на главную страницу
визитка
назад

Заметки дурака

Тексты представляют собой образы, которые в качестве источника имеют прообразы. Прямая речь, как правило, принадлежит прообразам. Однако прообразы являются лишь исходным раздражителем образов автора, и текст не может рассматриваться в качестве утверждений о прообразах. Образы, поскольку они созданы, рассматриваются автором как самостоятельные реальности, порвавшие связь со своими первоначальными источниками

Часть третья

Воспоминания

Глава тринадцатая

Хочется любить

Исполнители: sh, Рыба Кит.
Действующие лица: Женщина, Недогадливый мужчина,  Приятельница (персонаж без текста).

    Сцена первая.
Женщина, Недогадливый мужчина.

   Недогадливый Мужчина (лениво): - Да люблю я тебя. Сколько можно  об одном и том же (безразлично целует Женщину)

   Женщина (Она некоторое время молчит, в лице её  чувствуется  неудовлетворенность. Затем какая-то мысль, очевидно, залетает откуда-то  в её голову и она, поворачиваясь к мужчине, говорит, наблюдая за выражением его лица):
    "Завтра пойду в сексшоп и куплю себе "аффтарский" фаллоимитатор, сделанный по слепку с какого-нить известного порноактёра. А потом завалю его письмами, что теперь, как и всякий честный человек, он обязан на мне жениццо"

   Недогадливый мужчина (Выражение его лица не изменяется, и если в голове его и есть какие-нибудь мысли, то они запрятаны так далеко, что определить их  местонахождение  по внешним признакам не представляется возможным. Потом, видимо, до него что-то из слов Женщины  доходит. Он оживляется, достаёт сигарету, закуривает и смотрит куда-то вверх, как будто беседует с кем-то. Наконец, обращается к женщине):
   "А ведь это ... идея. В одном романе женщина спала с мужем и родила от него ребенка и подала на алименты на другого мужчину, обосновывая это тем, что когда они с мужем делали ребенка, она думала о нём."

   Женщина (продолжая вглядываться в неотягощенное мыслями  лицо Недогадливого мужчины):
   "Ох, и понятливый ты товарищ....Я тебе повторю то, что я сказала. Послушай ещё разок. Внимательно. Не торопись. Никто за тобой с дубинкой не гониццо "Завтра пойду в сексшоп и куплю себе "аффтарский" фаллоимитатор, сделанный по слепку с какого-нить известного порноактёра. А потом завалю его письмами, что теперь, как и всякий честный человек, он обязан на мне жениццо"
 

    Сцена вторая.
В центре сцены Недогадливый мужчина. Вдали, в тени, женщина. Она то ли задумалась, то ли прислушивается к тому, что говорит Недогадливый мужчина. Еще дальше, почти в темноте, фигура приятельницы.

    Недогадливый Мужчина:
   Во! Рекбус-кроссворд. Ладно ть, счас разберемся. Это для нас  пара пустяков.

   Что у нас есть в качестве данных? У нас есть высказывание и есть источник высказывания (ИВ) и требуется определить, что хотела сказать ИВ. Допустим, что судить о том, что она хотела сказать, мы можем только по высказыванию, никаких других данных нет.
   Следующее, форма высказывания: это высказывание от первого лица. Тем не менее, на самом деле оно обращено к другому лицу (ДЛ). Если оно обращено к ДЛ, то, значит у ИВ существует какое-то внутреннее рассогласование, связанное с ДЛ, которое ИВ хочет в себе устранить. А устранить это рассогласование в себе ИВ может, только изменив характер отношений с ДЛ, а для этого она, в свою очередь, должен ввести какие - то изменения в ДЛ.

   ( Недогадливый Мужчина на минуту прерывает свои рассуждения и смотрит по своей всегдашней привычке вверх, потом чешет в затылке и догадывается):  Женщина чего-то от меня хочет. (и возвращается к рассуждению)

   Итак, ИВ чего-то хочет от ДЛ. Однако не говорит этого прямо. Если он не говорит этого прямо, значит, он понимает, что если бы он сказал это прямо, то ДЛ его не услышал бы либо ИВ поставил бы себя в неловкое положение. Словом,  сознание ДЛ его не восприняло бы сообщение т.о., как это желательно для ИВ. Значит, со стороны ИВ это обходной маневр, попытка зайти с тыла, чтобы ДЛ не заметил производимой над ним операции.

   (Недогадливый Мужчина самому себе): Ну, нехай себе. (Неожиданно  он спохватывается): Подожди, я ей ответил: "Это идея." Что за идея? (Н. мужчина как бы недоуменно смотрит на самого себя (его взгляд направлен во внутрь себя: мол, четко помню, что была идея. Но что за идея? Так он стоит некоторое время без движения, как столб, и вдруг начинает говорить с видом сонмамбулы: Кстати, господа коммерсанты, это коммерческая идея, которая способна дать хорошую прибыль. Ибо фаллоимитатор, имеющий форму фаллоса недоступного в реальности объекта вожделения, например, какой - нибудь звезды и т.п.,  будет раскупаться нарасхват, поскольку ощущения от формы фаллоса объекта вожделения окажут значительное усиливающее влияние на сексуальные ощущения пользующегося им человека. Например, магазин и в нём фаллоимитаторы с прикрепленными к ним ярлычками: фаллоимитатор от Шварценеггера, или фаллоимитатор от – подставьте любое популярное имя. Это не то что безликие холодные резинки. Но и более того, также и у владельцев соответствующих фаллосов появляется возможность заработать на этом. Да они и сами могут открыть своё собственное дело по производству фаллоимитаторов имени себя. Но, конечно, здесь всё должно быть документально подтверждено, то есть собственно соответствие. Здесь необходимо лицензионное подтверждение, что так, мол, и так, товар соответствует образцу. Для этого опять таки потребуются специализированные подразделения, которыми будет проверяться и подтвержаться соответствие образа прообразу. Опять же и  людям работа. Так что здесь открывается поле для бизнеса. (Мужчина высказался и как будто теперь со стороны смотрит на то, что у него вылетело изо рта, по-видимому, осознавая содержание сказанного):
   Так что там жениться – не жениться, а ответственность порноактера перед его клиентами появляется, и, конечно, клиент имеет полное право подать на порноактера в суд, если товар оказался с браком.
   Отношение между порноактером и его фотокопией, скажем так, изображением есть отношение между прообразом и образом, и особенность этого отношения состоит в том, что если есть прообраз, то возможен его образ. Но если нет прообраза, то образ его невозможен. Как бы. Хотя, как известно, если мы строим  машину, мы сначала создаем её образ, и потом в реальности. Я хочу сказать, что если клиент выходит на рынок всевозможных имитаторов, то ему, конечно, может приглянуться тот или иной имитатор. Однако опытный клиент выходит на рынок, уже зная, какого рода товар он ищет, и предъявляет к  товару собственные требования. То есть ему уже нужно не то, какой из себя порноактер, а ему нужно, чтобы порноактер изменил себя в соответствии с требованиями клиента, начал демонстрировать свойства, которыми хочет обладать клиент. Т.о.,  порноактер, в свою очередь, превращается в имитатор, а клиент получает имитатор имитатора, то есть  приходит к самому себе благодаря тому, что порноактер стал отражением клиента.
   А что такое производство порноактером своего образа? Это, т.ск., рисунок на холсте, которым является он сам. Но для того, чтобы иметь такую возможность, он должен иметь перед собой зеркало, которое отражало бы его. В качестве такого зеркала не может быть он сам, но - другие люди. Конечно,  зеркала, в которые он смотрится,  могут быть и кривыми. Тем не менее, когда он смотрится в зеркало, у него возникает ощущение того, что то, что он видит, ему соответствует или не соответствует. Так как несоответствие, которое он наблюдает в зеркале, отражается в нём ощущениями искажения его самого. Его самого как бы перекашивает. Либо, возможно, он видит вообще в зеркале не себя. И лишь в случае соответствия отражения отражаемому порноактер испытывает чувство отождествления себя как прообраза со своим образом в зеркале. Но ради денег клиента можно и исказить себя.  И жить с кривым боком и без челюсти. Но зато с деньгами.
   И ведь порноактер смотрится во многие зеркала, и видит множество образов себя. Причем, во всех этих зеркалах он по большей части видит лишь какую-то частицу себя, тогда как остальные его части оказываются смазанными.

    Так что ей нужно? Займёмся высказыванием.

   Центральным объектом высказывания является фаллоимитатор. ИВ и фаллоимитатор. Что бы это могло значить? Фаллоимитатор - это искусственный заменитель чего-то. ИВ говорит: "Пойду и куплю". Но ДЛ - это естественный, а не искусственный объект. А так как ИВ и ДЛ находятся в отношениях, то отсюда следует общий вывод, что ИВ относится к естественным объектам как к искусственным. То есть что ДЛ выступает для ИВ в качестве чего-то в роде игрушки, с которой она играется и от которой ей требуются те свойства, которые её устраивают. То есть она хочет что-то изменить в своей игрушке.

   (Недогадливый Мужчина, стряхивая пепел с сигареты): Пусть будет так. Так что она хочет подкрутить в своей игрушке?

    "Куплю себе "аффтарский" фаллоимитатор, сделанный по слепку с какого-нить известного порноактёра." То есть ИВ использует ДЛ в качестве фаллоимитатора, и не более того, и теперь ИВ пришла фантазия придать своему фаллоимитатору какой-то образ, чтобы он был похож на что-то другое, очевидно, к свойствам самого ДЛ не имеющее никакого отношения. ДЛ - средство. Цель - испытать ощущения, связанные с образом какого-то естественного объекта, который для неё недоступен, но которого она хотела бы почувствовать, попробовать, испытать. В конце концов, для неё не всё ли равно, образ или прообраз - ощущения - то одни и те же.

   Это она хочет придать мне форму порноактера (догадался Недогадливый Мужчина)

    "А потом завалю его письмами, что теперь, как и всякий честный человек, он обязан на мне жениццо"

   (Недогадливый мужчина): Это она что, хочет с моей помощью кого-то шантажировать?! Интересненько. Она, значит, спит со мной для того, чтобы отхватить порноактера (в широком смысле, конечно. Наверняка нацелилась на какого-нить  жирного кабана)? Во, даёт! Ну, ладно ть.

   Так ты думаешь, именно это она тебе и хотела сказать, вот так, вот таким открытым текстом? Вот так нахально. Ты, мол, фаллоимитатор, и использую я тебя только для того, чтобы соединиться с настоящим, как это они любят говорить, человеком? А что ты думаешь?! На, мол, тебе по мордени. Знаешь, смеется тебе в лицо, надсмехается над тобой. Мол, всё равно не догадается, что над ним издеваются. А ведь это какое удовольствие, вот так-то!

   Теперь допустим, что здесь имеет место антипроекция (= проекция проекции), то есть ИВ якобы не приписывает свое собственное содержание ДЛ, а, напротив, содержание ДЛ приписывает себе. Как бы. То есть она не говорит прямо, а как бы она говорит это о себе. Этим, конечно, факт проекции не устраняется. Просто он становится опосредованным  Если теперь атипроекцию преобразовать в проекцию, то таком случае отношения переворачиваются, ДЛ превращается в источник высказывания, а ИВ - в ДЛ.

   Как в таком случае должно быть преобразовано высказывание ИВ? "Ты относишься ко мне не как к реальному человеку, не как к тому, что я есть на самом деле, а как к искусственному объекту, который ты создал в своей голове. Этот фантом есть то, что принадлежит только твой голове, к реальности  он не имеет никакого отношения. А я хочу, чтобы ты видел меня и имел дело со мной, а не с той фантазией, которая у тебя в голове".
   Но если ИВ приписывает в своём высказывании  себе содержание отношения к  себе ДЛ, то представляется, что она тем самым отражает отношение ДЛ к ней, то есть представляет собой выражение  отношения к отношению.  Т.о,  высказывание ИВ является реакцией на отражение существующих отношений, направленной на изменение характера этих отношений, естественно, в направлении желательном для ИВ направлении.
    Итак, ИВ имеет дело с отражением, то есть с таким же "фантомом", с каким имеет дело и ДЛ. Они оба оперируют "фантомами"
   Переведем всё это на нормальный язык, и скажем, что мы имеем дело с людьми; отношения между людьми определяются тем, с какого рода отражениями самих себя и других людей они имеют дело. Другими словами, каждый из людей представляет собой реальность, прообраз. Поведение человека регулируется отражением как себя, так и других людей. Эти отражения называются образами прообразов.
    Среди множества образов, с которыми человек имеет дело, один является образом особого рода - это образ себя, который формируется человеком или в человеке преимущественно независимо от его сознания в процессе его взаимодействия с другими людьми и представляет собой сформировавшиеся  схемы приспособления, которыми обеспечивается текущая форма его равновесия с его социальной средой. Сформированная т.о. схема образа себя консервативна и стремится к самосохранению. Следовательно, когда ИВ утверждает, что её "неправильно понимают", что, естественно, на самом деле "она белая и пушистая", то это не более, чем защита её рефлекторным образом самой себя, образом, с которым ИВ отождествлена.

   Теперь, наконец, возьмем нормальную схему отношений между, для простоты, двумя людьми. Что представляет собой исходный пункт этого отношения? - То, что люди относятся друг к другу как противоположности. Это означает, что они являются зеркальным отражением друг друга. А что это означает на практике? Каков механизм  взаимоотражения, (которое не может быть никаким иным, как только зеркальным?) Как люди что-то узнают друг о друге? Чтобы подойти к ответу на поставленные вопросы, зададимся вопросом об отношении и взаимоопределении образа и прообраза. И самый первый вопрос - это вопрос, с одной стороны, как прообраз формирует свой образ как в себе самом, так и в других людях. Можно сформулировать вопрос и иначе: не как человек создает образы, но как образы создаются в человеке. И второй вопрос - каким образом образы применяют себя к прообразам либо же каким образом человек применяет образы, которые у него сформировались либо же которые он сам сформировал, к прообразам.

  Иначе, для чего нужен человеку образ? Имеет ли образ для него самостоятельное значение? Является ли он какой-то конечной целью деятельности человека? Конечно, нет. Не существует образа без прообраза. Там, где нет прообраза, там не может быть образа. Образ производится прообразом. Образы производятся человеком. Человек создает образы, является, т.ск., их демиургом. Но, в то же время, образ - это отражение чего-то другого, к чему он относится - как что? как фотография к объекту?
   Обратим внимание на замечательное  слово: "отражение", на противоречивый, диалектический характер его содержания. С одной стороны. отражение  - это отображение. С другой - "отразить нападение". Значит, получаем единство двух взаимно противоположных отношений: отражение ради отображения и отображение ради отражения. Отражение ради отображения - это отрицательное отношение, это значит "принять на себя". В результате этого отношения получаем отображение объекта в его свойствах. То есть в способах его действий и в содержании и значении его действий для отражающего субъекта. В этом отношении выявляется сущность одного объекта по отношению к другому. В этом отношении мы наблюдаем две взаимосвязанные стороны: то, каково значение воздействия на субъект для субъекта и то, как субъект реагирует на это воздействие. А тем самым мы также наблюдаем и отношение этих двух сторон, их соответствие или противоречие друг другу. Иначе говоря, если реакция на воздействие оказывается неадекватной, не приводящей к компенсации воздействия, то это означает, что она неверна и должна быть заменена другой, адекватной реакцией. Тогда это - противоречие, которое стоит перед субъектом и которое он обязан разрешить.
    Вторая сторона отношения, заключенного в понятии отражения - использование полученного отображения ради отражения. Если сущность объекта уже известна, если известно, чего можно от него следует ожидать, если известны его приёмы, то  можно заняться и самим объектом. 

    Теперь рассмотрим вопрос о том, как протекает процесс взаимодействия двух объектов, каждый из которых является субъектом. Остановимся на самой элементарной, рефлекторной стороне этого отношения,  на отражении отношения старым мозгом. Естественно, что в этом случае действует универсальное правило рефлекса: если воздействие в системе вызывает отрицательное рассогласование, то реакция системы, независимо от того, как она проявит себя внешне, ибо это последнее зависит от соотношения сил сторон, будет отрицательной. Если будет получено положительное рассогласование, то, соответственно, и реакция на  объект будет положительной. Это - общее правило, формы проявления которого обусловливаются внешними и внутренними обстоятельствами системы.

   В соответствии с полученным качеством рассогласования определяется и валентная характеристика объекта как положительного либо отрицательного, как полезного либо вредного, хорошего или плохого и т.д..

   Следовательно, если один объект действует на другой, то мы получаем две вещи. Самая первая вещь состоит в том, что исходное действие объекта имеет целью получение положительного либо устранение отрицательного рассогласования в себе самом. Его действие имеет целью его самого. Объект действует на другой объект с единственной целью - повысить своё психоэнергетическое состояние. И, соответственно, объект, на который осуществляется действие, рассматривается им единственно с этой стороны: насколько хорошо он удовлетворяет потребность активного объекта. Иначе говоря, он стремится другой объект привести в соответствие с самим собой, и при этом ему неважно и он не ощущает, какого рода рассогласования он вызывает своими действиями в другом объекте.  Для активного объекта другой объект хорош, и он его любит или ненавидит в той мере, в какой тот позволяет или мешает удовлетворять потребности. Если мешает, то он плохой, неправильный, и необходимо найти средства, чтобы исправить, изменить его. На этих критериях строится образ объекта активным объектом. В свою очередь, реакция пассивного объекта определится характером рассогласований, которые в нём вызваны. Если это - положительные рассогласования - то будет создан позитивный образ действующего на него объекта, и он  будут сотрудничать с ним, если отрицательное - то и ответ будет отрицательным, как и созданный образ объекта.

   Какого рода вещи мы получаем далее? Естественно, что образ самого себя человек любит. Образ самого себя для человека выступает в качестве критерия истины, на весах которого измеряются человеком создаваемые им образы всех других объектов. Все те образы, которые поддерживают в человеке его собственный  образ, рассматриваются им в качестве истинных. правильных, в качестве того, что должно существовать. И всё то, что не соответствует образу себя человека, рассматривается им в качестве ложного, неправильного, что не должно существовать. И по отношению к прообразу другого человека формируются действия в соответствии с этими установками. Т.о., что мы получаем? Существует человек как  прообраз с его потребностями, на основании прообраза человеком формируется образ себя, т.ск., осознание себя как Я с его схемами действий на объекты удовлетворения потребностей себя как прообраза. Действия человека по удовлетворению своих потребностей создают множество его образов у людей, с которыми он взаимодействует. В чем-то эти образы совпадают с образом человека себя, в чем-то не совпадают, в чем-то противоречат. Человек может стремиться к созданию своего образа у окружающих вообще  или у отдельного  человека с тем, чтобы обеспечить для себя комфортные отношения, при этом образ себя и создаваемый им имидж, конечно, различаются. И, конечно, человеку хочется, чтобы окружающие приняли его собственный образ, но окружающим нет никакого дела до его того, что человек есть в себе, каким человек видит себя. Для окружающих единственно важно то, как действия этого человека в себе отражаются на них.

   (Недогадливый мужчина закончил, наконец, сосать свою сигарету, бросил окурок, автоматически растер его каблуком и махнул рукой): Как всегда,  дурью мается.

    Сцена третья.
Женщина, подруга

   Женщина: "Ну, ты видела, да? Мне захотелось, чтобы человек хоть раз не торопясь попытался понять, что ему хотел сказать другой человек. Не дофантазировать, не угадать, а просто понять смысл. Понял смысл - маладэць, дальше иди фантазируй сколько душе угодно, но сначала пойми!!! Так нет... Видимо, дохлый номер в принципе... А так хочется, чтобы относились к тебе,  а не отождествляли тебя с фантомом.

11.12.07 г.