«Один намек и я исчезну один кивок и я приду цветком прильну и кану в бездну и сгину в каменном бреду возьми меня в рабы изведай разнузданность будь госпожой мой демон насладись победой над уничтоженной душой а если вынырнет из мрака охотник на весну твою не бойся я твоя собака я буду рядом я убью о знаю знаю ты не любишь ты в жизнь играешь ты живешь но ты сама себе уступишь ты позовешь»
Очень часто говорят о Любви, а подозревают Привязанность, мечтают о Любви, но
приобретают лишь Привязанность. Кому-то нужна Привязанность, а кому-то
достаточно Любви.
Любовь и Привязанность – различимы, и, казалось бы, что без Привязанности не
существует Любви, также как и Любовь без Привязанности не возможна, но ведь все
обстоит иначе.
Любовь начинается с Любви к себе. А любовь к себе – это принятие себя, без
сравнения, без оценки, без определения достоинств и недостатков. В ней нет
чувства вины, самокритики, недовольства собой, ненависти к себе, жалости и любой
иной формы агрессии. Любовь к себе – это искусство! Если есть любовь к себе, то
тогда, и только тогда, возможна любовь к другому. В ней нет требования,
принуждения, зависимости, нет боли и страха, в ней – свет, дающий тепло.
Привязанность всегда имеет с основе своей зависимость от того, к кому привязаны.
И от любви она отличается болью, напряжением и страхом.
«Любовь измеряется мерой прощенья, привязанность – болью прощания, а ненависть – силой того отвращенья, с которым мы помним свои обещания…»
Таким образом, можно считать, что критерием, отличающим Любовь от
Привязанности является боль при потери «любимого объекта», а также страх, что
эта потеря может произойти. А если эта потеря все же происходит, то
привязанность порождает своего рода круг мучений: Мы требуем, но не получаем
желаемого. Мы хотим, но не хотят нас. Мы сближаемся, но нас отталкивают. Мы
«любим», но не любят нас. А из круга этого не просто вырваться, здесь нужно
умение отвязываться. Привязанный человек не свободен, где есть привязанность,
там всегда отсутствует свобода, и человек добровольно сам себя лишается ее.
«Мудрость начинается с готовности к потерям», - это не просто, и это я бы
назвала искусством терять.
Мы привязываемся так легко, и порой даже не замечаем, как это с нами происходит,
а вот отвязываться легко и просто умеет далеко не каждый. Искусство терять – это
умение сказать «нет, так нет», «с тобой хорошо, и без тебя тоже хорошо!» А такое
возможно только в том случае, если человек наполнен любовью изнутри. А что
остается еще при внутренней пустоте, кроме того, чтобы зацепиться за другого?...
А кто является автором «Любви»? Тот другой, «объект любви»? Или же Любовь – это
наше собственное творение? Любовь – она в нас, и принадлежит, похоже, тоже нам.
Т.е. мы скорее свойственны ответственность за любовь к другому, принимать на
себя: «Я тебя люблю», «Я тебя полюбил». В то же время, все иначе обстоит с
привязанностью, при которой в большинстве случаев ответственность приписывается
другому: «Ты меня приручил (привязал), - ты и отвечаешь». И многие готовы
принять на себя эту роль – ответственного за привязанность другого. Некоторые с
готовностью привязываются сами, и в этом не только готовность, а даже
нестерпимая потребность, в основе которой лежит немалая выгода – тебе не надо
отвечать за себя, за тебя отвечает другой. Это как в известной сказке для
взрослых Экзюпери, когда перед Маленьким принцем появляется лис:
«- Здравствуй, - сказал он. - Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц.
- Я - Лис, - сказал Лис.
- Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так грустно...
- Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.
- Ах, извини, - сказал Маленький принц. Но, подумав, спросил: - А как это -
приручить?
- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает: создать узы.
- Узы?
- Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик,
точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже
не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других
лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня
единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...» >
Лис продолжал:
«- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все
куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня
приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди
тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка
позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри!
Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны.
Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы.
И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать
мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал: - Пожалуйста...
приручи меня!»
А дальше Лис подробно расписывает способ формирования зависимости:
«- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на
траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только
мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место. –
Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если
ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя
счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже
начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь
всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце...
Нужно соблюдать обряды. Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час
прощанья.
- Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.»
- Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было
больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
- Да, конечно, - сказал Лис.
- Но ты будешь плакать!
- Да, конечно. - Значит, тебе от этого плохо.
- Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.
Он умолк.»
Лис соглашается, он сам того желал, и он получил то, что хотел. Но тут Лис
открывает Маленькому принцу один секрет. В один шаг, одним ходом он
перекладывает ответственность на Маленького принца, Лис говорит:
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Привязанность сформирована, но к Любви это не имеет никакого отношения.
Но истина, казалось бы, неоспорима: "Мы ответственны за тех, кого приручили..."
Поскольку мало того, что человек приручался сам, но бесспорно мы и сами,
осознавая или нет, привязываем людей к себе.
Писатель Анхель де Куатьэ в повести "Маленькая принцесса" говорит, о том, что
если ты пытаешься быть за кого-то "ответственным", но сам его не любишь, это не
ответственность - это ложь. Он пишет:
"Мы ответственны не за тех, кто нас любит, а за тех, кого мы любим. Любовь - это
сила. Кто любит - тот и отвечает. И тогда все правильно, потому что по-честному.
А быть ответственным, не любя, это неправда".
В принципе жить-то можно, отвечая за не любимого, но это жизнь во лжи. А, как
известно, жизнь начинается с правды. Ложь помогает существовать, но она убивает
жизнь. А ведь это труднее всего не врать самому себе. Одно дело говорить правду
другому, и со всем другое – знать правду о себе.
«Мудрый человек – это тот, кто знает правду о других людях, видит, что у них на
сердце. А святой человек… он принимает правду о своем сердце».
Ты привязался или тебя привязали? За тебя отвечают или только ты в ответе за
самого себя? Для чего любовь требует ответа? Не стоит ли за этим страх
одиночества, неспособности защитить себя, оказаться неполноценным или еще
что-либо? Так важно честно и искренне отвечать на эти вопросы самому себе.
…"Мы ответственны за тех, кого приручили." Но вот, ты разочаровался в другом. Ты
понял, что не должен был его приручать, но он приручился. И он требует от тебя
того, чего твое сердце просто не может дать. Куда бежать и от кого, от него или
от себя?...
27.12.07 г.