на главную страницу

L21 Холл и Ш

13 Круги
противоречия
" НЛП работает преимущественно с психическими процессами, а не с их содержанием".

  Холл: НЛП - экспериментальная наука. Произведем опыт. 
    Вспомните какое-нибудь приятное переживание из прошлого. В вашем сознании всплывут различные картины".

 Ш.   -
(1) Другими словами, мы начинаем с эмоции, и у нас должно существовать желание испытать соответствующую эмоцию. У нас должна существовать потребность в соответствующем переживании, так как если потребности нет, то невозможно и переживание, потому что удовлетворять в этом случае нечего. Я могу хотеть сладкого и могу хотеть горького. Я могу хотеть испытать приятные ощущения, и могу хотеть испытать неприятные ощущения. Испытание неприятных ощущений подобно растравливанию, расчесыванию раны. Мы растравляем себя, и в этом получаем наслаждение, подобно тому, как мы расчесываем заживающую рану, которая начинает чесаться, когда заживает. Расчесывая рану, восстанавливая её, мы испытываем наслаждение, рана снова вскрыта, кровь идет, а нам хочется чесать её дальше и дальше. Но в какой-то момент ощущение наслаждения исчезает. Мы как бы пришли в себя, в безэмоциональное состояние. Рана постепенно заживает и начинает чесаться. И мы, помня наслаждение, которое мы испытывали, снова начинаем её расчесывать. Т.о., мы оказываемся в замкнутом круге, в котором рана постоянно воспроизводится нами самими. Для того, чтобы рана могла зажить, нам нужно произвести над собой насилие, запастись терпением, чтобы вытерпеть этот зуд. Или же нам должны связать руки с тем, чтобы мы не могли расчесывать рану. Этот соблазн вполне выражен в мифе о сиренах.  "Сирены изображаются, как девы чудной красоты, с очаровательным голосом. Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают" (Википедия), но сирены погибают, если путнику удается противостоять их красоте и сладкогласию. И совершенно то же самое мы наблюдаем в социальной жизни, в которой  эксплуатируемые ради испытания наслаждения от страдания   сами воспроизводят своё рабское состояние. Они кричат, вопят о своих страданиях, но ничего не делают для того, чтобы избавиться от них, потому что эти вопли их есть не что иное, как выражение ими наслаждения от страдания. Люди оказываются замкнуты в психологическом круге, который они не могут разорвать. Подобного рода круги - вообще замечательная вещь. Люди движутся внутри противоречия, из которого нет выхода. Один из примеров круга противоречия есть у Ленина: для того, чтобы привезти дрова, нужен паровоз, но для того, чтобы поезд мог привезти дрова, нужны дрова. Так что круг противоречия - это не только то, что может характеризовать высказывания, но и то, что характеризует окружающую нас реальность, в том числе и психологическую.
    Если есть круг противоречия, то он чем-то обеспечивается, и психологический круг противоречия обеспечивается социальным положением эксплуатируемых, то есть условиями существования, которые целенаправленно создают для них эксплуататоры.   
14 различная
цена
денег
 Цена денег для элиты и для народных масс различна. Если принять цену 1 рубля для олигарха, то эта же цена для среднестатистического представителя из народа будет равна сотням миллионов рублей. И как не жалко работнику для своего существования потратить рубль, так точно не жалко миллиардерам тратить миллионы для обеспечения условий своего существования. И для одних, и для других цена этого различного количества денег одна и та же.  Сто миллионов для олигарха имеют точно такую же цену, как один рубль для работника. Нужно понимать эту капитальную разницу цены денег для представителей классов эксплуататоров и эксплуатируемых. Благодаря разной цене денег эксплуататор оплачивает всех тех, кто поддерживает его экономическое благосостояние, и т.о. возникает в целом поляризация в обществе, в которой существует высокооплачиваемое меньшинство, служащее эксплуататорам именно потому, что цена денег для последних на несколько порядков ниже  цены денег  среднестатистического работника. И поэтому естественно, что это организованное в элиту меньшинство выступает за сохранение рабства для большинства.
    В чем заключаются современные тенденции? В том, что формируется одно образование для работников, и другое образование - для высокооплачиваемых, организованных в элиту; в том, что будет постепенно вводится уже также и официальное разделение людей на бедноту и людей высших классов с соответствующими, фиксированными правами для богатых и для бедных..
15   Ш: Для испытания эмоции нужна картина. Можно ли испытывать приятные или неприятные ощущения вне картин? Да, конечно, можно. Можно испытывать физиологическое, не привязанное ни к чему конкретному чувство счастья. Или чувство депрессии. И тогда кажется, что внешняя реальность тут не причем, а обусловлена соответствующим физиологическим состоянием организма. Да, такую особенность мы можем обнаружить в своём опыте. Но в целом склонность к депрессии или счастью обусловлена общим фоном жизни человека, его удовлетворенностью ею или неудовлетворенностью. Происходит суммирование многих событий, которые создают общий фон эмоционального существования человека. На этот общий фон накладываются конкретные события, зачастую едва нами замечаемые, но которые переводят стрелки нашего настроения на иные пути. А  нами в это время фиксируется только внезапно, "беспричинно" изменившееся настроение, но не то отдельное событие, которое его вызвало и которое наложилось со своим знаком на существующий эмоциональный фон существования. Событие является причиной нашего эмоционального состояния. Событие само по себе объективно. Оно приобретает субъективное значение у субъекта, включенного в качестве составляющей  в событие. Поэтому, если мы хотим вспомнить нечто приятное или неприятное, мы должны вспомнить соответствующее событие и наше положение в нём.

     Говоря о событиях, вы начинаете с эмоций. В этом смысле эмоция, какой бы она ни была, представляет собой, с одной стороны, переменную,  которая может быть вызвана различными событиями. Но при этом мы не можем рассматривать события сами по себе, мы можем рассматривать их только по отношению к нам, к нашей личности в смысле Джемса,  месту нашей личности в событии и значению события для нашей личности. Мы соотносимся с событиями посредством нашего эмоционального отношения к ним, которое рационализируется в форме понятий.
    В то же самое время, эмоция единственна и неповторима. Эмоция может быть подобна другой эмоции, но она никогда не есть та же самая эмоция, хотя бы уже потому, что любая эмоция есть процесс, а не объект. Она есть такой результат, феномен, "аура" процесса, который существует ровно до тех пор, пока существует процесс, и исчезает вместе с окончанием процесса. Эмоция оставляет за собой память о себе, но не себя.
    Эмоция соответствует объекту, и в этом смысле представляет собой своеобразный след, который оставляет действующий объект на эмоциональном поле субъекта. Эмоция, как единственная в своём роде, есть постоянная. Картина объекта, который вызвал в своё время эмоцию, представляет собой якорь, посредством которого  не только вспоминается, но и воспроизводится эмоция в качестве переживания..
16   Холл: -
    " Вспомните какое-нибудь приятное переживание из прошлого. В вашем сознании всплывут различные картины."

    Ш: - Выражение "вспомните" важно в том отношении, что оно предполагает произвольность. Но  наши произвольные воспоминания ограниченны. Фрейд показал, что  на многих наших воспоминаниях стоит запрет, табу, многие наши воспоминания вытеснены из нашего сознания, и вытеснены они на основе эмоций боли, страха  или  рациональных установок, запрещающих нам заглядывать " в иные комнаты нашего сознания". С другой стороны, многие наши воспоминания являются насильственными, не зависящими от нас и противоречащими нашим волевым установкам, и все эти воспоминания связаны в значительной своей части с фобиями, но в целом - с существующими у нас доминантами, воспроизводящими себя. Перед нами открываются, т.о., две сферы: одна произвольная, в которой мы чувствуем себя хозяевами, и вторая непроизвольная, которая окружает нас как существующая вне нас сила, обусловливающая наше поведение и  лишающая нас сознания. И, конечно, для человека важно, в какой мере он "принадлежит или не принадлежит" себе, в какой мере он способен владеть собой и своим сознанием.
    Что такое эти две противоположности? Непроизвольность связана с воздействием на нас внешней среды и с нашим чувственным реагированием на неё. Непроизвольность обусловлена не только  непроработанностью информации,  характеризующей  воздействующий на нас материал, но, главное, запретом его проработки. Произвольность - это часть айсберга переработанной или разрешенной для перерабатывания  нами информации, которая позволяет нам адекватно и опережающим образом отражать внешнюю среду.
    Внешний объект отражается в нас в форме информации.

    Ш:  -Существует принципиальная разница между русским и английским языками. И эта разница обусловлена значением связки "суть", "есть" в обоих языках. Русскому языку связка "суть" чужда. Русский скажет: "Я читаю" Англичанин скажет: "I am reading" - я есть читающий. Русский не объективирован по отношению к самому себе. Он погружен в свою деятельность, тождественен с самим собой. Англичанин объективирован по отношению к самому себе. Русский есть единство субъективности и объективности. Англичанин есть их противопоставление. Англичанин противопоставлен самому себе. Он наблюдает себя как объект, и определяет, что этот объект читает. Англичанин как субъект существует вне и независимо от себя как объекта. Поэтому англичанин может противопоставить себя самому себе. И любую свою субъективную, феноменологическую реальность как противостоящую ему. И поэтому для англоязычного естественно дать себе команду: "представь себе какую-нибудь приятную картину" Для англичанина феноменология является внешним ему объектом, с которым он оперирует. Русский тождественен со своей феноменологией. Русский достающему его скажет: "Я вижу, что ты кайф ловишь, делая это", то есть для русского действия другого человека преследуют субъективные цели. Англичанин в действиях другого человека будет искать объективные цели. Русский непосредственен. Англичанин опосредован.  И с этим связана  неадекватность, непонимание русским  объективных аспектов субъективного. Носитель русского языка не может представить себе феноменологические факторы как объекты, так как он слит с ними. И поэтому он не может по команде представить себе объекты.

   Ш: - Что значит - вспомнить какое - нибудь приятное переживание из прошлого? Мы знаем множество приятных вещей, и все эти вещи представлены в виде каких то объектов и (или) событий. Мы знаем, когда мы испытывали приятные ощущения, когда - неприятные, и все они привязаны к объектам т.о., что сами эти объекты являются приятными или неприятными.
17    Холл:
   Холл предлагает использовать эмоцию как фильтр ради получения картины, которая сама по себе является приятной, и именно потому, что она, в свою очередь, вызывает приятные воспоминания.  Следовательно, цель воспроизводства картины есть переживание приятной эмоции.
 Ш.   -
Возникает вопрос: со всеми ли картинами, которые мы стремимся вызвать,  у нас  связаны приятные или неприятные эмоции? Возможно ли воссоздание картины, с которой не связана никакая эмоция? Например, мы исследуем треугольники, и ради этого  представляем их. Мы идем по знакомой улице, и у нас есть одновременно и параллельно с этим её представление  и место, в котором мы находимся на ней в сию секунду. При этом мы можем в значительной степени минимизировать внешние раздражители от улицы и идти, опираясь на внутреннее представление её. Какие при этом мы испытываем эмоции? Наши представления  являются существенным образом автоматическими и определяются решаемыми нами задачами. Сидя у себя дома, я могу представить, что нахожусь в гараже. Находясь мысленно  в гараже, я могу устремлять свой взгляд на те или иные вещи. Для того, чтобы лучше видеть ту или другую вещь, я могу мысленно подойти к ней. Или, если я не представляю себя в гараже, а представляю только то, что в нём находится, я могу все эти вещи приближать к своему взору или удалять. При этом, в зависимости от расстояния, я буду вещь видеть лучше или хуже. Точно также, чтобы лучше увидеть части вещи, я могу саму вещь мысленно увеличивать или уменьшать. Вообще совершенно неважно, что именно я представляю, но для того, чтобы видеть представляемую вещь отчетливо, я должен взять её в фокус. Пусть я представил себе треугольник. Моей целью может быть рассмотрение его как целого, и это будет один фокус. Я могу рассматривать его стороны, углы - и это будут уже иные фокусы зрения. Во всех этих случаях я имею дело с представляемыми объектами, и, рассматривая их, я имею дело с их содержанием.

    Холл: -НЛП работает преимущественно с психическими процессами, а не с их содержанием.
    Ш. Следовательно, содержание объекта самого по себе для НЛП не имеет значения. Когда я мысленно исследую треугольники - равносторонние, равнобедренные и т.п., я имею дело с образами объектов и с их свойствами, со всем тем, что не имеет никакого отношения ко мне, что существует само по себе и содержание чего я пытаюсь отразить. Холл говорит, что НЛП, в общем и целом, с объектами самими по себе  не имеет дела. Значит, с этой точки зрения я  имею дело с собственно психическими процессами, и ими являются мои эмоции. Если я представляю некоторый эмоционально значимый для меня предмет, то, приближая его к себе, я увеличиваю его и его  эмоциональное воздействие на меня, если удаляю, то, соответственно, уменьшаю его, и тем самым, в силу его уменьшившейся различенности,  его воздействие на меня я ослабляю. Вот я представил себе бушующее море и громадные волны, накатывающиеся на берег. Если я нахожусь далеко от моря, то я мало что вижу, и то, что происходит на берегу, на меня не оказывает действия. Вот я оказался на берегу на безопасном расстоянии от волн. Мне приятно наблюдать с безопасного расстояния на ревущие волны. Я испытываю в известном смысле сладострастные чувства, основанные, с одной стороны, на чувстве безопасности и, с другой, - чувстве угрозы со стороны бушующего моря. Но вот неведомая сила схватила меня и потащила к волнам. Я начинаю сопротивляться, и чем ближе я оказываюсь к волнам, тем больший страх овладевает мною, и тем более отчаянно я сопротивляюсь, и, когда эта сила затягивает  меня в волны, я понимаю, что это - конец, и перестаю сопротивляться: пусть всё будет кончено, но только скорее.
    НЛП говорит: я хочу, чтобы человек был счастлив, чтобы он испытывал всегда положительные эмоции. И я учу человека, как он может это сделать. В частности, если ты видишь, что опасность к тебе приближается,  мысленно удали её от себя на такое расстояние, при котором она станет совсем маленькой, невидимой, и ты обретешь если не счастье, то, во всяком случае, покой. При этом, разумеется, в твоей реальной жизни ничего не изменится,  ты не будешь управлять своей жизнью, но будешь управлять своими эмоциями,  и если опасность и поглотит тебя, то это для тебя произойдет мирно и покойно, так что ты этого даже не заметишь, а будешь решительно чувствовать себя постоянно счастливым.
   Что стоит за этой формулой? Человек стремится, как он считает,  к счастью. НЛП говорит: человек счастлив или несчастлив не в зависимости от своего положения в мире, а в зависимости от своего отношения к нему. Измени раму, в которую вставлено твое отношение к твоему положению в нём, то есть свою точку зрения на него, и твоё эмоциональное состояние изменится. А так как по жизни человеком управляет стремление к удовольствию и избеганию неудовольствий, то изменение негативных реакций на происходящее на позитивные сделает вас счастливыми.
    Но так как человек сам по себе не в состоянии преодолеть свои естественные реакции, то для этого существуют психотерапевты, которым несть числа, и важной ветвью среди них являются представители НЛП. И они говорят: " Ребята, несите нам ваши деньги, и я мы вас излечим от жизни: вы перестанете чувствовать неприятности и станете пожизненно счастливыми. Психотерапевты - исключительно благородные люди. Хэммингуэя избавили от памяти, чтобы она его не расстраивала, а заодно и окружающих. Но Хэммингуэй относился к своей памяти как к единственно ценной вещи, которой он обладал. И лишение его памяти лишило жизнь его смысла, и он покончил с собой. Я с удовольствием читал книгу Гринсона по практике психоанализа. Хорошая книга. Гринсон был личным психоаналитиком Мэрилин Монро. Которая умерла ведь именно благодаря идеологии удовольствия, которая её и убила.
    Так что же, НЛП - вредная буржуазная наука? Но наука сама по себе не может быть классовой. Наука - это всего лишь набор средств. Другое дело - наука  плюс идеология, в рамках которой она применяется. Что такое буржуазное применение НЛП? При товарно-денежных отношениях человек приучается к тому, что он и пукнуть не должен бесплатно, но должен так  приспособить своё пуканье, чтобы получать за него деньги. На основе склонности человека к получению удовольствия и к избеганию неудовольствий создаются  соответствующие психотерапевтические службы, помогающие ему в этом не путем изменения объективных обстоятельств его бытия, а путем изменения его отношения к ним. Что такое эриксоновский гипноз? Например, в отношении онкобольных? - это изменение направления фокуса сознания: весь организм кричит: я погибаю, и человеческая душа корчится в невообразимых муках, не в силах признать, что её праздник жизни окончен. Гипноз изменяет фокус внимания сознания - и человек продолжает жить, умирая и не испытывая ни с чем не сравнимых мук гибнущей души.

    А если мы отбросим принцип удовольствия, провозглашенный Фрейдом? Если мы, вслед за Достоевским, скажем, что человеку нужно столько же удовольствия, сколько и неудовольствия? И если человек будет рассматривать реальность как объект, который ему противостоит и который он должен всю жизнь преодолевать? Вот в этом случае НЛП  способно превратиться в могучее средство самореализации человека.
    Джон Гриндер заметил: "В разобщенном урбанистическом обществе ( а именно в таком обществе мы сегодня в России живем (Ш.)), которое не может соотнести "эманации снаружи и эманации изнутри", на людей ложится ответственность за развитие своей собственной культуры и формирование этического фрейма, внутри которого они будут применять данные (НЛП (Ш.)) инструменты.""
188    
19    
  Литература 1. Майкл Холл, Боб Боденхамер. Полный курс НЛП. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008