Когда мы о чем-то читаем, у нас существует ожидание относительно того, о
чем мы будем читать и при этом мы преследуем определенные цели. Иногда это цели
расслабления, иногда мы стремимся ответить себе на какие-то стоящие перед
нами вопросы. Вопросы же возникают тогда, когда относительно нашей веры во
что-то возникают высказывания противоположного порядка, а наша вера оказывается
неспособна противостоять им.
Первейшей задачей во всякой
войне является обезглавливание армии противника, поскольку если нет командиров,
то нет и армии. В сегодняшнюю эпоху информационных войн развенчание командиров в
глазах их воинства равносильно победе над ним. И поэтому основной удар буржуазии
направлен на развенчание социалистических вождей в глазах широких народных масс.
И это делается с тем большим успехом, что отношение масс к своим вождям
основывается на вере в них как людей, которые знают, что нужно делать, а не на
знании того, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах.
И вот
мы наблюдаем, как буржуазия льёт крокодиловы слезы над несчастными рабочими и
матросами Кронштадта, обвиняя коммунистов в предательстве тех самых людей,
интересы которых они взялись представлять.
Что такое
буржуазия? - это люди, которые делают бабло. Логика этих людей - логика бабла.
И, в качестве представителей денег, они и выступают по отношению
и к народу, и друг к другу в соответствии с логикой денег. Но вот как
только речь заходит о критике их противников, они надевают на себя
белые одежды и возмущаются кровожадностью большевиков. На это, конечно, можно
возразить словами: "Кто бы говорил", но так как у каждого человека боль своя, то
он и слышит только свою боль, и не обращает внимания на того, кто эту боль в нём
провоцирует. Посему и займемся "кровожадностью"
большевиков.
"В. И.
ЛЕНИН Х съезд РКП(б)
Теперь я хочу остановиться на событиях в Кронштадте . Я не имею еще последних
новостей из Кронштадта, но не сомневаюсь, что
это восстание, быстро
выявившее нам знакомую фигуру белогвардейских генералов
(здесь и далее подчеркнуто мной. Ш.),
будет ликвидировано в ближайшие дни, если не в ближайшие часы.
В этом сомнения быть не может. Но нам необходимо взвесить обстоятельно
политические и экономические уроки этого события.
Что оно означает? Переход политической власти от
большевиков к какому-то неопределенному конгломерату или союзу
разношерстных элементов, как будто бы даже немножко только правее большевиков,
а, может быть даже, и «левее» большевиков, — настолько неопределенна та сумма
политических группировок, которая в Кронштадте попыталась взять власть в свои
руки. Несомненно, что в то же время белые генералы, — вы все это знаете,— играли
тут большую роль. Это вполне доказано. За две недели до кронштадтских
событий в парижских газетах уже печаталось, что в Кронштадте восстание.
Совершенно ясно,
что тут работа эсеров и заграничных белогвардейцев, и вместе с тем движение
это свелось к мелкобуржуазной контрреволюции, к мелкобуржуазной анархической
стихии. Это уже нечто новое.
Это обстоятельство, поставленное в связь со всеми кризисами, надо очень
внимательно политически учесть и очень обстоятельно разобрать. Тут
проявилась стихия мелкобуржуазная, анархическая, с лозунгами свободной
торговли и всегда направленная против диктатуры пролетариата.
И это настроение сказалось на пролетариате очень широко. Оно сказалось на
предприятиях Москвы, оно сказалось на предприятиях в целом ряде пунктов
провинции.
Эта мелкобуржуазная контрреволюция, несомненно, более опасна, чем Деникин,
Юденич и Колчак вместе взятые, потому что мы имеем дело со страной, где
пролетариат составляет меньшинство, мы имеем дело со страной, в которой
разорение обнаружилось на крестьянской собственности, а кроме того, мы имеем еще
такую вещь, как демобилизация армии, давшая повстанческий элемент в невероятном
количестве.
Как бы ни была вначале мала или невелика, как бы это сказать, передвижка
власти, которую кронштадтские матросы и рабочие выдвинули, — они хотели
поправить большевиков по части свободы торговли, — казалось бы, передвижка
небольшая, как будто бы лозунги те же самые: «Советская власть», с небольшим
изменением, или только исправленная,— а на самом деле беспартийные элементы
служили здесь только подножкой, ступенькой, мостиком, по которому явились
белогвардейцы. Это неизбежно политически. Мы видели мелкобуржуазные,
анархические элементы в русской революции, мы с ними боролись десятки лет. С
февраля 1917 года мы видели эти мелкобуржуазные элементы в действии, во время
великой революции, и мы видели
попытки мелкобуржуазных партий заявить, что они (5Г СЪЕЗД РКП(б)) в
своей программе мало расходятся с большевиками, но только осуществляют ее
другими методами. Мы знаем из опыта не только Октябрьского переворота, мы
знаем это из опыта окраин, различных частей, входивших в состав прежней
Российской империи, где на смену Советской власти приходили представители другой
власти. Вспомним демократический комитет в Самаре43!
Все они приходили с лозунгами равенства, свободы, учредилки, и они не один
раз, а много раз оказывались простой ступенькой, мостиком для перехода к
белогвардейской власти. Опыт всей Европы показывает на деле, чем
оканчивается попытка сесть между двух стульев. "
О какой формуле говорит Ленин, когда говорит о попытках
сидеть между двух стульев? Ленин говорит о том, что в любой системе
противоположностей существует полярность интересов. И если власть
смещается хотя бы на иоту относительно своего полюса в сторону противоположного,
такая власть неизбежно падает. Как всё это выглядит в реальности?
Существует множество элементов. На этом множестве надстраивается система власти,
и до тех пор, пока система власти в основном удовлетворяет потребности
элементов, она сохраняется. Если в системе возникают потребности элементов,
которые властью не удовлетворяются, то на этой основе возникает то, что
Ленин называет мелкобуржуазной, анархической стихией. Под мелкобуржуазными
понимаются люди, идея которых состоит в том, чтобы работать на себя и
обмениваться с другими плодами своего труда; под анархической стихией
понимается идея свободы субъекта от чего бы то ни было, кроме удовлетворения
импульсов своей натуры. Анархизм есть форма идеологии, которая зарождается на
почве неудовлетворенности мелкобуржуазных потребностей человека и она есть то
зерно, из которого вырастает, с одной стороны, эксплуататор, с другой -
эксплуатируемый.
В социальной жизни не существует ничего
постоянного. Социальная жизнь - это процесс. Но то, что мы имеем дело с
процессом, который невидим, как невидимо течение реки под ровным слоем воды,
обнаруживается, как только процесс сталкивается с невозможностью своей
реализации. Пока шла гражданская война, политика военного коммунизма с его
продразверсткой крестьянством терпелась как непреодолимое условие для
обретения будущей свободы. Но вот гражданская война окончилась, а продразверстка
осталась. И если коммунисты занялись индустриализацией, то в первую очередь это
не понравилось мелкобуржуазному элементу, то есть крестьянству, которое
составляло большинство населения страны: у него, как и раньше, коммунисты
забирают подчистую произведенное им. И тогда перед крестьянством встает вопрос:
а за что оно боролось - кормить рабочих? Ради чего? Почему я, крестьянин, должен
отходить от своей природы, а природа моя такова, что я хочу производить, да, но
я хочу работать на себя. И тем более теперь, когда нет помещиков и когда и
беднейшее крестьянство получило возможность подтянуться до середняков.
Соответственно, мелкобуржуазные настроения не могли не отразиться и на рабочих.
И тогда и появился этот лозунг: "Мы за Советы, но без большевиков". Как говорил
Ленин: протяни палец - откусят руку. И власть, в общем, так и поступает: она не
протягивает палец. Но она и не изменит своей политики до тех пор, пока не
почувствует, что громадное большинство населения чем дальше, тем быстрее и
решительнее настраивается против неё. Другими словами, пока у неё не
сработает инстинкт самосохранения, а инстинкт самосохранения срабатывает тогда,
когда власть начинает ощущать свою
неспособность противостоять волне неприятия её большинством населения.
И вот тут перед властью поднимается основной вопрос: пойти на поводу у
требований масс или возглавить их. Если власть идет на поводу у настроений масс,
то это всегда и неизбежно заканчивается тем, что к власти приходят силы
противоположной полярности. Массам самим по себе никогда не принадлежит власть.
Всегда над массами надстраивается система, которая перехватывает власть у своей
соперницы.
Теперь обратим внимание на следующую
особенность масс и власти. Во-первых, и массы как целое и власть как целое - это
живые организмы, жизнедеятельность которых направлена на самосохранение и
саморазвитие. Каждая из сторон имеет целью самое себя, своё собственное благо.
Связь масс и власти осуществляется посредством разных вещей: отношение власти к
массам есть отношение понятийное, отношение масс к власти есть отношение
инстинктивно рефлекторное, связанное с удовлетворенностью или
неудовлетворенности их существующими законами. . Власть неспособна воспринимать
жизнь масс непосредственно, она воспринимает их жизнь через понятия, которые
формируются у власти на основе её собственных идей, которые питаются
потребностями жизни самой власти, но никак не масс. На власть действуют две
силы: одна сила - это потребности масс в организации их жизни, вторая сила - это
потребность власти в организации своей собственной жизни. А так как поведение
человека подчинено закону экономии сил, то власть неизбежно начинает реализовать
цели на своем собственном поле за счет целей поля управляемых ею масс.
Именно в этом положении и оказались коммунисты.
Выступления народных масс в Петербурге, в Москве, провинции поставили
вопрос о существовании власти коммунистов. Посредством какой ленинской
формулы коммунисты вышли из положения, об этом мы поговорим в следующей статье.
Сегодня же обратим внимание на абсолютную верность формулы Ленина: нельзя сидеть
между двух стульев. Стоило Горбачеву высказать ту же самую мысль, которые
высказали кронштадтцы, а он заговорил о "социализме с человеческим лицом" -
слова звучат красиво, да пахнут дурно,- а это ведь то же самое, что
"Советы без коммунистов",- и в результате оказался уничтожен не только СССР,
но Российская империя. А помните, о какой своей установке говорил Горбачев? - о
сидении между двумя стульями. Что такое Ельцин? - это человек, который сел на
один стул, стул антисоветский. И, сидя на одном стуле, уже он добил Россию.
Затем, что такое вся эта сегодняшняя история Путина? Я неоднократно говорил о
нем как о мастере удерживать равновесие между противоположностями, между
интересами масс и интересами крупного капитала. Но, мастер Путин или не
мастер, он также человек, который сидит на двух стульях. И он
отличается от Горбачева только тем, что тот в тандеме с Ельциным мгновенно
разрушил СССР, а Путинский тандем с Медведевым имеет дело с больной,
агонизирующей страной, и вместо действительных лекарств лечит её примочками.
06.12.11г.