Дерево сайта
Главная страница
FrameSh
Валерий Штыров

 

  статьи    Введение в логику противоположностей: тождество и противоположность
01
Блог 02
  03
Введение в логику противоположностей стр
1.Тождество и противоположность 01
2. Тождество и противоположность 02
03
04
05
06
07
08
09
10
10
11
  12
12
13
14
15
16
  17
 Гостевая книга
Рассылки Subscribe.Ru
Психология http://shtirov.narod.ru
 
Рассылки Subscribe.Ru
Литература
Рассылка 'Литература'
Рассылка 'Психология'

Работодатель и работник

   С точки зрения логики противоположностей, рассматривая работодателя и работника как полярности, получаем: их сближение друг к другу, то есть движение к истине 0,5, оно  превращает работника в тождественного работодателю и работодателя в тождественного работнику. Превращает их в равенство друг другу. Так как работник и работодатель являются "одинаковыми биологическими видами", то есть людьми, то работник и работодатель представляют собой в отношении друг к другу противоположность тождественного. Когда же работодатель и работник оказываются равны друг другу, они превращаются в тождество противоположностей; противоположностей, так как они, несмотря ни на что, при всём своём равенстве, остаются противоположностями, но - такими противоположностями, которые равны друг другу в силу того, что в каждой из сторон снимается отчуждение и в себе они являются свободными, то есть представляют собой единство противоположных сторон. В их отношениях друг с другом отсутствует принуждение, насилие. Полярность в  противоположности тождественного есть отчуждение каждой из сторон от другой: работник лишается тех функций, которые характеризуют работодателя, как и обратно. А так как человек есть то, что из него сделало общество, то это отчуждение воспроизводится в поколениях людей и непосредственно отражается в их инстинктах, взглядах, теориях.  Другая же сторона этого же самого процесса заключается в том, что человек в себе и человек для себя - это две стороны одного и того. Другими словами, отчуждение в себе и отчуждение для себя производит соответствующую им объективную социальную реальность, соответствующую каждой из сторон противоположности и эта объективная, физическая социальная реальность для каждой из отчужденных сторон также противоположна, и именно объективной социальной реальностью каждой из сторон обеспечиваются их воспроизводство и стагнация.   

    Будем рассматривать работника и работодателя в качестве полярных относительно друг друга объектов, имея ввиду, что работодатель выступает в качестве капиталиста, то есть человека, который покупает рабочую силу,  а работник - в качестве человека, который продает  свою рабочую силу. Полярность их заключается в том, что истины, которыми руководствуются стороны, являются прямо противоположными, так как для работодателя абсолютной является истина такой покупки рабочей силы, при которой рабочая сила ему ничего не стоит. Это - истинностное значение рабочей силы для работодателя, равное 1. Оплата же работодателем рабочей силы, которую он не применял, является для него абсолютной ложью, каковое обстоятельство обозначается 0 (нолем). В свою очередь, работник стремится получить оплату за свою рабочую силу, не расходуя её. Это отношение для него представляется абсолютной истиной, и должно быть обозначено единицей. Использование же работодателем его рабочей силы без оплаты представляет для него абсолютную ложь и должно быть обозначено 0. Отсюда получаем, что абсолютная истина работодателя является абсолютной ложью для работника, как и обратно.


В чем заключается принципиальное различие между работодателем и работником? В различном применении ими денег. Деньги работнику необходимы для удовлетворения потребностей, какими бы они ни были. Работник преобразует свою рабочую силу в деньги для того, чтобы удовлетворять  свои потребности, и, в частности, сюда в качестве необходимого условиях входит необходимость воспроизводства своей рабочей силы как условия своего существования. И необходимость воспроизводства своей рабочей силы определяет для работника  минимальную  плату, которую он должен получать за её применение. Работник должен получить как минимум денежный эквивалент своей рабочей силы, в противном случае у него теряется смысл в продаже рабочей силы.
    Работник есть существо, которое производит свою рабочую силу. Качеством рабочей силы определяется стоимость, которую она производит, и, соответственно, цена, которую работник может получить за её применение.
   Количество и качество рабочей силы существенным образом определяется спросом рынка  рабочей силы на неё.
    Производством и продажей своей рабочей силы определяется способ существования (и выживания) работника.
   Распадение человека как целостности, единства работника и работодателя определяется углубляющимся разделением труда. Развитие общественного производства ведет к развитию спроса на рынке труда на разнообразные виды рабочей силы. Напротив, распад, разрушение общественного производства ведет к обратному процессу соединения в человеке его противоположных сторон, когда человек начинает выступать одновременно и в качестве своего работодателя и в качестве своей рабочей силы. Так, с распадом Союза и разрухой в производстве миллионам людей пришлось заняться либо торговлей, либо индивидуальным  предпринимательством.

    Как уже замечено, различие между работодателем и работником состоит в различном применении ими денег. Работник расходует свою рабочую силу для того, чтобы жить. В этом смысле также и работодатель расходует свою рабочую силу,  в той мере, в какой он участвует в производстве, для того, чтобы жить. Т.о., для работника деньги выступают в качестве средства его жизни.
    Для работодателя деньги являются средством увеличения денег. В этом смысле как работник в общественном отношении представляет собой олицетворение рабочей силы, также точно  работодатель является олицетворением логики денег.
    Деньги, производящие деньги, являются для работодателя критерием его безусловного рефлекса. В этом смысле работодатель есть живая жизнь денег.
    Так как работодатель расходует свои деньги с целью получения б`ольших денег, а работник расходует свои деньги ради жизни, то работник есть человек, у которого никогда не бывает денег, поскольку все они уходят на обеспечение его жизни, тогда как работодатель приумножает деньги, то есть является человеком, у которого есть деньги, и вся его логика направлена на обеспечение существования денег. Т.о., получаем относительно работодателя и работника два полюса: полюс непрерывного увеличения денег и полюс пожизненного безденежья. (Замечание. Когда речь идет о работодателе и работнике, имеются ввиду соответствующие понятия, отражающие свойства человека. Эти свойства относительно людей могут как поляризоваться, то есть исключать одно другое, так и совмещаться.)
    Работодателем деньги обмениваются на рабочую силу. Но для того, чтобы существовала рабочая сила, необходимы соответствующие социальные  условия, превращающие человека в общественное существо, тождественное его рабочей силе, то есть необходимо отчуждение от человека его рабочей силы, создание таких социальных условий его существования, при которых человек в своей массе, для того, чтобы существовать, был лишен возможности самостоятельно применять свою рабочую силу и был вынуждаем к её продаже. А для этого он должен быть отчужден  как от средств производства, так и от возможности их производить. Но самое основное, чтобы он оказался неспособен ни к тому, ни к другому. Чтобы его способ функционирования,  и как его следствие - его привычки не оставляли  для него возможности научения умениям капиталистического способа применения своей рабочей силы.
    Этому обстоятельству в особенности способствует стремление человека жить. Человек живет в соответствии со своими (денежными) возможностями, и его потребности определяются ими. Особенность этого процесса заключается в том, что всякое увеличение количества денег в руках человека, открывая для него более широкие возможности для удовлетворения потребностей, ведет к тому, что человек соблазняется потребностями и ради их удовлетворения  избавляется от денег; человек принадлежит не себе, а своим потребностям, которые и управляют им, и это его движение от потребностей к потребностям  является бесконечным. 
    В системе товарно-денежных отношений является необходимостью, чтобы человек в сущности своей был потребителем. Потребление должно быть наивысшей социальной ценностью, и цена человека должна определяться уровнем его потребления.  Необходимо всячески развивать в нём инстинкт потребителя с тем, чтобы человек превратился в олицетворение инстинкта потребления. Ибо всякая потребность в конечном счете превращает человека в своего раба, и ради её удовлетворения человек готов идти если и не на всё, то на весьма и весьма многое. Это значит, что доминирование потребностей отчуждает от человека множество его способностей, превращая их из способа самореализации  в средство удовлетворения им своих "потребительских потребностей", то есть превращая их в любой, произвольный способ их применения, важно только, чтобы способ их применения приносил деньги. Способности человека из средства его самореализации превращаются в средство получения денег для удовлетворения всё новых и новых потребительских стоимостей, предлагаемых ему на рынке потребления. Эта идея становится высшим принципом поляризации работодателя и работника, объединяющим обе стороны под общим знаменем, однако это знамя для каждой из сторон является различным в соответствием со способом удовлетворения потребительских потребностей.
     Перед современным человеком стоит весьма обычная альтернатива выбора степени отчуждения себя от себя. Когда и в какой степени у человека отсутствует отчуждение от себя? Тогда и в той степени, когда он, работая, реализует в работе свои способности. Однако, он может не найти такой работы, а также он может и найти такую работу, но она будет плохо оплачиваться, тогда как другая работа, в которой он будет отчужден от себя, оплачивается хорошо. И человек осуществляет выбор в пользу потребления, и такой выбор в общем, массовом случае является  правилом. Самореализация же человеком себя превращается в мечту, откладывается на будущее, и это значит, что она никогда не будет осуществлена. Человек превращается как бы в пустой орех, снаружи громадный, а внутри пустой.
    Хорошо человек работает ровно в той мере, в какой он реализует в работе свои способности, поскольку в этом случае он получает удовольствие от своей работы, и он не нуждается в том, чтобы его в его работе подгоняли. Однако положение вещей изменяется на  прямо противоположное тогда, когда первичной целью человека является потребление, и в своей работе, приносящей ему доход, он отчужден от себя. А это значит, что его работа не только не доставляет ему удовольствия, но, напротив, является для него тягостной, вызывает в нём страдание. Ему приходится прилагать усилия над собой для того, чтобы выполнять работу, и тогда он стремится превратить работу в эрзац- работу, в видимость работы. Для того, чтобы такой человек работал, нужно, чтобы кто-то стоял рядом с ним с кнутом, и погонял его, и контролировал его. Такой человек работает в той мере, в какой испытывает страх потерять кормушку. Так мы получаем систему, которая работает, пока на её элементы осуществляется  давление в той или иной форме, систему всевозможных исполнителей, слуг, людей "чего изволите", систему всевозможных "человеческих отношений" и человеческих предпочтений, которые сплетаются в систему, противостоящую неотчужденным от себя работникам. В основе предпочтения человеком самоотчуждения ради потребления лежат корни социального паразитизма.

    Способ удовлетворения работодателем своих потребностей принципиально отличается от способа удовлетворения своих потребностей работниками, поскольку он удовлетворяет свои потребности за счет прибавочной стоимости, производимой работниками. Исходным пунктом этого отношения является отношение собственности, которая является объектом потребности, не той, которая превращает свои объекты в содержание унитаза, а той, которая способна  выступать в качестве средства производства потребительных стоимостей, которые преобразуются в том числе и в содержание унитазов. Это может быть собственность на землю, как и собственность на её недра, как и собственность на производства,  и, наконец, собственность на деньги. Все эти вещи их собственник может использовать  капиталистическим способом, но он может просто сдавать их в аренду и получать свой процент от приносимой ими прибыли. В России постперестроечной  в подавляющей своей части до капитализма дело не дошло, и вся она  состоит из приватизированной народной собственности, которая сдается в аренду: производства повсеместно уничтожены или уничтожаются те, до которых до сих пор руки не дошли, и оставшиеся от производств производственные строения сдаются по офисы, склады и т.п., и собственники, не прилагая никаких усилий, имеют с них свой процент. Само по себе это отношение не является капиталистическим, однако оно предполагает зародыши капитализма, так как и земля, и производства, и отдаваемые в заём деньги могут использоваться капиталистически, то есть должны давать приращение денег, основанное на приращении стоимостей. Другой вопрос, используются они для этого или нет.
    Капиталистическое применение денег - это занятие на любителя, и эффективный капиталист должен обладать соответствующими качествами характера, так как капиталистическое применение денег имеет ввиду, с одной стороны, личную, частную цель, которая выступает в качестве движущей - это цель увеличения денег. На какого рода производства будут затрачиваться деньги, это не имеет значения. Единственным критерием эффективности производства является его прибыльность. Деньги не обладают моралью, не обладают идеей, они руководствуются единственным инстинктом - инстинктом увеличения. За деньгами стоит всё тот же тип ростовщика, который даёт деньги под процент. Что, какое общее правило за этим стоит: собственность должна порождать собственность. Собственность не должна превращаться в дерьмо, собственность должна в самом худшем случае воспроизводить себя, но существо её в том, чтобы, воспроизводя себя, она порождала новую собственность. Собственность в этом смысле - это самовоспроизводяющаяся расширяющаяся собственность. И тип человека здесь - это тип жлоба, который сидит на миллионах и удушится за копейку, если эта копейка не приведет обратно вместе с собой другую копейку. Другими словами, в душе эффективного капиталиста должен сидеть отчаянный жлоб, для которого нет ничего выше и существенней денег. В этой бесконечной любви к деньгам - его сущность. Но для того, чтобы стать эффективным капиталистом, чтобы использовать деньги капиталистическим образом, этого совершенно недостаточно; помимо этого,  капиталист должен быть также  организатором производства. Является капиталист торговым или промышленным, вкладывая деньги в предприятие, он рискует своими деньгами. Он вступает в игру, которую может выиграть, но может и проиграть: всё зависит от его способности к организации производства. Существеннейшей стороной в этом отношении является понимание психологии людей, способность определять их способности и способы использования их способностей, так как если ему удастся подобрать людей, которые окажутся "на своём месте", производственная машина будет работать, в противном случае машина будет тормозиться, и капиталист проиграет.
    Следовательно, эффективный капиталист должен обладать хорошими способностями хозяйственника, должен уметь управлять людьми, и при этом движущей его страстью должна быть страсть делать деньги.
    Капиталист в значительной своей части  игрок.
Без страсти делать деньги хороший хозяйственник так и останется хорошим хозяйственником. Без способностей хорошего хозяйственника ростовщик, единственной страстью которого являются деньги,  так и останется ростовщиком.
    Капиталисту недостаточно произвести товар, ему нужно его еще и продать, а для этого он должен чувствовать рынок и тенденции его развития. Т.о., капиталист - существо в себе противоречие, поскольку им движут две противоположные страсти: страсть к увеличению денег и страх перед их потерей. В качестве игрока капиталист склонен к риску, в качестве ростовщика капиталист стремится  избежать рисков. И капиталист есть также и единство противоположностей как отражение соотношения тенденций развития рынка и производимых капиталистом потребительных стоимостей. Наконец, капиталист должен тонко чувствовать с одной стороны, формирующиеся потребности общества и, со своей стороны, должен обладать способностью формировать его потребности.


     Тождество капиталиста и работника реализуется  в той мере, в какой ячейки его производства занимают люди, которые реализуют себя на производстве, то есть не отчужденные от себя личности.
    Проблема между работодателем и работником в Советском Союзе заключалась в том, что с формальной стороны работодатель и работник были равны друг другу, и это правило выполнялось всюду, где действительно с обеих сторон выступали неотчужденные личности. В содержательном же отношении в СССР существовал кризис головы, а не тела, так как на месте работодателей оказались отчужденные от себя люди

    На производство капиталист, вообще говоря, может набирать кого угодно. И, соответственно, оплачивать как угодно. Но оплачивать как угодно он не сможет реализующих себя специалистов, поскольку они знают себе цену, а так как  такой специалист, если он неудовлетворительно оплачивается, способен намеренно нанести существеннейший вред производству, то капиталисту и приходится либо оплачивать его в соответствии с его ценой, либо же избавляться от него. .