на главную страницу

L21 Холл и Ш

2
1 бессознательное Холл: -Как пользоваться этим учебником?  1. Заведите тетрадь и посвятите ее вашим мыслям, догадкам, тренировкам и упражнениям. Моторная активность в процессе письма закрепит изученный вами материал через кинестетику и поможет усвоить знания на подсознательном уровне. В будущем вы, возможно, найдете полезным вернуться к вашим заметкам, догадкам, идеям и практическим упражнениям.
    Ш. - Насчет моторной активности - это понятно. Слова о подсознательном уровне, привязанные к моторике, приводят к следующей идее, характеризующей бессознательное. Допустим, вы хотите научиться крутиться на турнике. Вы видите, как  это делают другие, и с этой точки зрения вы знаете, как все это делается. Но когда вы видите, как кто-то крутится на турнике, вы получаете зрительный образ. Вы можете представить себе, что это вы делаете, и в вашем воображении вы делаете это легко и без напряжения, точно также, как вы не ощущаете напряжений, которые прикладывает физкультурник, вращаясь на турнике. Но вот вы подходите к турнику, и не чувствуете своего тела. И начинается длительный количественный процесс научения движениям, которыми реализуется вращение на турнике. Этот процесс - количественный. И точно также, как в начале процесса вы не владеете своими мышцами т.о., чтобы они позволили вам осуществлять вращение на турнике, точно также, когда вы научились вращению, ваши мышцы работают как бы сами по себе, независимо от вас.
    Что бы вы ни делали, вы не знаете, как это делаете. Вы управляете своими движениями, придавая им определенную траекторию. Но вы не знаете, как это делаете. Вы хотите поднять руку, и вы поднимаете её. Вы хотите пригласить девушку на танец, но опасаетесь, что она вам откажет, и если вы приглашаете девушку через преодоление этого опасения, то ваше приглашение выглядит так, что не отказать вам становится просто невозможно.
    Вы не знаете, как вы нечто делаете, но вы сами, сознательно или бессознательно, создаете все ваши способности к действиям. И эти ваши способности являются произвольными или непроизвольными. Они являются произвольными, когда вы целенаправленно, посредством волевых усилий создаете ваши способности к действиям. И они являются непроизвольными, когда ваши действия представляют собой ваши непосредственные, приспособительные реакции на воздействия. Наша бессознательная сфера проявляет себя в наших действиях. Мы - это наше бессознательное как выражение нашей материальной реальности. Мы владеем собой, мы обладаем властью над собой в той мере, в какой сами создаем наши способности. И мы не обладаем властью над собой в той мере, в какой наши способности к действиям сформированы не нами.
2 Элиты Во главе любой революции стоит лидер.  Любая революция совершается активным меньшинством  при  попустительстве большинства. Существование любого социального строя поддерживается стоящей в его главе элитой,  представляющей собой меньшинство. Строй не может быть сметен народом. Один вид общественного строя, выражающий интересы одной элиты,  может быть уничтожен только другой элитой. Никакое народное недовольство не может уничтожить существующий общественный строй, если на  основе народного недовольства не сформирована соответствующая ему элита. Элита есть организация. Значит, для изменения общественного строя должна быть сформирована элитарная организация, заинтересованная в ином общественном строе, осознавшая свой интерес и стремящаяся к его обеспечению. Организация в элиту заинтересованных сил есть средство превращения идеи в материальную реальность.
3 Горби Горбачев:
    - Раечка, ты видела красную дорожку, по которой я шел в Роял-Альберт-холле, ты слышала, как я пел с Макаревичем песню, посвященную тебе, дорогая,  ты видела   европейский и американский бомонд, торжественно отмечающий моё 80-летие. И ты видела всех тех из России, которым я дал в России власть над ней - олигархов, поп-артистов, националистов.  Они все были, все собрались, чтобы торжественно отметить юбилей человека, который дал им свободу, сделав их элитой. Ты видишь моё торжество: я  всех переиграл.
    Ты помнишь, моя дорогая, как Иуда Искариот продал Иисуса Христа за 30 серебряников,  и после бросил эти 30 серебряников прочь от себя и повесился. Он не воспользовался тридцатью серебряниками и повесился. Он сам себе вынес приговор. Никто приговора ему не выносил, и он вполне мог воспользоваться своим положением, чтобы возвыситься в глазах  у тех, которым он продал Христа. И вот его из  века в век преследуют проклятия как предателя. Но что такое Иуда в сравнении со мной?! Он - ничтожество. Покончив с собой, он сам себе вынес проклятие. Тогда  как Я - ты видишь, как я возвысился, как меня уважает мировая демократия.
    Я помню, в каком ты была отчаянии после Фороса. Ты не могла этого пережить. Ты, королева, царица, которой принадлежала огромная страна, в одночасье всего лишилась. Ты не могла пережить этого позора, этого презрения, с которым, как ты думала, относятся к тебе. Ты не могла пережить этого унижения.
    Я всем отомстил. Я как был Горби, так и останусь им в истории. Я - великий человек, надевший удавку на шею своего народа, и меня за это восхваляет весь цивилизованный демократический мир. И я продолжаю учить и поучать. Я  критикую Медведева и Путина за то, что они не демократичны, за то, что Россия из-за них пока еще существует, хотя её уже давным-давно не должно быть на карте мира, а должны быть княжество московское, да казачество кубанское, да республика Омская. Но России не должно быть. Я их учу, и цивилизованный мир поддерживает меня и аплодирует мне. В моём лице  татаро-монгольское иго возвратилось в Россию.  Я говорил о гласности и перестройке. И я говорю о них сейчас. С этим знаменем я иду по жизни, и ты видишь, что оно меня никогда не подводило. Я благодаря этим лозунгам изменил лицо мира на одной пятой суши планеты земля.
    Говорят, от меня идет дурной запах. Я чувствую, что я уже не живу, а живет на земле кто-то другой. И тот, кто уже не живет во мне, иногда прорывается к тому, который еще живёт,  провозглашает перестройку и гласность, и тогда тот, который не живет, говорит: "Будь я проклят!  И пусть будут прокляты все мои потомки до седьмого колена!" И тогда в ответ я говорю: "Да здравствуют гласность и перестройка на всём земном шаре"
    Раечка, я не боюсь смерти, потому что когда я уйду, я встречусь с тобой, моя единственная. И пусть тот, другой, говорит, что ничего не будет, что я разложусь на составляющие меня элементы, и мы с тобой уже никогда ни в какой другой жизни не встретимся, потому что кроме этой, единственной, земной жизни никакой другой жизни не существует. Но какое мне дело до того, что говорит тот,  другой, мне, человеку, который всю свою жизнь имел целью самого себя. Важно не то, что есть в действительности. Важно единственно то, что мы хотим о ней думать.
    09.04.11 г.
4    Холл: -  2. Составьте свой собственный предметный указатель для учебника. Это укрепит ваши знания о НЛП и его компонентах, а также позволит вам лучше ориентироваться в материале книги.
    Ш. -Очень верно. Это в особенности относится к определениям. Обычно я сноски записываю на обложке книги. Но сделать соответствующую вставку в книгу - это верно, тем более, что в самой книге предметного указателя нет
5 15, 16 Холл: -

    Ш: -16,3,4. Понятия контроля и управления связаны друг с другом. Понятие контроля включает в себя отражение состояний контролируемого объекта в реальном времени, сравнение отражения с тем, каким оно должно быть, и определение рассогласования между тем, что есть и тем, что должно быть. Управление регулируется рассогласованиями и осуществляется посредством реакций, соответствующих им.
    Снятие данных о процессах   означает наблюдение за происходящим в нас. Вопрос о наблюдении не является простым в силу реципрокных отношений между  наблюдением и действием. Последнее выражается в том, что, действуя, мы не способны к отражению действия, а наблюдая, мы не способны к действиям. Мы можем делать либо одно, либо другое. Есть и еще одна вещь: мы находимся либо в себе, либо вне себя. То есть мы либо наблюдаем себя, либо наблюдаем то, что вне нас.  И опять-таки, находясь вне себя, мы не находимся в себе, как и обратно, находясь в себе, мы не находимся вне себя. Реципрокность связана с тем, что одно реализуется посредством другого: видеть нечто во вне можно, только исходя из себя, увидеть себя можно, лишь спроецировав себя из внешности, то есть рассматривая себя как объект.

    16.1 Проделаем опыт. Пусть нами выполняется некоторая стереотипная, привычная работа, не вызывающая в нас напряжения. Мы автоматически выполняем работу и при этом в качестве фона у нас текут независимо от нас мысли, образы, воспоминания, представления и пр.. Оказывается, что эти мысли не являются каким-то дополнением к работе, напротив, они являются условием её выполнения. Наши мысли обладают фоновым характером потому, что принадлежат фону сознания, находятся вне его фокуса (внимания). Фокусом (внимания) сознания является выполняемая нами работа. Но так как деятельность сознания в условиях стереотипной работы остаётся загруженной не полностью, то в качестве дополнения к этой деятельности и выступает сопровождающий деятельности непроизвольный поток сознания, который характеризуется тем, что не затрагивает наших эмоций, мы остаемся вне непроизвольного потока,  фоновые поток сознания протекает параллельно центральному потому, который связан с эмоциями. Представим себе, что какой-то из образов потока зацепил собой наше внимание. В результате этого фокус сознания переключился на новый объект, и сразу же возник сбой в нашей стереотипной деятельности.  Чем резче будет зацепка, тем более резким окажется сбой в деятельности. Если зацепка не столь резкая, возникнут периодические сбои в выполнении стереотипной деятельности. 
    Затем увеличим интенсивность работы стереотипа. По мере её увеличения нагрузка на сознание будет увеличиваться, фоновый поток - уменьшаться, и, наконец, деятельность потребует для своего выполнения всего сознания. Это внимание сознания окажется полностью связанным с деятельностью, не отделимо от неё.  Дальнейшее увеличение интенсивности поведет к сбоям в работе стереотипа в силу того, что скорость работы сознания  начнет отставать от скорости,  которую требует от него процесс.
6 производитель
ность труда -
критерий
эффективности
социальной
системы
Критерием эффективности социальной системы является не её культура, не уровень её духовности, не её демократичность и т.д.. Критерием эффективности социальной системы является её экономическая эффективность. Всё остальное - и религия, и культура, и мораль - являются производными от эффективности способа производства. Побеждает наиболее эффективный способ производства, или, другими словами, побеждает высшая производительность труда. Отсюда следует: выбор среди  способов производства определяется высшей производительностью труда, который  способом производства обеспечивается.  Только высшая производительность труда обеспечивает наилучшее удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.
    Если перевести это на практический язык, то для страны вообще и для России в частности совершенно неважно, какой в стране строй - капиталистический или коммунистический,или феодальный. Вопрос заключается в одном - в эффективности производства. Вспомните ленинский подход: не эффективен военный коммунизм - значит, нужно переходить к НЭПу. Не эффективен НЭП - значит, нужно переходить ко всеобщей индустриализации. 
    Вывод: критерием государственной политики может быть только один: эффективность производства. Политика, которая уперта на восстановление коммунизма, как и политика на построение капитализма, то есть политика, которая относится к надстройке, а не к производству - губительная политика. Победу может принести только одно - эффективное производство.
7   Но для того, чтобы обеспечить эффективное производство, необходимы социальные отношения, которыми они обусловливалось бы. Для таких социальных отношений существует критерий эффективности: если социальными отношениями обеспечивается непрерывный рост производительности труда, они должны закрепляться, если социальные отношения препятствуют росту производительности труда, они должны меняться. Но для этого сама социальная система должна быть достаточно сильной для того, чтобы иметь возможность осуществлять эффективные выборы на основе противостояния эгоизму индивидов.
8 "Разговор"  Почему нас становится меньше? Почему мы вымираем?
    Потому что мы живем в стране смерти.
Снежана Малышева
Разговор

     -Милый, может, не умерли мы еще?
    Только странно, трава проросла сквозь плечо...
    Только вот у тебя в уголке у рта
    Зацвели незабудки вчера с утра.
    Слышишь, бьётся сердце твоё в груди.
    -Обозналась ты, пароход гудит
    И плывет по реке, что меж нами течет;
    Омывая твоё и моё плечо.
    -Может, живы мы, ведь вздымается грудь.
    -Это просто песок осыпается чуть,
    Это ветер и воды размыли его,
    Мы с тобою уходим в него...
    сквозь него...

    Почему мы живем в стране смерти? Потому что подавляющее большинство народа превращено в скот хозяев. Существовать можно, потому что хозяин кормит свой скот, и функция Путина в этом и заключается - кормить скот, работающий на хозяев. Но человек - не скот, не животное. Хозяин стремится приручить скот, стремится ограничить человека его физиологическими потребностями. Но даже дикие животные в неволе не размножаются. Что уж тут говорить об оскопленном человеке. Существовать можно, жить - нельзя. И люди вымирают в России от безысходности. 

    И это значит, что существующая система  антидуховности для народа, приватизация духовности эксплуататорскими  классами является антинародной и поэтому преступной. А преступники должны находиться там, где они находились при Сталине.  "Вор должен сидеть в тюрьме". Ибо по делам их и награда им!
9 страна
смерти
 В чем заключается эгоизм индивидов? Эгоизм индивидов заключается в формуле: иметь, ничего не отдавая взамен. Индивид что-то дает ради того, чтобы получать. В формуле между отдачей и получением выполняются реципрокные отношения. Инстинкт массового индивида зиждется на идее получать, не отдавая. Государство, идущее в русле эгоизма массового индивида, неизбежно должно перестать существовать. СССР брежневского и постбрежневского периодов с его идеей народного государства произвело среднестатистического берущего и не отдающего индивида. Коммунизм в глазах такого индивида есть молочные реки с кисельными берегами. И когда эта идея набрала критическую массу, созрела в широких слоях народа, тогда и произошла смена сторон противоположности, тогда и стал законом общественной жизни закон  эгоизма индивида  как его первой и последней цели.
10    Значит, вопрос изменения существующей социальной системы состоит в переориентировке вектора индивида с его индивидуального эгоистического интереса  на общественный. Речь идет о таком объединении индивидов, которое преследует цели удовлетворения частного интереса через общественный вместо удовлетворения общественного интереса через частный, как это сегодня имеет место. Что такое эта последняя форма социальной системы? - это форма отчуждения человека от себя и тем самым - от другого человека. Мы имеем дело с отчужденными людьми и от себя, и друг от друга, с людьми с превращенной формой сознания, с людьми, человеческое содержание которых вытеснено в бессознательное, в сферу мыслей, и именно потому, что он не находит человеческого содержания в окружающей его социальной жизни. И вы хотите, чтобы в люди в такой стране не вымирали?!
11    Но может ли это сделать индивид, ориентированный на собственный эгоизм, на потребление? Разумеется, не может. Такой индивид может быть использован как материал для изменения существующей социальной системы, если он будет убежден в том, что иная социальная  система лучше будет удовлетворять его эгоистические, индивидуальные  потребности. Индивид, настроенный на потребление, в качестве своего идеала способен увидеть только  то, что увидела Раиса Максимовна Горбачева, оказавшись первой леди СССР. Люди, ориентированные на потребление, что-то делают только  ради потребления.  Индивид, ориентированный на потребление, имеет целью себя, своё положение в обществе и т.д. Он никогда не является самостоятельным, никогда не становится производителем. Деньги - его конечная и высшая  цель, поскольку ими обеспечиваются условия для удовлетворения его ничем не ограничиваемых  потребностей. Выше денег существует только власть. Но для эгоиста власть сама по себе не имеет значения, потому что выше власти для него является его собственное благополучие и собственное тщеславие. Поэтому он теряет власть, как потерял власть Горбачев. И как отказался от власти Ельцин. Это - не хозяева. Это - не производители.
    Власть - выше денег. Власть по сути своей, в основе своей есть общественное отношение, общественное созидание. Удержать власть может только производитель, потому что человек производящий - неважно, что именно он производит - пшеницу, уголь, станки, научные идеи, социальные отношения - он властвует над тем, что производит. И противостоять сегодняшнему массовому эгоизму могут только производители. Только организация производителей, стремящаяся к власти и овладевающая ею.
12   Пусть нефть стоит 150 руб. за баррель. Россия получает за нефть деньги и кладет их под подушку, на случай "непредвиденных кризисных обстоятельств". Она кладет их в банки, американские, европейские. Тем самым она  инвестирует производство американцев и европейцев и одновременно ставит себя в зависимость от американцев и европейцев, которые в случае, если Россия поведет себя не в соответствии с их интересами, заблокируют российские счета, и она останется ни с чем. Скажите, хозяин своей страны пошел бы на такие гарантии лояльности?
    Если вы имеете деньги, то вы можете инвестировать их в собственную экономику. Но этого нет. И при этом зазывают к себе иностранные инвестиции. Но иностранные инвесторы преследуют собственные эгоистические цели.
    Так почему государство не инвестирует избыточные деньги в собственную экономику? Инвестировать в собственную экономику? - а как? Государственная политика - политика частного предпринимательства любой ценой. Частный предприниматель имеет целью частный, а не общественный интерес. Государство не может отдать деньги частному предпринимателю, потому что, хотя он и является священной коровой государства, однако государство знает, что он сделает всё зависящее  от него для того, чтобы эти деньги присвоить. Само же государство в соответствии с идеей частного предпринимательства, говорит, что оно не может вмешиваться в экономику. И для государства совершенно не стоит вопрос об эффективности частного и общественного производства и о возможных формах их симбиоза. Современное Российское государство - это тупой баран, быдло, упертое на одной извилине частного предпринимательства, и именно потому, что оно является государством людей, которые преследуют свой личный интерес и создают страну под себя, возвращая её в шестнадцатый век. Российское государство с одной стороны - это олигархическое государство, с другой стороны, это олигархическое государство держится на тонком слое государственного капитализма. При сохранении существующих тенденций чем дальше, тем этот слой государственного капитализма будет тоньше. Единственный плюс Путина состоит в том, что он замедлил распад России. Но власть, ориентирующаяся на частный интерес, власть, для которой частный интерес есть цель государства, а не средство, власть, которая не контролирует, не использует частный интерес в общественных целях - такая власть должна быть похоронена. России нужны деятели, укрепляющие, а не разрушающие общественные отношения в противовес частному эгоизму.
13   "НЛП работает преимущественно с психическими процессами, а не с их содержанием".

  Холл: НЛП - экспериментальная наука. Произведем опыт. 
    Вспомните какое-нибудь приятное переживание из прошлого. В вашем сознании всплывут различные картины".

 Ш.   -
(1) Другими словами, мы начинаем с эмоции, и у нас должно существовать желание испытать соответствующую эмоцию. У нас должна существовать потребность в соответствующем переживании, так как если потребности нет, то невозможно и переживание, потому что удовлетворять в этом случае нечего. Я могу хотеть сладкого и могу хотеть горького. Я могу хотеть испытать приятные ощущения, и могу хотеть испытать неприятные ощущения. Испытание неприятных ощущений подобно растравливанию, расчесыванию раны. Мы растравляем себя, и в этом получаем наслаждение, подобно тому, как мы расчесываем заживающую рану, которая начинает чесаться, когда заживает. Расчесывая рану, восстанавливая её, мы испытываем наслаждение, рана снова вскрыта, кровь идет, а нам хочется чесать её дальше и дальше. Но в какой-то момент ощущение наслаждения исчезает. Мы как бы пришли в себя, в безэмоциональное состояние. Рана постепенно заживает и начинает чесаться. И мы, помня наслаждение, которое мы испытывали, снова начинаем её расчесывать. Т.о., мы оказываемся в замкнутом круге, в котором рана постоянно воспроизводится нами самими. Для того, чтобы рана могла зажить, нам нужно произвести над собой насилие, запастись терпением, чтобы вытерпеть этот зуд. Или же нам должны связать руки с тем, чтобы мы не могли расчесывать рану. Этот соблазн вполне выражен в мифе о сиренах.  "Сирены изображаются, как девы чудной красоты, с очаровательным голосом. Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают" (Википедия), но сирены погибают, если путнику удается противостоять их красоте и сладкогласию. И совершенно то же самое мы наблюдаем в социальной жизни, в которой  эксплуатируемые ради испытания наслаждения от страдания   сами воспроизводят своё рабское состояние. Они кричат, вопят о своих страданиях, но ничего не делают для того, чтобы избавиться от них, потому что эти вопли их есть не что иное, как выражение ими наслаждения от страдания. Люди оказываются замкнуты в психологическом круге, который они не могут разорвать. Подобного рода круги - вообще замечательная вещь. Люди движутся внутри противоречия, из которого, из которого нет выхода. Один из примеров круга противоречия есть у Ленина: для того, чтобы привезти дрова, нужен поезд, но для того, чтобы поезд мог привезти дрова, нужны дрова. Так что круг противоречия - это не только то, что может характеризовать высказывания, но и то, что характеризует окружающую нас реальность, в том числе и психологическую.
    Если есть круг противоречия, то он чем-то обеспечивается, и психологический круг противоречия обеспечивается социальным положением эксплуатируемых, то есть условиями существования, которые целенаправленно создают для них эксплуататоры.   
14 различная
цена
денег
 Цена денег для элиты и для народных масс различна. Если принять цену 1 рубля для олигарха, то эта же цена для среднестатистического представителя из народа будет равна сотням миллионов рублей. И как не жалко работнику для своего существования потратить рубль, так точно не жалко миллиардерам тратить миллионы для обеспечения условий своего существования. И для одних, и для других цена этого различного количества денег одна и та же.  Сто миллионов для олигарха имеют точно такую же цену, как один рубль для работника. Нужно понимать эту капитальную разницу цены денег для представителей классов эксплуататоров и эксплуатируемых. Благодаря разной цене денег эксплуататор оплачивает всех тех, кто поддерживает его экономическое благосостояние, и т.о. возникает в целом поляризация в обществе, в которой существует высокооплачиваемое меньшинство, служащее эксплуататорам именно потому, что цена денег для последних на несколько порядков ниже  цены денег  среднестатистического работника. И поэтому естественно, что это организованное в элиту меньшинство выступает за сохранение рабства для большинства.
    В чем заключаются современные тенденции? В том, что формируется одно образование для работников, и другое образование - для высокооплачиваемых, организованных в элиту; в том, что будет постепенно вводится уже также и официальное разделение людей на бедноту и людей высших классов с соответствующими, фиксированными правами для богатых и для бедных..
15   Ш: Для испытания эмоции нужна картина. Можно ли испытывать приятные или неприятные ощущения вне картин? Да, конечно, можно. Можно испытывать физиологическое, не привязанное ни к чему конкретному чувство счастья. Или чувство депрессии. И тогда кажется, что внешняя реальность тут не причем, а обусловлена соответствующим физиологическим состоянием организма. Да, такую особенность мы можем обнаружить в своём опыте. Но в целом склонность к депрессии или счастью обусловлена общим фоном жизни человека, его удовлетворенностью ею или неудовлетворенностью. Происходит суммирование многих событий, которые создают общий фон эмоционального существования человека. На этот общий фон накладываются конкретные события, зачастую едва нами замечаемые, но которые переводят стрелки нашего настроения на иные пути. А  нами в это время фиксируется только (внезапно, "беспричинно" изменившееся настроение, но не то отдельное событие, которое его вызвало, и которое наложилось со своим знаком на существующий эмоциональный фон существования. Событие является причиной нашего эмоционального состояния. Событие само по себе объективно. Оно приобретает субъективное значение у субъекта, включенного в качестве составляющей  в событие. Поэтому, если мы хотим вспомнить нечто приятное или неприятное, мы должны вспомнить соответствующее событие и наше положение в нём.

     Говоря о событиях, вы начинаете с эмоций. В этом смысле эмоция, какой бы она ни была, представляет собой, с одной стороны, переменную,  которая может быть вызвана различными событиями. Но при этом мы не можем рассматривать события сами по себе, мы можем рассматривать их только по отношению к нам, к нашей личности в смысле Джемса,  месту нашей личности в событии и значению события для нашей личности. Мы соотносимся с событиями посредством нашего эмоционального отношения к ним, которое рационализируется в форме понятий.
    В то же самое время, эмоция единственна и неповторима. Эмоция может быть подобна другой эмоции, но она никогда не есть та же самая эмоция, хотя бы уже потому, что любая эмоция есть процесс, а не объект. Она есть такой результат, феномен, "аура" процесса, который существует ровно до тех пор, пока существует процесс, и исчезает вместе с окончанием процесса. Эмоция оставляет за собой память о себе, но не себя.
    Эмоция соответствует объекту, и в этом смысле представляет собой своеобразный след, который оставляет действующий объект на эмоциональном поле субъекта. Эмоция, как единственная в своём роде, есть постоянная. Картина объекта, который вызвал в своё время эмоцию, представляет собой якорь, посредством которого  не только вспоминается, но и воспроизводится эмоция в качестве переживания..
16   Холл: -
    " Вспомните какое-нибудь приятное переживание из прошлого. В вашем сознании всплывут различные картины."

    Ш: - (1) Выражение "вспомните" важно в том отношении, что оно предполагает произвольность. Но мы-то с вами прекрасно знаем ограниченность наших произвольных воспоминаний. Фрейд показал, что  на многих наших воспоминаниях стоит запрет, табу, многие наши воспоминания вытеснены из нашего сознания, и вытеснены они на основе эмоций боли, страха  или  рациональных установок, запрещающих нам заглядывать " в иные комнаты нашего сознания". С другой стороны, многие наши воспоминания являются насильственными, не зависящими от нас и противоречащими нашим волевым установкам, и все эти воспоминания связаны в значительной своей части с фобиями, но в целом - с существующими у нас доминантами, воспроизводящими себя. Перед нами открывается, т.о., две сферы: одна произвольная, в которой мы чувствуем себя хозяевами, и вторая непроизвольная, которая окружает нас как существующая вне нас сила, обусловливающая наше поведение и  лишающая нас сознания. И, конечно, для человека важно, в какой мере он "принадлежит или не принадлежит" себе, в какой мере он способен владеть собой и своим сознанием.
    Что такое эти две противоположности? Непроизвольность связана с воздействием на нас внешней среды и с нашим чувственным реагированием на неё. Непроизвольность обусловлена не только  непроработанностью информации относительно воздействующего на нас материала, но, главное, запретом его проработки. Произвольность - это часть айсберга переработанной или разрешенной для перерабатывания  нами информации, которая позволяет нам адекватно и опережающим образом отражать внешнюю среду.
    Внешний объект отражается в нас в форме информации.

    Ш. -Существует принципиальная разница между русским и английским языками. И эта разница обусловлена значением связи "суть", "есть" в обоих языках. Русскому языку связка "суть" чужда. Русский скажет: "Я читаю" Англичанин скажет: "I am reading" - я есть читающий. Русский не объективирован по отношению к самому себе. Он погружен в свою деятельность, тождественен с самим собой. Англичанин объективирован по отношению к самому себе. Русский есть единство субъективности и объективности. Англичанин есть их противопоставление. Англичанин противопоставлен самому себе. Он наблюдает себя как объект, и определяет, что этот объект читает. Англичанин как субъект существует вне и независимо от себя как объекта. Поэтому англичанин может противопоставить себя самому себе. И любую свою субъективную, феноменологическую реальность как противостоящую ему. И поэтому для него естественно дать себе команду: "представь себе какую-нибудь приятную картину" Для англичанина феноменология является внешним ему объектом, с которым он оперирует. Русский тождественен со своей феноменологией. Русский достающему его скажет: "Я вижу, что ты кайф ловишь, делая это", то есть для русского действия другого человека преследуют субъективные цели. Для англичанин в действиях другого человека будет искать объективные цели. Русский непосредственен. Англичанин опосредован.  И с этим связана  неадекватность, непонимание русским  объективных аспектов субъективного. Носитель русского языка не может представить себе феноменологические факторы как объекты, так как он слит с ними. И поэтому он не может по команде представить себе объекты.

   Ш: - Что значит - вспомнить какое - нибудь приятное переживание из прошлого? Мы знаем множество приятных вещей, и все эти вещи представлены в виде каких то объектов и (или) событий. Мы знаем, когда мы испытывали приятные ощущения, когда - неприятные, и все они привязаны к объектам т.о., что сами эти объекты являются приятными или неприятными.
17    Холл:
   Холл предлагает использовать эмоцию как фильтр ради получения картины, которая сама по себе является приятной, и именно потому, что она, в свою очередь, вызывает приятные воспоминания.  Следовательно, цель воспроизводства картины есть переживание приятной эмоции.
 Ш.   -
Возникает вопрос: со всеми ли картинами, которые мы стремимся вызвать,  у нас  связаны приятные или неприятные эмоции? Возможно ли воссоздание картины, с которой не связана никакая эмоция? Например, мы исследуем треугольники, и ради этого  представляем их. Мы идем по знакомой улице, и у нас есть одновременно и параллельно с этим её представление  и место, в котором мы находимся на ней в сию секунду. При этом мы можем в значительной степени минимизировать внешние раздражители от улицы и идти, опираясь на внутреннее представление её. Какие при этом мы испытываем эмоции? Наши представления  являются существенным образом автоматическими и определяются решаемыми нами задачами. Сидя у себя дома, я могу представить, что нахожусь в гараже. Находясь мысленно  в гараже, я могу устремлять свой взгляд на те или иные вещи. Для того, чтобы лучше видеть ту или другую вещь, я могу мысленно подойти к ней. Или, если я не представляю себя в гараже, а представляю только то, что в нём находится, я могу все эти вещи приближать к своему взору или удалять. При этом, в зависимости от расстояния, я буду вещь видеть лучше или хуже. Точно также, чтобы лучше увидеть части вещи, я могу саму вещь мысленно увеличивать или уменьшать. Вообще совершенно неважно, что именно я представляю, но для того, чтобы видеть представляемую вещь отчетливо, я должен взять её в фокус. Пусть я представил себе треугольник. Моей целью может быть рассмотрение его как целого, и это будет один фокус. Я могу рассматривать его стороны, углы - и это будут уже иные фокусы зрения. Во всех этих случаях я имею дело с представляемыми объектами, и, рассматривая их, я имею дело с их содержанием.

    Холл: -НЛП работает преимущественно с психическими процессами, а не с их содержанием.
    Ш. Следовательно, содержание объекта самого по себе для НЛП не имеет значения. Когда я мысленно исследую треугольники - равносторонние, равнобедренные и т.п., я имею дело с образами объектов и с их свойствами, со всем тем, что не имеет никакого отношения ко мне, что существует само по себе и содержание чего я пытаюсь отразить. Холл говорит, что НЛП, в общем и целом, с объектами самими по себе НЛП не имеет дела. Значит, с этой точки зрения я  имею дело с собственно психическими процессами, и ими являются мои эмоции. Если я представляю некоторый эмоционально значимый для меня предмет, то, приближая его к себе, я увеличиваю его и его  эмоциональное воздействие на меня, если удаляю, то, соответственно, уменьшаю, и тем самым его воздействие на меня я ослабляю. Вот я представил себе бушующее море и громадные волны, накатывающиеся на берег. Если я нахожусь далеко от моря, то я мало что вижу, и то, что происходит на берегу, на меня не оказывает действия. Вот я оказался на берегу на безопасном расстоянии от волн. Мне приятно наблюдать с безопасного расстояния на ревущие волны. Но вот неведомая сила схватила меня и потащила к волнам. Я начинаю сопротивляться, и чем ближе я оказываюсь к волнам, тем больший страх овладевает мною, и тем более отчаянно я сопротивляюсь, и, когда эта сила толкает меня в волны, я понимаю, что это - конец, и перестаю сопротивляться: пусть всё будет кончено, но только скорее. Допустим, в этом заключается моя объективность. НЛП говорит: я хочу, чтобы человек был счастлив, чтобы он испытывал всегда положительные эмоции. И я учу человека, как он может это сделать. В частности, если ты видишь, что опасность к тебе приближается,  мысленно удали её от себя на такое расстояние, при котором она станет совсем маленькой, невидимой, и ты обретешь если не счастье, то, во всяком случае, покой. При этом, разумеется, в твоей реальной жизни ничего не изменится, но ты будешь управлять своей жизнью, и если опасность и поглотит тебя, то это для тебя произойдет мирно и покойно, так что ты даже этого не заметишь, а будешь решительно чувствовать себя постоянно счастливым.
   Что стоит за этой формулой? Человек стремится к счастью. НЛП говорит: человек счастлив или несчастлив не в зависимости от своего положения в мире, а в зависимости от своего отношения к нему. Измени раму, в которую вставлено твое отношение к твоему положению, то есть свою точку зрения на него, и твоё эмоциональное состояние изменится. А так как по жизни человеком управляет стремление к удовольствию и избегания неудовольствия, то изменение негативных реакций на происходящее на позитивные сделает вас счастливыми. Но так как человек сам по себе не в состоянии преодолеть свои естественные реакции, то для этого существуют психотерапевты, которым несть числа, и важной ветвью среди них являются представители НЛП. Словом, ребята, несите мне ваши деньги, и я вас вылечу: вы перестанете чувствовать неприятности и станете пожизненно счастливыми. Психотерапевты - исключительно благородные люди. Хэммингуэя избавили от памяти, чтобы она его не расстраивала, а заодно и окружающих. Но Хэммингуэй относился к своей памяти как к единственно ценной вещи, которой он обладал. И лишение его памяти лишило жизнь его смысла, и он покончил с собой. Я с удовольствием читал книгу Гринсона по практике психоанализа. Хорошая книга. Гринсон был личным психоаналитиком Мэрилин Монро. Которая умерла ведь именно благодаря идеологии удовольствия, которое её и убило.
    Так что же, НЛП - вредная буржуазная наука? Но наука сама по себе не может быть классовой. Наука - это всего лишь набор средств. Другое дело - наука - плюс идеология, в рамках которой она применяется. Что такое буржуазное применение НЛП? При товарно денежных отношениях человек приучается к тому, что он и пукнуть не должен бесплатно, но должен так его приспособить, чтобы получить за него деньги. Склонность человека к получению удовольствия и к избеганию неудовольствий создает соответствующие психотерапевтические службы, помогающие ему в этом не путем изменения объективных обстоятельств его бытия, а путем изменения его отношения к ним. Что такое эриксоновский гипноз? Например, в отношении онкобольных? - это изменение фокуса: весь организм кричит: я погибаю, и человеческая душа корчится в невообразимых муках, не в силах признать, что её праздник жизни окончен. Гипноз изменяет фокус внимания сознания - и человек продолжает жить, умирая и не испытывая ни с чем не сравнимых мук гибнущей души.
    А если мы отбросим принцип удовольствия, провозглашенный Фрейдом? Если мы, вслед за Достоевским, скажем, что человеку нужно столько же удовольствия, сколько и неудовольствия? И если человек будет рассматривать реальность как объект, который ему противостоит и который он должен всю свою жизнь  преодолевать? Вот в этом случае НЛП превращается в могучее средство самореализации человека.
    Джон Гриндер заметил: "В разобщенном урбанистическом обществе ( а именно в таком обществе мы сегодня в России живем (Ш.)), которое не может соотнести "эманации снаружи и эманации изнутри", на людей ложится ответственность за развитие своей собственной культуры и формирование этического фрейма, внутри которого они будут применять данные (НЛП (Ш.)) инструменты.""
18  

Репрезентативные системы

 
Дистанцирование
Пусть мы представляем какой-то объект. Мы можем приблизить его к себе или удалить от себя. Всем этим нами определяется дистанция относительно объекта. Когда мы начинаем удалять от себя объект, то в конечном счете он перестает для нас существовать. Но что происходит, когда мы начинаем бесконечно приближать к себе объект? В результате бесконечного приближения к себе объекта в какой-то момент происходит качественный скачок, и мы оказываемся внутри его. Мы уже не можем объективироваться по отношению к нему, мы превратились в его часть.
Различие подходов в классическом НЛП и Ш
Классическое НЛП исходит из объективации и имеет своей целью влияние на объекты, каковой является психика людей. Т.о., НЛП имеет ввиду противопоставление субъекта и объекта. Субъект и объект - это разные сущности, и целью отношения "субъект - объект" является отражение свойств объекта и его изменения. Ш. исходит из тождества "субъект-объект", то есть из одного объекта, отражающего внешнюю среду и формирующего психологические средства взаимодействия с нею. Подход Ш - существенно феноменологический. И поэтому для Ш. важен перевод НЛП-информации на язык феноменологии.
19   Высказывания:
    Если мы думаем в терминах изображений, звуков и ощущений, это проявляется в наших внешних языковых картах - словах
    Отзеркаливание человека - передача обратной связи о его поведении
    Присоединение к предикатам- когда мы возвращаем человеку его слова, описывающие процессы, они немедленно "проскальзывают" в его сознание. Человек не будет вынужден переводить ваши слова в свои
    Когда  вы неоднократно  выполняете  "отзеркаливание", это становится неосознанным паттерном ваших реакций и речи.
    Переживаемые людьми внутренние и внешние процессы коррелируют и с движениями глаз, и со словами-предикатами.
    ВВерх - влево воспоминания (воспроизведение ) образов такими, какие они есть, образы привязываются ко времени. Ответ на вопрос: когда, где.
    вверх-влево - пространственная деятельность, связанная с соединением частей, разных образов в некоторое целое.
    Двжиния глаз следует увязать с зонами мозга, посредством которых осуществляется связь. Человек получает доступ к той или иной части мозга посредством движений глаз. Здесь вопрос стоит так: что является первым: движения глаз, обеспечивающие доступ, или же, напротив, движения глаз являются следствием процессов доступа.
    направление взгляда может выражать собой проекцию внутреннего во внешнее. Объекты . Внутренний взгляд. Но если так, то вопрос: человек  видит при этом объекты внутри или во вне себя. В связи с этим - на чем он при этом сосредоточен. При этом здесь всегода будет две стороны будет источник, обеспечивающий проекцию, и будет результат работы этого источника. Источник при этом будет внутри. Но отсюда - вопрос о произвольности и непроизвольности образов. Непроизвольные образы "возникают сами", то есть двигатель не контролируется сознанием, всё идет на фоне существующего нервного возбуждения. И тогда человек видит образы проекций вне себя. Но если образы получаются на основе волевых усилий сознания, то ощущается именно работа проецирующей аппаратуры, поскольку стоит отвлечься, и работа аппаратуры прекратится, и исчезнут проецируемые ею образы.
    После того, как мы поделились информацией, человеку необходимо её переработать. Он должен "уйти в себя" и внутренне осмыслить полученную информацию Он может поднять глаза и осуществлять визуализацию, опустить взгляд и перейти в аудиально - дигитальную систему или использовать кинестетические ощущения. . Чтобы поддержать раппорт, нужно сделать паузу, дать ему время для обработки информации.  Если вы продолжите говорить, вы потеряете раппорт, так как в это время человек вас не слышит. Речь, следовательно, идет о параллельно последовательных  восприятии и переработке информации.
    Глаза неподвижны - человек получил доступ к информации.
    Люди сбиты с толку - это может означать, что они заняты другими мыслями.
    Глаза движутся взад и вперед - возможно человек что-то ищет, высматривает, сравнивает.
    Связи репрезентативных систем: связь ушей с кожей, кожи - с мышцами.
    Несенсорный язык - левая половина мозга
    -Вспомни то врем, когда - отсылка в образы точки прошлого
    Визуалы: Шум может отвлекать, дыхание поверхностное стр. 39. описание здесь характерное для любого доступа требуют для себя пространства, против приближения
    То, что мы слышим 41 являются буквальным описанием внутреннего мира говорящего
    42 более высокие уровни организуют более низкие уровни
    Чувство страха - метауровень - страх страха. Усиливает чувство страха.
20    Я должен первести язык Холла на свой язык.
21    
22    
23    
24    
25    
26    
27    
28    
29    
30    
31    
32    
33    
34    
35    
36    
37    
38    
     
  Литература 1. Майкл Холл, Боб БоденХамер. Полный курс НЛП. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008