на главную страницу
визитка
темы

Второй период

Часть первая

"Медовый месяц"

Глава пятая

   1. Ага, я понял, в чем заключалась твоя ошибка при подходе к Нелли. Ты начал не с реальности, не с того бессознательного чувства, которое в тебе было, а с её, реальности,  понятия, то есть того, что из тебя пытались сделать другие. А как раз это бессознательное чувство и бессознательное отношение к происходящему и было твоим реальным содержанием, всё же остальное относилось к манипуляции твоими рефлексами со стороны, а сделать это было куда как просто в силу существовавшего у тебя в то время разрыва между полушариями и абсолютного доминирования левого полушария. Отсюда у тебя позиция наблюдателя и действия в реальности соответствии с понятиями, которые формировались закладываемыми в тебя программами. Ведь когда тебе что-то говорят, то воспринимается это двумя полушариями, однако воспринимается это по-разному: если восприятие левого  полушария критично, то правое воспринимает всё буквально.  Так как правое полушарие у тебя было вытеснено, то   в качестве  реальности ты воспринимал то, что проходило у тебя через словесный уровень. Реальное же содержание было тобой вытеснено; оно не осознавалось, и являлось тебе в виде неотпускающего тебя гнетущего чувства. Не случайно же в связи с этим было высказывание удивленной Нелли: "Я поражаюсь, что тебе ни скажешь, ты всё принимаешь за правду" У тебя в то время не было собственной реальности. Потому у тебя и возникла своеобразная ситуация: с одной стороны, кто-то посторонний создавал для тебя твою внутреннюю реальность, и ты следовал ей до определенного какого-то пункта, т.ск., ограничителя, переступать который ты, к счастью,  никому не позволял. 

   2. А тут еще ты начал с писем Нелли, и к тому же решил быть "сугубо объективным", то есть опять стал на прежнюю позицию восприятия манипуляций, и у меня, как у объективиста, и возникла тогда мысль, что де "никто не виноват" Но это пока ты читал письма своим левым теоретическим полушарием, но ведь эта информация должна была опуститься в правое полушарие, и когда она опустилась, до меня всё дошло, и когда это до меня дошло, в душе своей я убил Нелли. И её не стало.

  3. -Итак, мы можем перейти ко второй части истории.
   -Это к письму-то Зоренко?!
   -Совершенно верно!
   -Ну, да, поднимаюсь домой, надрываю конверт и вынимаю письмо. А в письме написано: "Здравствуй, тезка! Я перебирал Неллины вещи, и наткнулся на твои письма" И дальше Зоренко рассказывает о том, что они с Нелли (я дома её Леной зову -доверительно сообщает он подробности) поженились тогда-то, и начинает характеризовать Нелли нелицеприятным образом, говоря, что она корыстна, расчетлива, не пропускает не то что ни одного мужчины, но даже с солдатами заигрывает и т.д. и т.п.
   -Я не понял. Это что, он, значит, нашел твою связку писем, и так спокойно и даже доверительно с тобой разговаривает?"
  - А ты посмотри на Неллино письмо. Мои были выдержаны в таком же духе. Письма друзей- приятелей. В них нет и намека на чувства и уж тем более чувственность.

  4.  -Объективироваться, я вижу, от этого материала у тебя не получается. У тебя как была там рана, и она так и осталась. Это не от тебя ли я слышал, что во всё время отношений с Нелли ты чувствовал себя несчастнейшим человеком.
   -Никогда я этого не говорил. А если вчера это и вырвалось, так это "так"
   -Понятно, что "так". Я хочу сказать, что если ты чувствовал себя несчастнейшим человеком и продолжал оставаться им, то, значит, было что-то положительное в ваших отношениях, что, несмотря ни на что, компенсировало твою несчастность.
   -Да говорю же я тебе, что я не был несчастным. Знал бы ты, как я ожидал приезда её в Ростов на сессию, чтобы увидеть её. Когда я её видел, её красоту, я был счастлив, и мне больше ничего не нужно было, и этого мне хватало до следующей сессии. Она же была как произведение искусства. Вечно она рожу намажет всякими ихними помадами. Я говорю: зачем ты это делаешь, ведь без этого ты красивее.
   -Так ты что, ценитель произведений искусства?
   -Ну, похоже, что так.
   -И у меня такое ощущение, что ты хотел, чтобы это произведение искусства принадлежало тебе?!
   -Нет, всё сложнее. Ведь на самом деле я был равнодушен к ней и не хотел её. В этом отношении я напоминал в то время Пьера Безухова в его отношении к Элен. А вот программой, которая была в меня запущена, определялось, что я должен стремиться к этому. Это было как бы заданная мне извне установка. На счастье, опыт владения этим произведением искусства выпал не мне, а   Зоренко.


   5. -А, припоминаю, что ты писал ему в ответ на его письмо. Слушай, я смеюсь, потому что такое нужно еще умудриться написать. Это на его слова, что Нелли всё высчитывает, выгадала она или прогадала,  и что она не пропускает ни одного солдата, заигрывает со всеми  подряд, ты написал ему именно эту глупость, что де её красота есть общественное достояние, и что он должен отказаться от каких бы то ни было частных притязаний на неё. Сам понимаешь, какую бешеную реакцию это вызвало со стороны Зоренко.
   -Я сейчас читаю его последнее письмо ко мне и думаю: бедные сукины дети! Но как у него хватило ума написать мне  первое письмо?! Видно, что там у него уже была рана, и это практически сразу после их свадьбы,  у него уже всё плыло перед глазами, и ему хотелось высказаться, хотелось получить поддержку. И что же он получил?!
   Последнее его письмо на 9 страницах тетрадного листа мелким почерком, и заканчивает он его словами: "Лена никогда не была твоей невестой. Не в счёт, что этого хотели её родители. Жить ты с нею не будешь, ибо я почувствовал, кто она и понял, кто ты. Ошибка, если она уйдет к тебе. Я это докажу, когда она приедет. У меня есть аргументы, факты, документы.
   Хватит романтики "Победит сильнейший". Победишь не ты. И не я! А мы с Леной!
   Хватит игры! Немедленно отправь Лену из Ростова! Я её очень жду, очень соскучился по ней, очень обеспокоен её положением сейчас.
   Жду её приезда!"
   Нда, бедные сукины дети!
    Знаешь, я восхищаюсь женщинами за то, что они способны делать с нами такие вещи, превращая нас в безумцев. И я их до смерти люблю за это. Сейчас читаю это "Победит сильнейший"... думаю, точно, я тогда с рельсов съехал! Я сейчас не представляю, как я мог написать такое.

   6.-И ведь несмотря на всё это ты продолжал  и после с Нелли переписываться, и её муж об этом знал.
   -Я же говорю: женщина - это сила. Мне она скажет одно, ему скажет другое, так, чтобы для неё, для женщины, всё сошлось. Она как-то заметила мне: "Ты у меня выступаешь в качестве друга. Иначе как бы я могла сохранять твои письма дома. Он еще гордился, что переписывался с тобой" С тех пор, конечно, прошло много лет. А в последнее время я с удивлением обнаружил, что означала моя фиксация на Нелли. Её же рядом со мной не было, и в то же самое время она постоянно незримо была со мной. И это ощущение её было как... ощущение друга! Для меня, наверное это ощущение было суррогатом ощущения любви.
   
   7. -Я вот всё думаю, что такое были эти отношения к Нелли с твоей стороны. Чем были её отношения к тебе, это мне понятно.
   -Я понимаю, что ты хочешь сказать. Ты хочешь сказать, что я считаю,  что виноваты были её родители с их стремлением устроить дочь в материальном отношении как можно лучше, был виноват Зоренко за то, что любил её и ухаживал за ней, словом, был виноват кто угодно, только не сама Нелли. Её окружали нехорошие люди, тогда как она была ангел, и я защищал этого ангела от окружающих её со всех сторон врагов. Все имеют свои недостатки, все влияют на невинную Нелли, которая оказывается жертвой пагубных влияний. А если всё это перевернуть? И рассматривать в качестве исходной причины не окружение Нелли, а её саму. И окружающих рассматривать не в качестве первичных, но в качестве вторичных причин? Другими словами, если исходить из характера Нелли как первопричины. Тогда при определении её характера необходимо начинать с её поступков и их оценки. Нужно исследовать её поступки со стороны их причин и следствий.  Тогда, может быть, и выяснится настоящая картина? И ты хочешь сказать, что это именно Нелли просчитывала то, что считала нужным и полезным для себя, что всегда она думала только о себе.
   -А сам-то ты в этом сомневаешься?! Но в настоящий момент меня не Нелли интересует. Меня интересуешь ты, и то, какого рода отношения связывали тебя с Нелли, как могло случиться, что ты на целых десять лет оказался привязан к ней?
   -Неужто ты и вправду не понимаешь, в чем тут дело?  Ты же сам знаешь, что в первый период наших отношений я вообще не был завязан на неё, посмотри на её письма. Там уже была идея с её стороны: перспективный жених, потому что пишет диссертацию. И на этом всё держалось. Она мне напоминает Руфь из "Мартина Идена."  Так что защитился - "и я вся твоя"... если что-н. получше не подвернется  И в этом заключался и её идеализм и её цинизм отношений её со мной, как и вообще, я думаю, её отношений с мужчинами. Так что всё здесь предельно ясно. Я же -  всегда считал: полюбите нас черненькими, а беленькими нас и всякий полюбит. И когда в последнее время Нелли говорила мне: "Я хочу, чтобы у тебя всё сложилось в жизни", я неизменно отвечал: "Не имеет права желать счастья другому человеку тот,  который в него ничего не вложил"

   8. Фиксация началась с письма Зоренко. Когда я получил письмо от него, я почувствовал себя в роли едущей на скорости машины, которая должна  остановиться на месте,  без тормозного пути. И тогда я понял, что если я это сделаю, я разрушусь. Мне нужно было обеспечить себе тормозной путь.
    Это был один момент, определивший последующее. А второй момент было желание отыграться. Т.о., психология последующего была психология игрока, который проигрался в пух и который хочет, несмотря ни на что, отыграться.  Во всех последующих отношениях единственным реальным основанием было это обстоятельство. И  хотя этого я и не осознавал, все последующие поступки диктовались этим. Я не мог выйти из игры, не отыгравшись. В конце концов мои неосознаваемые попытки отыграться потеряли смысл, потому что я к тому времени  давным-давно за всё уже отыгрался, до меня дошло,  что это бесконечный процесс, и тогда я, наконец, вышел из игры.
   Я мог попытаться разрушить чужой брак, но жениться на женщине, которая меня однажды предала -  это было невозможно! Это была война, и не случайно ни с моей, ни с её стороны никогда не было произнесено слово "люблю".
   Может быть, именно потому, что это была война, всё это так и затягивало.

   9. -Когда речь идет об условиях фиксации на объекте, то с этим вопросом связан противоположный -  об условиях расфиксации с объектом. Знаешь - любил-разлюбил. Условия, при которых полюбил, и условия, при которых разлюбил. Или еще что-то подобное. Что такое фиксация на объекте? Ведь ты же видишь, что это круг, что процесс ходит по кругу, всё повторяется одно и то же, и ты оказываешься не в состоянии разорвать этот круг. Значит, вопрос в том, как возникает круг, и вопрос в том, как круг разрывается. Так как круг, поскольку он образовался, от воли, сознания субъекта не зависит, то образуется он в лимбической системе, становясь фактом функционирования субъекта.
   -Подожди, мне пришла в связи с этим одна мысль, по-моему, важная. Ведь у нас существует множество всевозможных кругов, но далеко не все они являются фиксированными. Фиксированный круг - это круг, принадлежащий лимбической системе,  критерием функционирования которой являются эмоции. Но эмоция, какой бы она ни была, предполагает связанный с ней объект. Т.о., с каким-то объектом связывается какая-то инстинктивная эмоция как представляющая его сущность,  и тем самым объект начинает выступать в качестве безусловного подкрепления, в качестве постоянно воспроизводящей себя потребности..
   Теперь это же самое рассмотрим с другой стороны. Можно, наверное, считать, что человек способен испытывать какое-то сравнительно фиксированное множестве эмоций. Может быть, точно так же, как любой оттенок света является результатом наложения основных цветов, то же самое справедливо и относительно механизма образования эмоций. Т.о. с воздействующим объектом связывается какая-то эмоция. Но для того, чтобы это произошло, нужны какие-то условия.

   10. -Она как-то на какой-то мой вопрос ответила мне, что если она видит, что кто-то ею очаровывается, то и она идет ему навстречу, если же видит, что кто-то отходит от неё, то и она отходит в сторону. У неё не было такого, чтобы она кого-то добивалась, кого то хотела. Ей вполне хватало того, что было. Сидишь с ней в ресторане, а она, естественно, сканирует по сторонам, и сообщает мне, кто ею очаровывается. Разумеется, нравиться то, что она отслеживает других в то время, когда с тобой разговаривает, а это означает, что в это самое время она открыта для других, и больше того, ты как бы в этом случае выносишься ею за скобки, то есть просто выступаешь для неё в качестве средства, которое обеспечивает ей присутствие в ресторане, хотя уже само по себе это обстоятельство  создает тебе позицию хозяина положения, и это она всегда прекрасно понимала - нравиться это, конечно, не могло, и это, конечно, ело. Я, правда, умею отключаться от всего этого, но осадок, безусловно, остается. Как-то на моё замечание она сказала: "Но ведь из ресторана я ухожу с тобой"... 
    Ей не приходилось никого очаровывать.
   11. -Вот в этом ты заблуждаешься настолько... да ведь она вся стояла на этом, это был её основной инстинкт, ведь всё то, что она делала, было направлено на поддержание, подчеркивание её красоты. А то, как она разговаривала! Ведь она разговаривала с мужчинами так, словно  влюблена в них по уши. Помнишь, в одном фильме с участием Кадочникова и Касаткиной диалог: "Так как они со мной разговаривали?" - "Сю сю сю - вот как они разговаривали" Нелли как бы устраняла своими сю сю между мужчиной и собой любые препятствия и, естественно, мужчина западал на неё, падал в  заготовленную  яму-ловушку. Это была первая фаза её реакции на мужчину. Вторая фаза - чем он может быть ей полезен. Поэтому здесь было две вещи: с одной стороны, она удовлетворяла т.о. свою потребность в любви... неконтактным способом в виде преклонения перед нею. А всё то, что относилось к контактному способу,... здесь этому влечению у неё противостоял страх (?), обусловленный социальными защитами, то есть опять таки упирался в материальные отношения. Чем определялось это её отношение? Я думаю, любовью к себе, и я думаю, что она считала своими друзьями всех тех, кто любил её вместе с ней. Соответственно, здесь было и еще одно: если мужчина что-то для неё делал, это вызывало в ней по отношению к нему положительное сексуальное, любовное отношение, которое сублимировалось в дружескую форму.
   Вторая фаза заключалась в том, что от мужчины всегда что-то требовалось. Т.ск., получил сю сю - отслужи. Отношения ею с мужчиной поддерживались до тех пор, пока он был ей полезен. Но ведь мужчина на этом не останавливался, он требовал, т.ск., доступа к телу. И вот тут получал безусловный и решительный отпор. И отсюда и возникала впоследствии ненависть к ней мужчин, чувствовавших себя обманутыми.
    Словом, все эти  сю сю сю в конечном счете преследовали какие-то практические цели и были сущностью вообще всех её отношений с ними.
   
   12. -Какой ты злой, однако, и какой ненавистный. Всё у тебя расписано черными красками.
   -Зато у тебя на всё одна белая краска.
   -А хоть бы и так. Какое мне дело до реальности. Я просто искал счастья.
   -Так ты, оказывается, был счастливым человеком... Слушай, теперь я понимаю, что означает этот твой фокус.
   -Какой еще фокус.
   -Да ведь всё началось, да, пожалуй, и закончилось в одно мгновение. Помнишь, у вас это было в самом начале, когда шла эта волна сближения, и ты как-то начал с поцелуя её руки и пошел по руке  выше и выше, и достиг лица, и поцеловал в губы, и услышал незнакомый, чужой отталкивающий голос: "Ну, ну" - и она сухо отвернула лицо в сторону. Может, в то самое мгновение у тебя щелкнул переключатель.
   -Не знаю, может быть. Как-то мы были на дискотеке, и, похоже, у неё была такая минутка...
   -Чтобы понять то, о чем ты говоришь, стоит вспомнить другой случай.
   Это ты имеешь ввиду тот случай, когда мы сидели на лавочке в саду напротив филармонии. И её ноги, её колени были близко перед моими глазами, и я смотрел на них и "переживал необыкновенные ощущения" У меня даже и в мыслях не было наклониться и поцеловать их. На щелчки по носу у меня хорошая память.
   -Понятно, оскорбленная гордость, во второй раз руки не протянешь. Ну, продолжай.
   - Так вот, мы вышли из дискотеки, и она села, а я присел на корточки перед её коленями, и они были такие же, как тогда, на лавочке. И она сказала: "Какие у меня колени?" И я сразу очнулся и сказал: колени как колени. Это у меня сработал тот поцелуй, от которого она отвернулась. Выходит, я не мог ей его простить. Он застрял во мне, как заноза, и никакое сближение уже было невозможно.
   -Ты можешь сказать мне, что ведь это было её приглашение к близости, разумеется, обусловленное её минуткой, которая к тебе не имела никакого отношения, и она приглашала тебя, чтобы ты этой минуткой воспользовался и удовлетворил её потребность.
   -Уж не хочешь ли ты сказать, что я этого не понимал? Всё я прекрасно понимал. Но как раз этого - то я и не мог допустить.  Это же  в инстинкте, который говорит, что да, это можно делать, или нельзя.