на главную страницу
визитка
назад

Заметки дурака

Тексты представляют собой образы, которые в качестве источника имеют прообразы. Прямая речь, как правило, принадлежит прообразам. Однако прообразы являются лишь исходным раздражителем образов автора, и текст не может рассматриваться в качестве утверждений о прообразах. Образы, поскольку они созданы, рассматриваются автором как самостоятельные реальности, порвавшие связь со своими первоначальными источниками

Часть первая

Как sh был в гостях у Анжелики и кого он там встретил

Глава вторая

Не сотвори себе Меня

   sh говорит: "Что ни говори, а мне Анжелика нравится. Вернее, не она, а образ себя, который она создает." - "Опа-на. А я слышал, ты там со страху обкакался, как маленький мальчик, как сосунок перед взрослой женщиной" - "Ну, сразу так и обкакался. Зачем такие слова. Это нехорошо. Это кем меня ты перед ней выставляешь? Я не хочу. Может быть, я еще к ней пойду в гости, а ты тут меня перед ней засранцем выставил. Я этак тебе ничего и рассказывать не буду" - "Ладно, ладно, угомонись. Я пошутил."-"То-то, что пошутил". - "И давно она тебе понравилась, с каких пор?" - " А вот с этих самых. Как сказала это." - "Да что ты, в самом деле, всё из тебя клещами надо вытягивать. Говори по-человечески" - "Да там один парень рассиропился, ну, в смысле, на сближение пошел. Ну, как бы почувствовал в ней родную душу, что ли, и уже высказываться ей начал как близкому человеку.
   Ведь большинство людей одиноки. Они живут среди людей, и им холодно. Мы ведь разные, и живем среди чужих душ. И поэтому когда появляется что-то общее, тянет к теплу.
   У них там как будто какие-то общие интересы появились, и тут у него вырывается: "Анжелика, я рассказываю тебе то, что никому обычно не рассказываю". А это уже опасно, это уже обязанности, и Анжелика моментально парирует: "Мне приятно! Но только... Цитата: "Не сотвори себе Меня..." Это важно!" Парень, конечно, уже летел, ему нужно было остановиться, и он сказал: "Я слишком независим, Анжелика, тебе нечего бояться, милая", то есть без милой ему нельзя было обойтись, это было как прощание для него, как своего рода тормоз: оторваться-то ему, оторвать душу свою от неё ему надо же было. Отсюда и "милая". Но заметь это "тебе нечего меня бояться". Это не в бровь, а в глаз. Это же, знаешь, пристанут со своей любовью, и не отвяжешься. Человек не нужен ни с какого конца, просто к нему по-человечески отнеслись, а он  уже и запал на это, и не оторвешь его. Словом, получается из доброго  отношения одно неудовольствие и неприятность для себя.  Так что парень, очевидно, всё это понимает, и, как кажется, может себя остановить.
   А всё-таки, ты знаешь, всё - таки тяжело греться у чужого огня. Как бы тебе сказать: огонь, который для всех, ведь он ни для кого. Он существует как бы для самого себя только. Или это как бы в доме для бедных, в котором дают тарелку супа. Ты ешь суп, а знаешь, что суп-то - не твой!
   Анжелика, конечно, поняла, с кем имеет дело, и говорит: "Что ты... Я не боюсь."
   "Так это с этих самых пор тебе Анжелика и стала нравиться? То есть ты решил, что можно её не бояться?" - "Да ладно тебе. Я просто рассказал тебе о том, что произвело на меня впечатление. Вот и всё."
    И еще одна вещь мне понравилась в Анжелике. Один товарищ сказал: " Ты замечала подобные связи между, например, песней и определённым воспоминанием? а между запахом и определённым воспоминанием? Я много раз замечал и эти моменты, когда воспоминания приносятся запахом или песней - класс. " Здесь речь идет об эмоциональном переживании. Анжелика, по-моему, ответила на другой,  хотя и связанный с этим, вопрос, на вопрос о том, в каком мире живет человек. Есть масса людей, о которых создается впечатление, что они живут для воспоминаний. Разговаривая с тобой, они начинают бесконечно рассказывать тебе, "где и когда они были счастливы" Такое чувство, что удовольствие им доставляет не жизнь в реальности, а воспоминание о ней. Анжелика: "Конечно замечала! Но скажу тебе... меня это не очень радует. Не люблю, когда воспоминания приносятся! Причем любые... Так есть. И это не плохо и не хорошо. Просто не люблю! " И правда, что смотреть назад? Смотреть назад- что это значит? не то ли, что впереди ничего не осталось. Пока живы, идём вперед, когда окочуримся, всё наше останется с нами, никуда не денется.
   "А что еще произвело на тебя впечатление?" - "Так вот, об этом-то я и хотел тебе рассказать."

Тайна Анжелики

   "Это там есть такой Недопонимаю, существо неопределенного пола. То есть в том смысле, что я так и не понял, мужчина это или женщина. Но Хозяйка принимала его за мужчину, хотя потом, когда движения стержня в ручке напомнили ей пенис, ей  пришлось задать Недопонимаю вопрос в ответ на его замечание, не заигрывает ли она с ним и ничего ли она в связи с этим не перепутала, -  а что именно  она должна была  перепутать? Но это уже потом было. А раньше была вещь неадекватная, хотя и обычная  и для мужчины и для женщины.  Я имею ввиду одну реакцию Недопонимаю. То, что называется, вдруг, откуда ни возьмись, появился ты сам знаешь кто. В процессе очередного "великосветского" трёпа на замечание Анжелики: "А в 12 меня в постель затащить может, разве что мужчина..." вдруг вылетает Недопонимаю и с радостным ехидством замечает: "То-то ты каждый день после полуночи на форуме" А вот как, мол, я тебя ущучил, как я разоблачил образ себя, который ты создаешь. Я оставляю в стороне вполне в духе великосветского салона последовавший  диалог, мне только показалось симптоматичным последнее высказывание Недопонимаю: " Не поняу.. ты ж сама про 12 говорила.." Это "не поняу", не позволяющее определить пол человека, которого принимают за мужчину, говорит за то, что Недопонимаю - женщина. Как и слова: "Ты ничего не перепутала?" Но независимо от того, мужчина Недопонимаю или женщина, ясно, что высказывание, "выскакивающее из ряда", связано с собственной уязвленностью существующей ситуацией и желанием соответствующим образом опустить другую сторону. Все эти опускания другой стороны основываются на чувстве зависти, на чувстве, что человек где-то внизу. тогда как другой - вверху, причем, это может быть вовсе не связано с реальным положением вещей. И целью, как правило,  является не  выравнивание  чаш весов, а сделать отношения между ними противоположными. Т.о., с одной стороны, этот человек должен быть уязвляющийся, и, с другой стороны -  тщеславный. Я исхожу из того, что тот, кто скрывается под именем Недопонимаю, рассматривает себя в интеллектуальном плане выше Анжелики, и берется доказать это. Начинает он с того, что пытается просто, но тем не менее вполне рационально опустить Анжелику. Он не делает это по принципу "сам дурак - сама дура". Поскольку он взял на себя роль интеллектуала, ему нужно, чтобы интеллектуально всё сходилось. Сначала он подловил Анжелику на 12 часах. Он сделал своё дело.
    Да, вот что, я полагаю, что будет совершенно справедливо определить Недопонимаю как "оно", хотя бы уже потому, что им его пол не определяется. А также  потому, что интеллектуализм не имеет пола. Мне приходится так поступить, потому что говорю "он", а подразумеваю "она", а если бы сказал она, опять же, где прямые доказательства?
   Работа этого шаблона, этого свойства человеческой психики - ведь довольно обычная. Скоро появляется еще некая особа, не выдержавшая лозунга "Анжелика лучше всех" и заявившая: "Ну, ладно, пусть Анжелика будет первая. Но пусть тогда я буду вторая." И т.д. Человек высказался и разрядил накапливающийся в нём отрицательный заряд. Мы, т.о., видим, как накапливающиеся отрицательные эмоции разряжаются в тех или иных формах. На что даже  Орхидея, признававшая достоинства Анжелики, неожиданно заявляет: "На самом деле фраза "Анджелика лучше всех" немного иногда подбешивает, хотя и имеет под собой некоторые основания. Интересно, а если была бы фраза "Орхиддея-лучше всех"-не, не надо. "
   - "Да здесь ничего такого и нет. Это проявление схемы естественного отбора, инстинкта конкуренции. Так что если Анжелика объявляет, что она лучше всех, то на этой почве должно разгореться соперничество, и оно может приобретать разные формы."
   - "Я с тобой согласен. Я просто хочу рассказать, как врожденные инстинкты по-разному  определяют наше поведение. В двух первых случаях люди, которые вдруг выскакивают из ряда, руководствуются чувствами, ощущениями, которые, однако, пытаются скрыть. Это знаешь, как собака: ты идешь, она смотрит тебе в глаза, может быть, даже и хвостом повиливает, ты прошел, уже не видишь её, и тут она и бросается на тебя сзади, и кусает. То же и здесь. Улыбаются лидеру, говорят ему приятные слова и ждут момента, когда его можно укусить. Интересно с Орхидеей. Несколько позже она замечает: "Вот высказалась, и стало легче." Я тебе говорил, что у неё разорванность полушарий, и она не осознает бессознательных импульсов. В сознании она рассматривает Анжелику "как подругу", сознание не пропускает содержания бессознательного, и отсюда она и получает не управляемое ею "подбешивает". И ведь слово-то какое - подбешивает - бесит - взбеситься. "Высказалась, чтобы не взбеситься", чтобы не накрыло, - и стало легче. Просто энергия на данный момент разрядилась. Но это "подбешивает" никуда не делось. Неугодное раздражение просто вытесняется Орхидеей.
    Но возвращаемся к нашим баранам. Недопонимаю сделало свое дело, несколько поколебало позиции своего противника, но всё осталось на своих местах. И тогда оно предпринимает опыт потеснения противника на его территории.
   У Анжелики случился короткий роман с Нордом, и Анжелика послала ему наряду с другими картинку с его образом:

    И тут в продолжение этой картинки вклинивается Недопонимаю:
   "Когда ты вернёшься - всё будет иначе и нам бы узнать друг друга Когда ты вернёшься - а я не жена и даже не подруга Когда ты вернёшься ко мне, так безумно тебя любившей в прошлом Когда ты вернёшься - увидишь, что жребий давно и не нами брошен"
   И вслед за этим:
   "повторить сто раз “не нужен”, и поверить старым игрушкам, что не чувствуют слов твоих стужу, что мне шепчешь ты сипло на ушко. повторить и поверить – забыться, начинать новый день без тебя, спрятать грусть, вместе с нею укрыться, не бояться чужого огня. я иду к его добрым глазам на чашечку чая с лимоном. никому я тебя не отдам, ты вернешься, пусть и не скоро. ты ворвешься в мой заспанный мир, будешь плакать, целуя ресницы. слушай, ангел, давай мириться, через цепь телефонных дыр. удивлять беспечностью серость, что грызет мою тихую веру. ты вернешься, через надменность, ты вернешься, и скрипнешь дверью."
   (Пассивная роль в отношениях с мужчинами Недопонимаю. Активная роль Анжелики:
   "Я не буду всю ночь тосковать у окна, Я давно не боюсь оставаться одна. По крупице любовь собирать не хочу, За тобою вослед больше не полечу. Я не буду сто лет убиваться опять И знахарок просить, чтоб вернули тебя. Ты захочешь меня, я любовью клянусь. Ты захочешь меня, только Я не вернусь... Продолжай без меня свой извилистый путь, Мне тебя не понять. Я хочу отдохнуть, Одиночеством век искупая вину, Ты, быть может, поймёшь, только Я не вернусь... "
   Затем:
   Я в этой комнате жила, Садилась в кресло и смотрела На острый краешек стола, Где лампа рыжая горела. Я приходила и лгала, И пела, и вязала свитер. И где ж я столько слов брала, Таких ненужных и избитых? Казался лишним каждый звук, Несвоевременным дыханье. Началом всех земных разлук Казалось каждое свиданье. Под потолком качался шар, Уже почти не пахла елка. Дуэт расстроенных гитар Молчал в углу за книжной полкой. И все не так, и все не то: То он чужой, то я чужая. Снимаю с вешалки пальто, До остановки провожает. Он жив, и я едва жива, Стихи зачеркнуты в тетради. А в это кресло кто-то сядет И будет говорить слова. Сначала разобьется шар, Потом порвется старый свитер. И мы, друг другом позабыты, Уйдем по грифам двух гитар.
   Недопонимаю:
   Ты говоришь, что ты умеешь любить… Любить всех и при этом не любить никого… Ты говоришь, что ты не умеешь бросать… Не отпускаешь никого, задушив любовью… К тебе тянешься и становится страшно… Хочется уйти, но дороги не видно… Разговор, законченный пропастью… Когда-нибудь я подарю тебе батареечный нимб и пластиковые крылья....Ты говоришь ,что крылья тебе не нужны… Потому что они лежат у тебя в старом пыльном сундуке.. и ты знаешь, что они есть. крылья в подарок тебе не нужны.... они тебе неинтересны.. про них лучше не думать.. без них ты просто человек.... С таким ощущением однозначной правильности и величия жить.. Для этого надо родиться Другим… Знаешь, я тебе завидую.. Я так не умею.. Анализирую и пилю себя за ошибки.. Которые я уже научилась помечать.. Будто на полях красным маркером.. Алые галочки в пунктуации Жизни… Ты научилась писать без них.. Сплошная пустыня ровного текста… Индивидуальность… Кажется так сейчас говорят…. Ты абсолютно счастливый человек…. Таким "единичным" в реальном мире невозможно…
   (За именем Недопонимаю лежит правда недопонимания) Анжелика:
   Я хочу чтобы во рту оставался честный вкус сигарет Мне очень дорог твой взгляд, мне крайне важен твой цвет Я умираю когда вижу точно вижу, и некому спеть Я так боюсь не успеть, хотя бы что-то успеть С замороженными пальцами в отсутствии горячей воды C заторможенными мыслями в отсутствии конечно тебя И я застыну, выстрелю в спину, выберу мину и добрый вечер Я не нарочно, просто совпало, я разгадала - знак бесконечность Разочарованные фильмом, очарованные небом глаза Я не смогу объяснить, но возвращаюсь назад Проводи меня останется не больше, но и не меньше чем звук звук все то же что нить, но я по прежнему друг!  
    (Анжелика начинает подплывать) Недопонимаю:
   Все падаем. Так повелось в веках. Глянь, рядом падает рука небрежно. Но Некто есть, кто бесконечно нежно Паденье это держит на руках.
   Анжелика:
   Они приходят к нам, когда У нас в глазах не видно боли. Но боль пришла — их нету боле: В кошачьем сердце нет стыда! Смешно, не правда ли, поэт, Их обучать домашней роли. Они бегут от рабской доли: В кошачьем сердце рабства нет! Как ни мани, как ни зови, Как ни балуй в уютной холе, Единый миг — они на воле: в кошачьем сердце нет любви!
   Недопонимаю:
   Я думала, что главное в погоне за судьбой - Малярно-ювелирная работа над собой: Над всеми недостатками, Которые видны, Над скверными задатками, Которые даны, Волшебными заплатками, Железною стеной Должны стоять достоинства, Воспитанные мной. Когда-то я так думала, по молодости лет. Казалось, это главное, а оказалось - нет. Из всех доброжелателей никто не объяснил, Что главное - чтоб кто-нибудь Вот так тебя любил: Со всеми недостатками, Слезами и припадками, Скандалами и сдвигами, И склонностью ко лжи, Считая их глубинами, Считая их загадками, Неведомыми тайнами Твоей большой души.
   Катарсис у Недопонимаю. Возникает понимание, что причина того, чего нам не хватает, лежит не вне нас, а в нас самих. Анжелика:
   Я стою, наклонясь, у окна, В моей позе скучающий вид, И, вздыхая, смотрю нежно я На СНЕЖИНКИ, летящие вниз. Я щёлкаю ручкой в руках, И это меня возбуждает. Стержень, скользящий туда и сюда Мне явно на секс намекает. Я пыталась К тебе подойти, Но ты сам Ко мне подошёл, И ты понял, Чего я хочу, Я СНЕЖИНОК пушистых хочу.
   Дальше продолжать? Ты готов услышать нечто непристойное?

   Анжелика не слышит содержания текста, она слышит его музыку. Она плывет. Недопонимаю испытывает шок:
   Ты что, со мной заигрываешь?? Ничего не перепутала??
   Но Анжелика её не слышит:
   Ну, лана... тада... не буду! А что я перепутать могла?
   От того, что я жить без тебя не могу, Я ПИШУ ТВОЕ ИМЯ лучом на снегу. На граните скалы, на холме высоты, В каждом проблеске света мне видишься ТЫ. Я цветами пишу! Ведь ТЫ же любишь цветы? Это все для тебя! Это ТЫ! Это ТЫ! Вот мелькнул в небосклоне просвет голубой... Это НЕБО сейчас улыбнулось ТОБОЙ. Я бегу к ТЕБЕ, сердцем крича не бегу... Я НЕ МОГУ БЕЗ ТЕБЯ! НЕ МОГУ! НЕ МОГУ!

   Последнее прошло по инерции. Наконец, до неё дошла суть дела, она испытала смущение и резко изменила тему.
    Кажется, что Анжелика ищет в мужчине женщину, и никак не может найти. И надо же, кажется, нашла, наконец, такого мужчину, но он оказался женщиной.

   -Я обратил внимание, как-то ты о Недопонимаю высказываешься...недоброжелательно. Между вами что-то произошло?
    -Да как тебе сказать. Каша получилась. Я же в гостях выступал на стороне женщин. Жалко мне их как-то  всех без разбора. Ну, это инстинкт. По жизни, конечно, это не так. По жизни всё конкретно. И вдруг Недопонимаю говорит: "Ты - настоящая женщина, даже если ты - мужчина" Тут я стал рассуждать: если это сказала женщина, то что могут означать её слова? Если это - шовинистка, то это - похвала, если это просто женщина, то это - презрение. И если это сказал мужчина, то это - агрессия, если только он не голубой.
    Дальше, если это сказал Недопонимаю, значит, мое поведение сформировало в нем эту реакцию. Что же было такое в моем поведении, что могло произвести такой результат? Непосредственно с Недопонимаю я нигде не сталкивался, значит, его реакция должна была быть опосредованной, и если эта реакция  отрицательная, то это может означать, что я выступил на стороне кого-то, кого Недопонимаю на данный момент не жалует. Если Недопонимаю - мужчина, то это может быть связано со спермой, льющейся из ушей.
   -Не понял, откуда тут сперма взялась?
   -Об этом после. Но, опять же, это реакция не со стороны того, к кому слова относились.
   Хорошо, пусть это проявление мужского шовинизма. Тогда мне  следует и ответить по мужски. Но форум интеллигентный, и поднимать скандал не следовало. Нужно было придумать что-то другое.
   С другой стороны, допустим, это сказала просто женщина. Тогда это должно быть связано с теми, кого она не любит и к кому я отнесся положительно. Кого она не любит? Она затеяла перепалку с Анжеликой, прицепившись к 12 часам.
    А уже сам этот ход Недопонимаю, независимо от того, мужчина это или женщина, вызвал во мне раздражение, как вообще вызывает раздражение  животная агрессия. И когда я получил реплику Недопонимаю, она наложилась на уже сформированное  негативное отношение, и поэтому и было инстинктом проинтерпретировано как агрессия и не думаю, чтобы инстинкт ошибся. Чтобы не отвечать "сам такой", я сделал удивленную мину и сказал: "Тю, и здесь голубые появились"

   Обо всём этом не стоило бы говорить, если бы не одна вещь. Человек, с одной стороны, воспринимает информацию со стороны существующей у него по-преимуществу рациональной картины мира и, соответственно, воспринимает раздражители как угрожающие либо содействующие его положению. Раздражители оцениваются в первую очередь с этой стороны. Но наряду с этой вещью присутствует и другая. Инстинкт не ошибается. Если Недопонимаю сказала "Ты - женщина", то ведь это  не её ум сработал, это она так почувствовала, так сработал её инстинкт, а затем уже её ум это выразил. Значит, её высказывание следует воспринимать двояко: с одной стороны, какие угрозы оно несет в себе для тебя, и второе, на какого рода твоей собственной реальности оно основывается. И это последнее является важнейшим.

21.11.07 г.