Понуждение целью

-В субботу я поеду на Врубовую.
-Там все дешевле?
- Ну, у нас окорочка по 60, а там по 44.
- Да, имеет смысл ехать. А я пойду в гараж свой дрындулет налаживать. А то нужно было привезти врача, пришлось людей просить.
-Ты бы лучше, чем тратить все деньги на компьютер, на нормальную машину собирал.
- У меня у самого есть такая мысль. Там, куплю я машину, или нет, а деньги будут.
- Я, когда окончила техникум, трынькала деньги налево и направо. А потом мне ужасно понравился приемник, как он называется…, на М, знаешь, с антенной.
- Неважно, приемник.
- И я стала на него собирать деньги. Правда, приемник этот я не купила, а купила себе пальто. И вот с тех пор я стала деньги распределять, какие деньги на что.

И я делаю открытие для себя:
цель ведет.
Действительно, вы понимаете, что вам следовало бы пройтись. Но попробуйте вытащить себя из дома, да еще и поднять с мягкого дивана, в особенности, если перед вами вопрос: а что там делать? А зачем? А куда? И ты уже не хочешь ни шевелиться, ни прилагать какие-то усилия.
Эта ситуация напомнила мне рассказ Калиты. «Были мы в командировке в Вильнюсе. И поселили нас в заводском общежитии вместе с местным парнем. И вот мы куда-то собираемся, говорим: «Сашка, пойдем с нами в кино» - «Да ну его на». -«Пойдем по пиву» - «Да ну его, лучше принесите»-«Пойдем в театр, в ресторан, по бабам» - ответ один: да ну его. И так он и лежал все свое свободное время на кровати.»

А теперь попробуйте определить себе цель, саму по себе, может быть, самую бессмысленную, но такую, чтобы смысл ее заключался хотя бы в действии ее исполнения.

Как только вы ее сформулировали, она вас уже как бы обязывает ее выполнить, и вы поднимаетесь и приступаете к ее исполнению, не размышляя о том, хотите вы это или не хотите.
(В этом отношении женщины мужчине даны для того, чтобы ставить перед ним цели, без которых он, конечно, безвозвратно погиб бы: Вася, забей гвоздь, Вася, прогуляй собаку, Вася…. И Вася забивает гвоздь, прогуливает собаку и все ожидает, что эта череда команд когда-нибудь кончится. Но она никогда не кончается. Он думает: а ну ее. Но тут перед его глазами возникают груди и попа Маши, и он в очередной раз смиряется)

Вы сидите дома, и вам лень рукой пошевелить. Вы не испытываете ни удовольствия, ни неудовольствия. Вы просто существуете. Но вот вы говорите себе: сейчас я встану и соберу блок питания. Вы поднимаетесь через свое «не хочу» и собираете этот блок питания, при этом вы либо в процессе его сборки втягиваетесь в эту работу и входите в это новое постоянное состояние, и тогда работа идет сама собой, либо же вам настолько лень, что вы с трудом заставляете себя выполнять работу. И потом, когда вы начинаете блок отлаживать, и у вас что-то не идет, вы все проклинаете, но, так как цель поставлена, и вы ее должны реализовать, то вы и здесь через всю свою злость продолжаете ковыряться с ненавистным блоком питания, пока он нормально не заработает. И вот когда работа закончена, вы чувствуете, что словно гора свалилась с ваших плеч, и от этого ощущения вы испытываете и чувство удовлетворения от выполненной работы и чувство удовольствия от того, что она закончена и вы с чистой совестью, гордые собой, можете принять вожделенное приглашение дивана.
И, поскольку вы испытали это чувство удовлетворения, у вас возникает мечта сделать нечто подобное. У вас уже образовался рефлекс преодоления сопротивления лени. Вы уже знаете, как это делать, вы объективируете себя по отношению к самому себе. Вы уже знаете себя, того, которым вы были до этой работы, вы не тождественны с ним, и вы теперь способны заставить его делать то, что вам нужно.

А теперь представьте себе, что вы не реализовали цель так, как следует. Какие чувства вы при этом испытаете? Прежде всего, чувство неудовлетворения, неудовольствия. Вы чувствуете, что вы потратили время, и потратили его даже не просто зря, а потратили его отрицательно, доставив себе массу неудовольствия, и, спрашивается, ради чего? Тогда как, будь вы умнее, вы все это время могли ловить кайф на диване! У вас, т.о., образовался отрицательный рефлекс по отношению к активной деятельности. В следующий раз при возникновении подобного рода мыслей вы скажете себе: «а ну его»

Какой вывод из этого получается?
Если мы ставим перед собой цель, мы должны знать, что в состоянии ее исполнить, что у нас есть достаточно средств для этого. Если мы не можем реализовать цель до конца, мы должны определиться, какие действия мы предпримем, какие положительные и отрицательные результаты мы можем при этом получить, и определиться с нашим отношением к этим результатам. И когда у нас сформирована эта предваряющая результаты готовность, конкретизирующая наши ожидания, определяющие конкретные формы реализации цели, мы можем быть уверены в том, что у нас не будет сформирован отрицательный рефлекс на проявления нашей активности.

В любом случае, цель – это то, что мы ставим перед собой, то есть впереди себя, это – точка, в которой мы должны оказаться. Всякое не достижение цели чревато торможением деятельности по закреплению рефлекса ее постановки и реализации.

То же самое это относится и к прогулкам. Чтобы вытащить себя из дома, нужно поставить себе любую цель, которая сама по себе может и не иметь значения, но которая однозначно определяет маршрут движения. До тех пор, пока это не сделано, пока маршрут однозначно не определен, мы подобны буриданову ослу, так как стоим перед неопределенностью бесконечного множества возможных маршрутов и тем самым реально не имеем ни одного из них. Нам попросту некуда идти.

При этом следует иметь ввиду, что во всяком маршруте есть две вектора: есть точка, в которую мы должны попасть, и есть возврат в исходную точку. И мы должны правильно рассчитать оба вектора с точки зрения их воздействия на наши чувства.

И так как «целью любых наших целей» является получение чувства удовлетворения с связи с преодолением каких-то препятствий либо с получением чувства удовольствия в связи с разрядкой существующих в нас напряжений, то в маршруте должны быть заложены положительные эмоции. И только в этом случае избранную цель можно считать приемлемой для нас

07.05.06 г.

Любая наша цель должна представлять собой удовлетворение какой-то нашей потребности. И У нас существует множество целей, за которыми скрываются наши потребности, которые могут вступать в противоречие друг с другом. И вопрос в том, какую потребность мы собираемся удовлетворять.

Понятие отложенной потребности.

Допустим, что высшее наслаждение, которое я испытываю, это наслаждение от ничего неделания. Но для этого нужно иметь возможность ничего не делать, а для этого, скажем, нужно работать. Т.о., для того, чтобы иметь возможность удовлетворять потребность в ничегонеделании, нужно уметь откладывать эту потребность до тех пор, пока для нее не будут созданы соответствующие условия, а такие условия создаются работой.

Вот еще один обыденный пример: вы выходите на улицу и обнаруживаете, что начинает накрапывать дождь. У вас возникает отрицательное рассогласование, для устранения которого, вы понимаете, следует возвратиться за зонтиком. Но для этого нужно подниматься на четвертый этаж, против чего решительно возражает ваша лень. То, чего вы не хотите, это затрачивать усилия, которые потребуются для этого. Для того, чтобы подняться наверх, вы должны будете испытать новое отрицательное рассогласование в себе, то есть за зонтик вы должны расплатиться еще какой-то мерой своей отрицательного эмоционального состояния. И действительно, поднявшись на этаж, взяв зонтик, и снова спустившись, вы испытаете эти отрицательные ощущения. Но, вместе с тем, в то же самое время, вы испытаете также возникшее чувство равновесия и уверенности, поскольку теперь вы защищены зонтиком. Тем самым исходное отрицательное рассогласование у вас будет устранено, но в вас останется приобретенное отрицательное рассогласование, связанное с возвращением за зонтиком, и, в связи с этим, вы начинаете на будущее вырабатывать стратегию избегания попадания в такое положение.

В то же самое время, если вы не подниметесь за зонтиком, у вас два возможных варианта: дождь перестанет накрапывать, и вы обойдетесь без зонтика, и вы выиграете, так как не испытаете отрицательных эмоций, связанных с возвращением за зонтиком, и у вас закрепится соответствующий рефлекс «авось»: «авось дождь пройдет» и т.п.; либо же дождь пойдет по-настоящему, и вы испытаете отрицательные последствия для своего эмоционального состояния, намного превосходящие те, которые вы испытали бы, поднимаясь за зонтиком. И в этом случае у вас подкрепление стратегия «как бы чего не вышло»

По жизни мы постоянно сталкиваемся с подобного рода ситуациями: с возможностью заплатить за то, что, может быть, будет потом. И, т.о., заплатить меньше для того, чтобы позже не платить больше. Эта стратегия, доведенная до абсурда, ведет к тому, что человек начинает платить за события малой значимости цену, превышающую их собственную цену, или когда он платит за маловероятные события, что ведет, конечно, к угнетению эмоционального состояния.

Т.о., самое первое, с чем мы сталкиваемся, когда рассчитываем, платить или не платить за отложенную потребность, состоит в анализе соотношения цен предварительной оплаты события и оплаты его по его наступлении с учетом величины вероятности наступления события.

Например, если вероятность наступления события равна 0,5, а предваряющая его цена в два раза меньше, то если событие не наступит, то я теряю, но не очень; если наступит, я выигрываю, но тоже не очень; в целом здесь имеет место достаточная неопределенность, так как, что касается того, что именно произойдет на самом деле, это еще большой вопрос, ведь вероятность характеризует не появление отдельного события, а соотношение множеств событий. Она верна на множестве событий, но не на отдельно взятом событии. И именно эта сторона дела должна в особенности учитываться.

Я начал с рассмотрения отложенной потребности. Это означает, что удовлетворение существующей актуальной потребности откладывается до тех пор, пока для ее удовлетворения не будут созданы достаточные условия. Это одно.
Другой аспект - возможное возникновение потребности в будущем, и наше поведение в настоящем, обеспечивающее ее удовлетворение, либо нет.
Итак, речь идет о предваряющем поведении, которым обеспечивается удовлетворение либо неудовлетворение потребности. Не случайна поговорка, что умного судьба ведет, а неразумного тащит.
Например, в каком смысле судьба тащит наших руководителей: западу нужно было заговорить об его энергетической безопасности для того, чтобы Россия начала искать новые рынки для сбыта своих энергоресурсов. Т.о., посредством заявлений запада судьба тащит наших руководителей.

08.05.06 г.



Hosted by uCoz