подходе к Нелли. Ты начал не с реальности, не с того бессознательного
чувства, которое в тебе было, а с её, реальности, понятия, то есть того,
что из тебя пытались сделать другие. А как раз это бессознательное чувство и
бессознательное отношение к происходящему и было твоим реальным содержанием, всё
же остальное относилось к манипуляции твоими рефлексами со стороны, а сделать
это было куда как просто в силу существовавшего у тебя в то время разрыва между
полушариями и абсолютного доминирования левого полушария. Отсюда у тебя позиция
наблюдателя и действия в реальности соответствии с понятиями, которые
формировались закладываемыми в тебя программами. Ведь когда тебе что-то говорят,
то воспринимается это двумя полушариями, однако воспринимается это по-разному:
если восприятие левого полушария критично, то правое воспринимает всё
буквально. Так как правое полушарие у тебя было вытеснено, то
в качестве реальности ты воспринимал то, что проходило у тебя через
словесный уровень. Реальное же содержание было тобой вытеснено; оно не
осознавалось, и являлось тебе в виде неотпускающего тебя гнетущего чувства. Не
случайно же в связи с этим было высказывание удивленной Нелли: "Я поражаюсь, что
тебе ни скажешь, ты всё принимаешь за правду" У тебя в то время не было
собственной реальности. Потому у тебя и возникла своеобразная ситуация: с одной
стороны, кто-то посторонний создавал для тебя твою внутреннюю реальность, и ты
следовал ей до определенного какого-то пункта, т.ск., ограничителя, переступать
который ты, к счастью, никому не позволял.
2. А тут еще ты
начал с писем Нелли, и к тому же решил быть "сугубо объективным", то есть опять
стал на прежнюю позицию восприятия манипуляций, и у меня, как у объективиста, и
возникла тогда мысль, что де "никто не виноват" Но это пока ты читал письма
своим левым теоретическим полушарием, но ведь эта информация должна была
опуститься в правое полушарие, и когда она опустилась, до меня всё дошло, и
когда это до меня дошло, в душе своей я убил Нелли. И её не стало.
3.
-Итак, мы можем перейти ко второй части истории.
-Это к письму-то
Зоренко?!
-Совершенно верно!
-Ну, да, поднимаюсь домой,
надрываю конверт и вынимаю письмо. А в письме написано: "Здравствуй, тезка! Я
перебирал Неллины вещи, и наткнулся на твои письма" И дальше Зоренко
рассказывает о том, что они с Нелли (я дома её Леной зову -доверительно сообщает
он подробности) поженились тогда-то, и начинает характеризовать Нелли
нелицеприятным образом, говоря, что она корыстна, расчетлива, не пропускает не
то что ни одного мужчины, но даже с солдатами заигрывает и т.д. и т.п.
-Я не понял. Это что, он, значит, нашел твою связку писем, и так спокойно и
даже доверительно с тобой разговаривает?"
- А ты посмотри на Неллино
письмо. Мои были выдержаны в таком же духе. Письма друзей- приятелей. В них нет
и намека на чувства и уж тем более чувственность.
4.
-Объективироваться, я вижу, от этого материала у тебя не получается. У тебя как
была там рана, и она так и осталась. Это не от тебя ли я слышал, что во всё
время отношений с Нелли ты чувствовал себя несчастнейшим человеком.
-Никогда я этого не говорил. А если вчера это и вырвалось, так это "так"
-Понятно, что "так". Я хочу сказать, что если ты чувствовал себя
несчастнейшим человеком и продолжал оставаться им, то, значит, было что-то
положительное в ваших отношениях, что, несмотря ни на что, компенсировало твою
несчастность.
-Да говорю же я тебе, что я не был несчастным. Знал бы
ты, как я ожидал приезда её в Ростов на сессию, чтобы увидеть её. Когда я её
видел, её красоту, я был счастлив, и мне больше ничего не нужно было, и этого
мне хватало до следующей сессии. Она же была как произведение искусства. Вечно
она рожу намажет всякими ихними помадами. Я говорю: зачем ты это делаешь, ведь
без этого ты красивее.
-Так ты что, ценитель произведений искусства?
-Ну, похоже, что так.
-И у меня такое ощущение, что ты хотел, чтобы
это произведение искусства принадлежало тебе?!
-Нет, всё сложнее. Ведь
на самом деле я был равнодушен к ней и не хотел её. В этом отношении я напоминал
в то время Пьера Безухова в его отношении к Элен. А вот программой, которая была
в меня запущена, определялось, что я должен стремиться к этому. Это было как бы
заданная мне извне установка. На счастье, опыт владения этим произведением
искусства выпал не мне, а Зоренко.
5. -А,
припоминаю, что ты писал ему в ответ на его письмо. Слушай, я смеюсь, потому что
такое нужно еще умудриться написать. Это на его слова, что Нелли всё
высчитывает, выгадала она или прогадала, и что она не пропускает ни одного
солдата, заигрывает со всеми подряд, ты написал ему именно эту глупость,
что де её красота есть общественное достояние, и что он должен отказаться от
каких бы то ни было частных притязаний на неё. Сам понимаешь, какую бешеную
реакцию это вызвало со стороны Зоренко.
-Я сейчас читаю его последнее
письмо ко мне и думаю: бедные сукины дети! Но как у него хватило ума написать
мне первое письмо?! Видно, что там у него уже была рана, и это практически
сразу после их свадьбы, у него уже всё плыло перед глазами, и ему хотелось
высказаться, хотелось получить поддержку. И что же он получил?!
Последнее его письмо на 9 страницах тетрадного листа мелким почерком,
и заканчивает он его словами: "Лена никогда не была твоей невестой. Не в счёт,
что этого хотели её родители. Жить ты с нею не будешь, ибо я почувствовал, кто
она и понял, кто ты. Ошибка, если она уйдет к тебе. Я это докажу, когда она
приедет. У меня есть аргументы, факты, документы.
Хватит романтики
"Победит сильнейший". Победишь не ты. И не я! А мы с Леной!
Хватит игры!
Немедленно отправь Лену из Ростова! Я её очень жду, очень соскучился по ней,
очень обеспокоен её положением сейчас.
Жду её приезда!"
Нда, бедные сукины дети!
Знаешь, я восхищаюсь
женщинами за то, что они способны делать с нами такие вещи, превращая нас в
безумцев. И я их до смерти люблю за это. Сейчас читаю это "Победит
сильнейший"... думаю, точно, я тогда с рельсов съехал! Я сейчас не представляю,
как я мог написать такое.
6.-И ведь несмотря на всё это ты продолжал
и после с Нелли переписываться, и её муж об этом знал.
-Я же говорю:
женщина - это сила. Мне она скажет одно, ему скажет другое, так, чтобы для неё,
для женщины, всё сошлось. Она как-то заметила мне: "Ты у меня выступаешь в
качестве друга. Иначе как бы я могла сохранять твои письма дома. Он еще
гордился, что переписывался с тобой" С тех пор, конечно, прошло много лет. А в
последнее время я с удивлением обнаружил, что означала моя фиксация на Нелли. Её
же рядом со мной не было, и в то же самое время она постоянно незримо была со
мной. И это ощущение её было как... ощущение друга! Для меня, наверное это
ощущение было суррогатом ощущения любви.
7. -Я
вот всё думаю, что такое были эти отношения к Нелли с твоей стороны. Чем были её
отношения к тебе, это мне понятно.
-Я понимаю, что ты хочешь сказать. Ты
хочешь сказать, что я считаю, что виноваты были её родители с их
стремлением устроить дочь в материальном отношении как можно лучше, был виноват
Зоренко за то, что любил её и ухаживал за ней, словом, был виноват кто угодно,
только не сама Нелли. Её окружали нехорошие люди, тогда как она была ангел, и я
защищал этого ангела от окружающих её со всех сторон врагов. Все имеют свои
недостатки, все влияют на невинную Нелли, которая оказывается жертвой пагубных
влияний. А если всё это перевернуть? И рассматривать в качестве исходной причины
не окружение Нелли, а её саму. И окружающих рассматривать не в качестве
первичных, но в качестве вторичных причин? Другими словами, если исходить из
характера Нелли как первопричины. Тогда при определении её характера необходимо
начинать с её поступков и их оценки. Нужно исследовать её поступки со стороны их
причин и следствий. Тогда, может быть, и выяснится настоящая картина? И ты
хочешь сказать, что это именно Нелли просчитывала то, что считала нужным и
полезным для себя, что всегда она думала только о себе.
-А сам-то ты в
этом сомневаешься?! Но в настоящий момент меня не Нелли интересует. Меня
интересуешь ты, и то, какого рода отношения связывали тебя с Нелли, как могло
случиться, что ты на целых десять лет оказался привязан к ней?
-Неужто
ты и вправду не понимаешь, в чем тут дело? Ты же сам знаешь, что в первый
период наших отношений я вообще не был завязан на неё, посмотри на её письма.
Там уже была идея с её стороны: перспективный жених, потому что пишет
диссертацию. И на этом всё держалось. Она мне напоминает Руфь из "Мартина
Идена." Так что защитился - "и я вся твоя"... если что-н. получше не
подвернется И в этом заключался и её идеализм и её цинизм отношений её со
мной, как и вообще, я думаю, её отношений с мужчинами. Так что всё здесь
предельно ясно. Я же - всегда считал: полюбите нас черненькими, а
беленькими нас и всякий полюбит. И когда в последнее время Нелли говорила мне:
"Я хочу, чтобы у тебя всё сложилось в жизни", я неизменно отвечал: "Не имеет
права желать счастья другому человеку тот, который в него ничего не
вложил"
8. Фиксация началась с письма Зоренко. Когда я получил письмо
от него, я почувствовал себя в роли едущей на скорости машины, которая должна
остановиться на месте, без тормозного пути. И тогда я понял, что если я
это сделаю, я разрушусь. Мне нужно было обеспечить себе тормозной путь.
Это был один момент, определивший последующее. А второй момент было желание
отыграться. Т.о., психология последующего была психология игрока, который
проигрался в пух и который хочет, несмотря ни на что, отыграться. Во всех
последующих отношениях единственным реальным основанием было это обстоятельство.
И хотя этого я и не осознавал, все последующие поступки диктовались этим.
Я не мог выйти из игры, не отыгравшись. В конце концов мои неосознаваемые
попытки отыграться потеряли смысл, потому что я к тому времени
давным-давно за всё уже отыгрался, до меня дошло, что это бесконечный
процесс, и тогда я, наконец, вышел из игры.
Я мог попытаться
разрушить чужой брак, но жениться на женщине, которая меня однажды предала -
это было невозможно! Это была война, и не случайно ни с моей, ни с её стороны
никогда не было произнесено слово "люблю".
Может быть, именно потому,
что это была война, всё это так и затягивало.
9. -Когда речь идет об
условиях фиксации на объекте, то с этим вопросом связан противоположный -
об условиях расфиксации с объектом. Знаешь - любил-разлюбил. Условия, при
которых полюбил, и условия, при которых разлюбил. Или еще что-то подобное. Что
такое фиксация на объекте? Ведь ты же видишь, что это круг, что процесс ходит по
кругу, всё повторяется одно и то же, и ты оказываешься не в состоянии разорвать
этот круг. Значит, вопрос в том, как возникает круг, и вопрос в том, как круг
разрывается. Так как круг, поскольку он образовался, от воли, сознания субъекта
не зависит, то образуется он в лимбической системе, становясь фактом
функционирования субъекта.
-Подожди, мне пришла в связи с этим одна
мысль, по-моему, важная. Ведь у нас существует множество всевозможных кругов, но
далеко не все они являются фиксированными. Фиксированный круг - это круг,
принадлежащий лимбической системе, критерием функционирования которой
являются эмоции. Но эмоция, какой бы она ни была, предполагает связанный с ней
объект. Т.о., с каким-то объектом связывается какая-то инстинктивная эмоция как
представляющая его сущность, и тем самым объект начинает выступать в
качестве безусловного подкрепления, в качестве постоянно воспроизводящей себя
потребности..
Теперь это же самое рассмотрим с другой стороны. Можно,
наверное, считать, что человек способен испытывать какое-то сравнительно
фиксированное множестве эмоций. Может быть, точно так же, как любой оттенок
света является результатом наложения основных цветов, то же самое справедливо и
относительно механизма образования эмоций. Т.о. с воздействующим объектом
связывается какая-то эмоция. Но для того, чтобы это произошло, нужны какие-то
условия.
10. -Она как-то на какой-то мой вопрос ответила мне, что если
она видит, что кто-то ею очаровывается, то и она идет ему навстречу, если же
видит, что кто-то отходит от неё, то и она отходит в сторону. У неё не было
такого, чтобы она кого-то добивалась, кого то хотела. Ей вполне хватало того,
что было. Сидишь с ней в ресторане, а она, естественно, сканирует по сторонам, и
сообщает мне, кто ею очаровывается. Разумеется, нравиться то, что она
отслеживает других в то время, когда с тобой разговаривает, а это означает, что
в это самое время она открыта для других, и больше того, ты как бы в этом случае
выносишься ею за скобки, то есть просто выступаешь для неё в качестве средства,
которое обеспечивает ей присутствие в ресторане, хотя уже само по себе это
обстоятельство создает тебе позицию хозяина положения, и это она всегда
прекрасно понимала - нравиться это, конечно, не могло, и это, конечно, ело. Я,
правда, умею отключаться от всего этого, но осадок, безусловно, остается. Как-то
на моё замечание она сказала: "Но ведь из ресторана я ухожу с тобой"...
Ей не приходилось никого очаровывать.
11. -Вот в этом ты заблуждаешься
настолько... да ведь она вся стояла на этом, это был её основной инстинкт, ведь
всё то, что она делала, было направлено на поддержание, подчеркивание её
красоты. А то, как она разговаривала! Ведь она разговаривала с мужчинами так,
словно влюблена в них по уши. Помнишь, в одном фильме с участием
Кадочникова и Касаткиной диалог: "Так как они со мной разговаривали?" - "Сю сю
сю - вот как они разговаривали" Нелли как бы устраняла своими сю сю между
мужчиной и собой любые препятствия и, естественно, мужчина западал на неё, падал
в заготовленную яму-ловушку. Это была первая фаза её реакции на
мужчину. Вторая фаза - чем он может быть ей полезен. Поэтому здесь было две
вещи: с одной стороны, она удовлетворяла т.о. свою потребность в любви...
неконтактным способом в виде преклонения перед нею. А всё то, что относилось к
контактному способу,... здесь этому влечению у неё противостоял страх (?),
обусловленный социальными защитами, то есть опять таки упирался в материальные
отношения. Чем определялось это её отношение? Я думаю, любовью к себе, и я
думаю, что она считала своими друзьями всех тех, кто любил её вместе с ней.
Соответственно, здесь было и еще одно: если мужчина что-то для неё делал, это
вызывало в ней по отношению к нему положительное сексуальное, любовное
отношение, которое сублимировалось в дружескую форму.
Вторая
фаза заключалась в том, что от мужчины всегда что-то требовалось. Т.ск., получил
сю сю - отслужи. Отношения ею с мужчиной поддерживались до тех пор, пока он был
ей полезен. Но ведь мужчина на этом не останавливался, он требовал, т.ск.,
доступа к телу. И вот тут получал безусловный и решительный отпор. И отсюда и
возникала впоследствии ненависть к ней мужчин, чувствовавших себя обманутыми.
Словом, все эти сю сю сю в конечном счете преследовали какие-то
практические цели и были сущностью вообще всех её отношений с ними.
12. -Какой ты злой, однако, и какой ненавистный. Всё у тебя расписано черными
красками.
-Зато у тебя на всё одна белая краска.
-А хоть бы и
так. Какое мне дело до реальности. Я просто искал счастья.
-Так ты,
оказывается, был счастливым человеком... Слушай, теперь я понимаю, что означает
этот твой фокус.
-Какой еще фокус.
-Да ведь всё началось,
да, пожалуй, и закончилось в одно мгновение. Помнишь, у вас это было в самом
начале, когда шла эта волна сближения, и ты как-то начал с поцелуя её руки и
пошел по руке выше и выше, и достиг лица, и поцеловал в губы, и услышал
незнакомый, чужой отталкивающий голос: "Ну, ну" - и она сухо отвернула лицо в
сторону. Может, в то самое мгновение у тебя щелкнул переключатель.
-Не
знаю, может быть. Как-то мы были на дискотеке, и, похоже, у неё была такая
минутка...
-Чтобы понять то, о чем ты говоришь, стоит вспомнить другой
случай.
Это ты имеешь ввиду тот случай, когда мы сидели на лавочке в саду
напротив филармонии. И её ноги, её колени были близко перед моими глазами, и я
смотрел на них и "переживал необыкновенные ощущения" У меня даже и в мыслях не
было наклониться и поцеловать их. На щелчки по носу у меня хорошая память.
-Понятно, оскорбленная гордость, во второй раз руки не протянешь. Ну,
продолжай.
- Так вот, мы вышли из дискотеки, и она села, а я присел на
корточки перед её коленями, и они были такие же, как тогда, на лавочке. И она
сказала: "Какие у меня колени?" И я сразу очнулся и сказал: колени как колени.
Это у меня сработал тот поцелуй, от которого она отвернулась. Выходит, я не мог
ей его простить. Он застрял во мне, как заноза, и никакое сближение уже было
невозможно.
-Ты можешь сказать мне, что ведь это было её приглашение к
близости, разумеется, обусловленное её минуткой, которая к тебе не имела
никакого отношения, и она приглашала тебя, чтобы ты этой минуткой воспользовался
и удовлетворил её потребность.
-Уж не хочешь ли ты сказать, что я этого не понимал? Всё я прекрасно понимал.
Но как раз этого - то я и не мог допустить. Это же в инстинкте,
который говорит, что да, это можно делать, или нельзя.